freepik.com

Автор фото: freepik.com

Автор материала: Денис Фокин

Обзор российских онлайн-кинотеатров: какой выбрать среди множества одинаковых

Постарались найти по стоимости и качеству контента самую лучшую платформу.

К сожалению, сегодня люди меньше ходят в кинотеатры. Да, мы тратим на билеты больше денег, потому что цены выросли, но в количестве зрителей кинозалы очень сильно просели. Тенденция зародилась в пандемийный 2020 год (помните, что такое с нами случилось? Мы вот почти забыли): в те долгие месяцы люди, запертые дома, остро нуждались в развлечениях, и в нашу жизнь ворвались как с горы на лыжах стриминги. В тот год выручка платформ взлетела и составила суммарно более ₽68 миллиардов — невиданные цифры, особенно в сравнении с предыдущими годами и учитывая менталитет русского человека, не привыкшего платить за лицензионный контент.

Для нас психологически тяжелее отдать условные ₽400 за месячную подписку, чем заплатить ₽600 за билет в кино на один фильм. Это парадокс, но он действительно существует и порой проявляется в виде паники, стресса, самоедства. Психологи называют это явление разновидностью хрометофобии, когда жалко потратить деньги на свои удовольствия.

Далее ситуация ухудшилась: ушедшие из нашей страны крупные студии фактически отвадили зрителя от кинотеатров — зачем же туда идти, если нормального ничего не показывают? Да и распробовавший удобство платформ человек уже не хотел выходить из зоны комфорта, предпочитая смотреть кино и сериалы дома.

Это подтверждают и цифры: за первое полугодие 2024 года онлайн-кинотеатры заработали на подписках и за счёт показа рекламы почти ₽52 миллиарда. Да, это меньше, чем в пандемийный год, но больше, чем в 2023-м, и цифры эти отображают данные только первых шести месяцев.

Автор фото: freepik.com

Как строится работа

Фильм после проката раньше издавался на DVD или Blu-Ray, чтобы студии могли ещё больше заработать, а люди пополнить свою коллекцию. Сегодня после показов в кинотеатре у фильма случается цифровой релиз, и он переезжает в библиотеку платформ, которые покупают лицензию на показ, продавая возможность посмотреть уже конечному потребителю, то есть нам с вами.

Онлайн-кинотеатры зарабатывают на подписках (самая большая часть дохода), предоставляя доступ к каталогу. Это десятки тысяч фильмов и сериалов со всего мира, но на горячие новинки и блокбастеры обычно подписка не распространяется и зрителю приходится дополнительно покупать разовый или постоянный доступ к этим единицам контента. По сути библиотека у всех российских платформ более-менее одинаковая, ведь права на показ студии продают всем заинтересованным в этом аудиовизуалам. Исключения составляют лишь релизы собственного производства, но иногда фильм или сериал снимают два онлайн-кинотеатра, и тогда они появляются в каталоге обоих. Иногда права на суперспешный originals (собственный контент) перепродаются по лицензии, и он начинает странствовать по платформам.

Стриминги также зарабатывают на показах рекламы. Два-три ролика, которые нам приходится смотреть перед началом фильма, приносят онлайн-кинотеатрам мешки денег (за первые полгода-2024 этот показатель приблизился к ₽3 миллиардам).

Как выбрать платформу

Обращайте внимание на несколько пунктов:

  1. Контент. Крупные кинотеатры релизят качественные премьеры своего продакшена очень часто — чем богаче платформа, тем выше вероятность, что её продукт понравится массовому зрителю, потому что есть возможность привлекать топовых сценаристов, режиссёров и актёров.

  2. Совместимость. Некоторые smart-tv не поддерживаются для обновлений (это как с айфонами), и их каталог приложений не обновляется. Соответственно, вы не сможете установить нужное для просмотра на морально устаревший телевизор.

  3. Цены. Стоимость месячной подписки держится примерно на одном уровне, но многие платформы предлагают бесплатный пробный период. У одних он может составлять до трёх месяцев, другие дают не более одной-двух недель.

  4. Функциональность. Некоторые аудиовизуалы предоставляют возможность скачать выбранные фильмы или программы на устройство, чтобы после посмотреть без доступа к интернету.

  5. Отзывы. Самое полезное, что вы можете сделать перед оформлением подписки — это прочитать отзывы.

Автор фото: freepik.com

Какой онлайн-кинотеатр выбрать

По сути они все одинаковые: открывают доступ к фильмам, сериалам и телепрограммам за вознаграждение, разбавляя стандартный каталог продукцией собственного производства. Чем лучше контент, тем больше зрителей. Значит, больше подписок, просмотров, рекламодателей и прибыли.

Снова обратимся к цифрам и посмотрим на лидеров рынка первого полугодия-2024. Первое место, как и год назад, удерживает бывший сайт о кино, а теперь полноценный онлайн-аудиовизуал «Кинопоиск»; второе место забрал себе старейший кинотеатр страны «Иви», а третье место занимает Wink, бомбивший весь год сериальными хитами. Теперь давайте пройдёмся по ценам и специальным предложениям самых популярных платформ России.

