«Анора»: секс, Нью-Йорк, неон и драйв
Рецензируем нашумевшую трагикомедию о стриптизёрше и сыне олигарха с Юрой Борисовым и Марком Эйдельштейном.
После Каннского кинофестиваля в этом году про «Анору» Шона Бэйкера узнал весь мир. «Золотая пальмовая ветвь», всеобщий восторг критиков и обожаемый всеми Юра Борисов сделали фильму такой маркетинг, о котором можно только мечтать. Рассказываем, почему этот фильм западёт вам в душу после просмотра.
Сюжет (спойлеры, конечно)
Эни (Майки Мэдисон), которая терпеть не может, когда её называют Анорой, работает в неоновом и шумном стрип-клубе в Брайтон-Бич. Чтобы заработать на жизнь, приходится во всех смыслах вертеться и разводить ненасытных мужчин на деньги, но в один момент привычный уклад сходит с рельсов на резком повороте. В клуб приходит Ваня (Марк Эйдельштейн) — молодой, капризный и кучерявый сын российского олигарха, которого сразу же цепляет разговор с Анорой на его родном языке. Эти двое сходятся друг с другом настолько, что спустя какое-то время Иван предлагает Эни 15 тысяч долларов, чтобы та стала его девушкой на неделю. Безудержный поток секса, покупок, алкоголя и счастья приводит их в Вегас, где пара решает расписаться. Ваня просто счастлив выкинуть как можно больше денег в обмен на мимолётное веселье.
Сказке наступает конец как только новости о помолвке доходят до семьи Ивана. Захаров-старший (Алексей Серебряков) отправляет за безудержным сыном своих подопечных, но Ваня сбегает прямо у них из-под носа и бросает Анору в своём пентхаусе. После этого фильм превращается в комичное, бешеное и переполненное эмоциями роуд-муви, где Эни пытается найти своего новоиспечённого мужа и разобраться с собой.
Персонажи
После первого показа на фестивале многие выделяли перформанс Майки Мэдисон как самый примечательный. С этим трудно не согласиться — Эни ощущается самым эмоциональным, громким, заметным и живым персонажем. Мейнстримные зрители не привыкли слушать истории о жизни стриптизёрш из Нью-Йорка, но при просмотре «Аноры» ты понимаешь эмоции героини, проникаешься её лучезарным счастьем и чувствуешь её пульсирующую злость и горечь. Она вытянула лотерейный билет и успела поверить в то, что её жизнь превратилась в сказку, но её счастье, мечты и планы рассыпались на кусочки. Героиня Майки почти всегда находится в эмоциональной крайности: либо она флиртует со своими клиентами, либо отрывается вместе с Ваней, либо она в истерике и отрицании дерётся с Гарником (Ваче Товмасян) и Игорем (Юра Борисов). В её характере есть и твёрдость, и храбрость, и сострадание. Анора — это единственный персонаж, который растёт и раскрывается на протяжении всего фильма, и игра Мэдисон это прекрасно отражает.
Иван — самый обычный подросток, который ни под каким предлогом не хочет брать на себя ответственность. Фраза «да я всегда счастлив» лучше всего описывает его характер. Ему не интересно абсолютно ничего кроме веселья, алкоголя, наркотиков, секса и видеоигр. Эйдельштейну поручили сыграть испорченного и беспечного ребёнка, которому он добавил ноты подросткового очарования. В его персонаже нет ничего лишнего, даже если с самого начала он кажется нелепым и притягательным, то под конец Ваня вызывает только негативные эмоции. Он безответственен, труслив и искренне считает, что может купить вообще всё в этой жизни, даже брак ради гражданства в Америке.
Но лично мне почему-то больше всего запомнились поддерживающие персонажи в фильме. Суровый, нетерпеливый и прямолинейный Торос (Карен Карагулян), вечно недовольный и шокированный Гарник (Ваче Томвасян), молчаливый и душевный Игорь (Юра Борисов) — все они подарили фильму душу. Особенно остро это ощущается в последних сценах с Игорем и Анорой — концовка фильма просто сбивает вас с ног и заставляет ещё раз осмыслить всё, что происходило в нём до этого.
