Сериал «Преступление и наказание»: плевок в лицо всем, кто ждал премьеры
Рецензируем провалившийся претенциозный проект, который выбесил зрителей еще до своего выхода.
Была ли это такая своеобразная рекламная кампания или же реальный технический факап, но премьеру сериала «Преступление и наказание» переносили аж три раза: он должен был выйти 26 октября, потом 27-го, потом 29-го, но показали его в итоге только 2 ноября, пропустив даже идеальную дату для выхода 30-го числа (в этот день родился главный актер проекта Иван Янковский и, собственно, сам Достоевский, если по новому стилю). Сам этот факт переносов и без того многообещающего сериала наделал немало шуму и только распалил ожидание зрителей. Да, все возмущались, да, писали гневные комментарии, да, злились на обманы «Кинопоиска», но за первую ночь проката сериал только оценили больше 5000 человек. Я подготовилась и была у экрана в 22:00. Ровно через 11 минут испытала испанский стыд, смешанный с разочарованием вселенского масштаба. Досмотреть этот позор российской сериальной индустрии в виде первых четырех серий длительностью почти час можно было только из профессиональной необходимости.
«Преступление и наказание» снял Владимир Мирзоев — он же режиссировал бессмысленный сериал «Внутри убийцы» и позорные «Топи». Казалось бы, а стоило ли вообще ждать чего-то гениального от автора сих проектов? Но всех, и меня в том числе, обмануло покушение на переосмысление Достоевского в современных реалиях. Сценарий написала дочь режиссера Анастасия Мирзоева, и этому семейному тандему лучше бы вместе не работать. Ощущение, что все вышеперечисленные картины — набор одних и тех же актеров в разных конфигурациях, но в одинаковых амплуа. Большую слабость Мирзоев, видимо, питает к демонстрации сумасшествия в кадре — то же было в «Топях», в это же мы погружаемся и в «Преступлении». В обоих проектах сумасшествие нам демонстрирует Янковский-младший.
Автор фото: «Кинопоиск»
Действие в этом сериале разворачивается в атмосфере современного Петербурга. Адаптировано ли оно? Нет. Герои разговаривают на манер произведения Достоевского, ведут себя как в очень плохой театральной постановке (но вопрос здесь не к шикарным актерам, а только к режиссеру, ставящему эту задачу), и поэтому с самого начала непонятно, в чем был смысл сталкивать персонажей с реальностью 2024 года. Это могло сработать, если бы здесь были отсылки к современным событиям, явлениям, их адаптации под сюжет романа — но нет, ничего подобного вы не увидите. Порядок сцен также нарушен: сериал открывает знаменитый диалог студента и офицера, где они обсуждают старуху-процентщицу, которую не жалко убить и ограбить, а отец семейства Мармеладовых умирает до того, как Янковский-Раскольников расправляется со старухой. Вкупе со всем остальным сумасшествием в кадре происходящее выбивает из колеи даже подготовленного зрителя и становится буквально несмотрибельным.
Автор фото: «Кинопоиск»
В первой серии перед нами типичный «жолтый» Петербург Достоевского. На всякий случай вкратце объясню этот литературный прием писателя: жолтый, через «о», и желтый — это два разных термина для Достоевского. Последний обозначает цвет, а первый не столько цвет, сколько безысходность происходящего, как в замкнутом круге — аллегория на букву «о» в этом слове. Достоевский использовал желтый цвет, чтобы описать бедность, болезненность, страдание. Использует его и режиссер в первой серии. А потом просто забывает о цветовой концепции, включая в кадр неон и серость.
Автор фото: «Кинопоиск»
Вообще, в сериале масса авторских деталей, которые вызывают раздражение. Например, курение кальяна под оригинальный слог романа, который не добавляет к сцене ничего, кроме бульканья воды. Зачем, почему, за что? Господи, ну кальян ведь уже даже не в моде! Еще смутил тот факт, что Соню Мармеладову играют две актрисы: Диана Енакаева и Алёна Михайлова. На фоне и без того отсутствующей логики это только путает. Их смена обусловлена потерей девственности Сонечки — якобы так она меняется, становясь проституткой. Но с таким же успехом Мирзоев мог на монтаже добавить кадр с надписью большими буквами «ТЕПЕРЬ СОНЯ УЖЕ НЕ ТА». В общем, очередной прием ради приема.
Все герои в сериале — красивые. Невзирая на то, какими должны быть по задумке. С помощью этих симпатичных персонажей зрителя как бы погружают в больное сознание Раскольникова, но уж очень топорно. Появляются разные несвязные сцены, разбросанные по сериалу рандомно: тут тебе и мужик с головой свиньи, как в очень плохом ужастике, и старуха из «Сияния» (помните легендарную сцену в ванной?), и голый танцующий на столе Янковский, и лилипуты, и даже сексуализированная сцена Раскольникова с сестрой Дуней (Любовь Аксенова), прости господи. Весь сериал — один большой наркотический трип. Но не являющийся смысловой конструкцией, как, например, в «Реквиеме по мечте», а составленный из случайных кадров без подтекста. И ладно бы сцены эти сами по себе составляли эстетическую ценность — этого не ждите.
Попытка поиграть в артхаус должна быть чем-то обусловлена. Помещение действия оригинального романа в современный Петербург — тоже. Но режиссер не переосмысливает роман, не добавляет к нему своих идей, не вступает в диалог с писателем как, например, Михаил Локшин в последней экранизации «Мастера и Маргариты». Нет, Мирзоев на Достоевском просто паразитирует. Психоделический антураж может быть интересным, когда за ним стоит хоть что-то, но режиссер играл в глубину и проиграл.
Я не ханжа и обожаю переосмысление классики. Обожаю обращения к ней и отсылки. Обожаю современные пасхалки в адаптации классических произведений. Только «Преступление и наказание» не побалует вас ничем, кроме таби на Тени (Борис Хвошнянский). За первую ночь проката сериал оценили на 5,7. И что-то подсказывает, что это еще завышенная оценка — «Кинопоиск» таким балуется. Зрителя обманули. Причем обманули бессовестно и намеренно. Но, как завещала нам Сонечка Мармеладова, пропагандирующая идею прощения, Мирзоева мы за такой обман, конечно, прощаем. Просто просим больше не снимать.
Популярное
Игорь Чехов о резком похудении и победителе проекта «Звезды в джунглях»
В эксклюзивном интервью для GALA комик приоткрывает небольшой секретик.
Сериал «Преступление и наказание»: плевок в лицо всем, кто ждал премьеры
Рецензируем провалившийся претенциозный проект, который выбесил зрителей еще до своего выхода.
Сериал «Трасса»: кошмар в ярких красках
Премьерные серии не пугают, а шокируют мрачной реалистичностью.
«Один день в Стамбуле» — о чём ещё могут говорить эти мужчины
Мы сходили на премьерный показ. И кино нам сначала не понравилось. А потом как понравилось!