«Кинопоиск»

Сайт о кино с 2018 года работает как онлайн-кинотеатр, а с 2020 производит свои фильмы и сериалы. Удобство в том, что вместе с подпиской на «Кинопоиск» пользователь получает доступ к платным сервисам «Яндекса», в структуру которого тот входит. А ещё не выходя с сайта можно смотреть рейтинг и отзывы (которые часто бывают накрученными или, наоборот, искусственно заниженными). В 2025 году сервис будет наращивать своё производство и инвестирует в originals ₽100 миллиардов. Ожидается размах, если судить по недавней премьере «Преступления и наказания», о которой мы писали. Среди уже заявленных проектов киноадаптация русских комиксов, расширенная вселенная Алисы Селезнёвой, экранизация одной из самых обсуждаемых видеоигр Atomic Heart и продолжение «Монастыря» с Марком Эйдельштейном (пока неизвестно, примет ли участие в съёмках отменённая Настя Ивлеева, игравшая главную роль в первом сезоне). Попробовать все прелести подписки на сервисы, в том числе и на кинотеатр, можно за ₽1 на 30 дней, далее стоимость возрастёт до ₽399 в месяц.

«Иви»

Стриминговый сервис работает в нашей стране с 2010 года, а с 2020 производит originals. В пакете кинотеатра собственные хиты «Райцентр», «Разрешите обратиться», «Мёртвые души» и многие другие, а в начале 2025 года ожидается премьера сериалов «Гостья», о которой мы писали, и «Мамонты» с Юрием Стояновым. У «Иви» один из самых удобных интерфейсов, быстрый движок (сервис почти не подвисает) и множество подборок по интересам. Например, новогоднего кино или сериалов каталога Amediateka. Подписка на первый месяц стоит ₽1 для новых пользователей, далее стоимость составит ₽399. А ещё кинотеатр часто и щедро задаёт промокоды, активировать которые может каждый, кто не пользовался сервисом больше 180 дней.

Автор фото: freepik.com

Wink

Аудиовизуал, образованный в 2018 году, принадлежит крупнейшей российской телекоммуникационной компании «Ростелеком». Деньги у сервиса есть, поэтому он снимает много и в основном хиты: в активе сервиса «Комбинация», «Слово пацана» и «Дети перемен» (созданные совместно с платформой Start), «Чистые», «Подростки в космосе», «ГДР», «Фишер» (кстати, снимают второй сезон) и многие-многие другие. В 2023 году компания присоединила неудачный сервис more.tv, пополнив свою библиотеку другими оригинальными проектами. Помимо всего прочего сервис позволяет слушать музыку и аудиокниги. Пробный период длится 7 дней, далее стоимость подписки зависит от выбранного тарифа — самый дешёвый обойдётся в ₽99/месяц, самый дорогой стоит ₽1800/месяц.

Okko

Пожалуй, самый крутейший в плане контента стриминг страны. Кроме кино и сериалов на платформе можно смотреть балетные постановки, лекции, спортивные трансляции, красивые документалки о природе и фитнес-тренировки. Если бы не одно огромное НО — платформа дичайшим образом тормозит и вышибает пользователей из приложения на телевизоре. Среди собственных хитов, запущенных в производство с 2019 года, есть сильно нашумевшие и поднявшие индустрию на новый уровень «Юг», «Трасса» и «Лихие». А ещё у Okko, единственного из стримингов в России, есть права на показ шедевров Studio Ghibli. Пробный месяц для новых подписчиков стоит ₽1, второй ₽199, последующие от ₽399 в зависимости от тарифного плана.

Start 

Запущенный в 2017 году стриминг снимает очень много оригинального контента как самостоятельно, так и в партнёрстве с другими сервисами, многое из которого становится оглушающе успешным. «Слово пацана», «Содержанки» и «Дети перемен» самые яркие сериальные примеры, из полных метров площадка сняла «Последних богатырей», «Холопов» и «Чебурашку». На платформе нет рекламы, вся прибыль идёт только от подписок, а фильмы можно скачивать на устройство. Оценить работу сервиса можно за ₽1 (неделя тестового периода), после полный доступ обойдётся ₽499/месяц или ₽1199/3 месяца.

Автор фото: freepik.com

KION

Платформа, созданная МТС в 2021 году, активно сотрудничает с Первым каналом, поэтому почти все громкие премьеры сервиса оказываются в его эфире. Например, «Раневская», «Девятаев» и «Обоюдное согласие». Стриминг с постоянной периодичностью представляет свой главный сериал месяца — в декабре таким стал «Первый номер», о котором мы писали. Подписка стоит от ₽84/месяц и до ₽1690/год (с промокодом дешевле почти вдвое).

Ещё в нашей стране работают:

  • Premier, входящий в один холдинг с ТНТ, НТВ, ТВ-3, «Пятницей» — весь контент этих телеканалов выходит на платформе либо на телеканалах после релиза на стриминге.

  • «Смотрёшка» от МегаФона — относительно новый сервис, ничем не выделяющийся и предлагающий стандартный набор услуг без собственного контента.

  • «Смотрим» — проект холдинга ВГТРК, где тонны контента, состоящего из Петросяна, ура-патриотических шоу и прочего наполнения «России-1».