Съёмка и монтаж
Определённо самая сильная и свежая составляющая ленты Бэйкера — визуал. Оператор Дрю Дэниелс постоянно играет с фокусом, постановкой кадра, расположением персонажей и способом съёмки. Все его приёмы становятся не просто ещё одним элементом сторителлинга, но буквально выводят эмоции вперёд и заставляют зрителя прочувствовать их на полную. У каждого чувства есть свои сопутствующие визуальные детали: съёмка с рук, когда действие становится максимально суматошным и сюрреалистичным, широкие планы со слоями экшена, когда в кадре показывают сразу несколько персонажей, или ультраблизкая съёмка в самые интимные и чувственные моменты фильма.
Если сюжет «Аноры» похож на анекдот с грустным концом, то визуальная составляющая — это калейдоскоп. Неон ночных клубов и пёстрые огни Вегаса гармонично сменяются солнечными апартаментами Вани и заснеженными улицами Нью-Йорка. Каждый кадр притягивает взгляд, на экран никогда не становится скучно смотреть. Этому помогает не только разнообразие необычных и броских приёмов, но ещё и размеренный монтаж. Фильм чётко поделён на три части, в каждой из которых скорость происходящего постепенно снижается. В начале Бэйкер часто переносит зрителя в разные локации и к разным персонажам, чтобы успеть за темпом экспозиции, а дальше длинные сцены, где фокус внимания останавливается на какой-то конкретной ситуации, всё больше и больше сменяют рваный ритм первой части.
Музыка
В проекте нет собственного саундтрека. Музыка в фильме звучит только когда её слышат герои на экране по сюжету. Шон Бэйкер даёт пространство своим персонажам, эмоциям и комичному экшену и манипулирует чувствами зрителя с помощью других инструментов (что гораздо сложнее). Даже в самой тяжелой финальной сцене, где последние две минуты не звучит никакого диалога, режиссёр оставляет ваше внимание прикованным к персонажам. Фильм заканчивается под звуки движка и скрипящих дворников старой машины. Это достаточно сильно сбивает с ног, отсутствие музыки становится заметно только спустя несколько диалогов. События на экране ничем не защищены, из-за чего создаётся поразительная близость между зрителем и персонажами. И самое прекрасное — то, что от этого кино ничего не теряет и не ощущается как сырой артхаусный проект.
«Анора» — это трагикомедия. Бейкер подбрасывает героям квест, в котором главной героине приходится гнаться за своим непутёвым мужем в компании двух армян-помощников и молчаливого гопника Игоря. Всё происходящее абсурдно и смешно до такой степени, что это похоже на карикатуру. Буквально каждые десять минут случается что-то нелепое и ироничное: герои вздорят, а потом пытаются осмыслить произошедшее и найти Ивана. Во время просмотра картина заставляет вас искренне смеяться, а с началом титров приходит осознание трагичности этой истории. Эни волей случая оказавшаяся по уши «в лаве», быстро осознаёт, что на самом деле ей не рады в высшем обществе. Её новый мир рушится, а вместе с ним и её вера в людей. Тут есть и треш, и запредельные эмоции, и смесь культур (в диалогах постоянно мешаются английский, армянский и русский), и суровая реальность. Вся эта полифония событий и чувств ужасно привлекает своей натуральностью и экспрессией.
Несмотря на это, картина зайдёт далеко не всем. Ширма из бесстыжего секса (резкие переходы к сценам с Эни и Ваней в какой-то момент уже просто начали использоваться как перебивки), отборного мата и безбашенных эмоций может оттолкнуть многих. Но если обратиться к сути фильма, выхватить все смелые технические детали и полностью прочувствовать героев, то тогда эта картина тронет и очарует вас до глубины души.
Популярное
Гид по дог-френдли заведениям Казани: куда сходить с собакой
Текст для тех, кто не любит надолго расставаться с пушистым другом.
«Вечная зима» — великолепный дебют бывшего киноаналитика
Николай Ларионов никогда до этой работы кино не снимал. У него получился достойный фильм, полный боли и детских воспоминаний.
Многообещающие российские новинки сериалов с открытой датой выхода
В этой подборке обсуждаемые проекты, релиза которых очень ждем.
Кольчуга Блейк и колье принцессы на Кардашьян: разбор образов с гала-вечера
Чем удивила ежегодная вечеринка LACMA Art + Film 2024?