Куда делись нормальные музыкальные премии?
Разбираемся, почему наша альтернатива Grammy и MTV Music Awards сильно уступает.
Совсем скоро друг за другом пойдут музыкальные премии - традиционно они проходят летом. И мы тут решили вспомнить, что музыкальная церемония - праздник искусства, а не его похороны. Об этом, кажется, все, кроме нас, забыли. Позолоченные статуэтки, расшитые стразами пиджаки, натянутые искусственные улыбки - устаревший трюк, который не проходит с современным зрителем.
Никто бы не испытывал чувство глубокого разочарования, если бы на одного талантливого музыканта в нашей стране приходились сотни тысяч бездарей. Все бы совершенно спокойно относились к блеклым образам на ковровой дорожке, если бы в стране был дефицит талантливых дизайнеров и стилистов. Но ведь это не так. На стриминговых площадках начинающие и продвинутые артисты ежемесячно выкатывают синглы и альбомы, созданные на высоком художественном и техническом уровне. А выпускники творческих вузов создают в сети аккаунты с невероятными профессиональными работами, которые зачастую ничуть не хуже смотрятся на подиуме, чем изделия известных кутюрье.
В чем тогда дело?
Пристегните ремни: прокатимся с ветерком по музыкальным премиям и выясним, почему молодежь сегодня за ними не следит. Спойлер: этот аттракцион может вам не понравиться.

Какие премии есть в России
В наши дни музыкант (эстрадный) может получить награду на четырех премиях - это Муз-ТВ, RU.TV, «Виктория» и «Жара». У каждой свои приколы - кто-то набирает странный пул экспертов (которые могут быть и сами номинированы в каких-то категориях...), кто-то не парится насчет фонограммы и бесполезных мониторов в ушах артистов, а некоторые умудряются сделать для трансляции более устаревшие заставки, чем это делали организаторы премии MTV RMA 2007 (!) года.
Для упрощения выделим несколько признаков, которые объединяют эти награды:
1. Экранному зрителю не достанется никаких пряников - только кнуты.
2. Чем дольше наблюдаешь за тем, что тут происходит, тем больше возникает ощущение, что ты стал невольным участником пародии на «Экстаз» Гаспара Ноэ.
Во-первых, церемонии неприлично длинные. Прошлогодняя премия Муз-ТВ шла дольше, чем рабочий день сотрудника на пятидневке. Прямая трансляция запустилась в пятницу - это тоже заставляет задаться вопросом: а на кого тогда вообще рассчитано все мероприятие, если не на зрителей (которые в будничный день заняты работой)?
Во-вторых, на восприятии сказывается качество записи. Операторы RU.TV берут странные планы во время съемки музыкальных номеров (видимо, их не предупредили, кто куда двигается), на ковровой дорожке Муз ТВ во время того, как со зрителем беседуют ведущие, мы на заднем плане слышим возмущения Леры Кудрявцевой, которая находится (судя по кадру) вообще в другом месте. Как будто кто-то забыл выключить микрофон. Изобилие фонограммы мы уже упоминали? Оно тоже играет важную роль.
В-третьих, некоторые звезды приходят туда так, будто и вовсе не хотят общаться - ни с ведущими, ни со зрителями. Зумеры, одетые в уличную одежду, почти не взаимодействуют с камерой и с публикой. Если для церемонии предлагается дресс-код - половина его не соблюдает. А артисты старой гвардии всем своим видом показывают, что награда нужна не им, а зрителю. Так было, например, недавно с Григорием Лепсом на отгремевшей «Виктории» - он прямым текстом сказал, что ему не нужны никакие почести. Зачем тогда приходить?

В Год семьи в прошлом году некоторые артисты говорили очень странные вещи. Такие, как будто никто никогда не готовил их к пресс-подходам. Например, группу «Город 312» спросили, в чем секрет долголетия группы? И талантливые, опытные музыканты отвечают, что… Секрет долголетия в том, что они все из полной семьи.
Непрозрачное голосование - бич премий
Люся Чеботина появляется на премии «Виктория». Журналисты подходят и уточняют - нормально ли то, что Чеботина - это одновременно и номинантка в одной из категорий, и академик премии. Та в свою очередь спокойно заявляет, что её песни не участвуют в ее же голосовании. Ну да, это существенно (читай: нет) улучшает ситуацию.
На самой «Виктории» половина из наград достается организатору мероприятия - поэту Михаилу Гуцериеву. Знаете, в какой категории? Поэт года. Занавес. Опустим тот факт, что в остальных номинациях побеждали (случайным образом) те, к чьим композициям так или иначе была приложена рука легендарного предпринимателя. Кстати, так он себя называет в своем телеграм-канале.
Может, переместимся в другое место? А то стало как-то слишком душно. Без проблем, на очереди - «Жара». И смех, и грех. В номинации «Прорыв года» побеждает… MONA. Та самая, которая у каждого второго сейчас на слуху. Или нет? Понимаете, я не умаляю таланта девушки, я лишь хочу сказать, что это очень странно… награждать проект человека, у которого на 2 миллиона просмотров приходится в районе 300 комментариев.
То, что номинируются из года в год одни и те же люди - это вообще извечная классика. И то, что выигрывают одни и те же - тоже ни для кого не секрет. Вопрос только один: почему не назвать это сборной солянкой, отчетным концертом? Или хотя бы летней версией «Голубого огонька»? На премию подобное уж никак не тянет.
Награждают за музыку. Или нет?
По-моему, всем очевидно, что на подобной церемонии должны награждаться музыканты за их музыкальные достижения. И понятно, что какому-нибудь инди-коллективу (даже суперталантливому) будет сложно быть на одном уровне с артистом, у которого подготовлена целая хореографическая команда и много спецэффектов (хотя, сложно - это не невозможно). Но даже если речь заходит о тех, кто воспринимает музыку как исключительно коммерческий продукт и рассчитывает на большую публику… В чем, собственно, у них проблема?
Почему все песни пишутся по одинаковому лекалу? Зачем устраивать концерт, наполненный одними каверами? А даже если и не каверами - то песнями практически под копирку. Ани Лорак на премии «Виктория» выходит на сцену в красивом платье и начинает петь лирическую романтическую балладу «Мужчина мой» (текст к которой, конечно же, написал организатор церемонии - легендарный поэт Михаил Гуцериев). И в припеве я слышу отчетливо «Карточный домик» Ирины Отиевой.
В конце этой премии начинает выступать Bearwolf со своей «Годзиллой», которая порядком успела надоесть. Где зрелищное выступление? Где попытка привлечь внимание зрителя? Почему на огромной просторной сцене стоит только девушка и размах ее движений виден разве что первому ряду.
Да и кто номинируется? Я понимаю, если бы приглашали и действительно тех, кто этого заслуживает, кто пользуется популярностью у аудитории (хотя мы и не в числе их фанатов): Анну Асти, Женю Трофимова, Мию Бойко и далее по списку. Но большая часть - ноунеймы. Когда у тебя на экране за звание лучшего музыканта начинают бороться The Hatters и «Три дня дождя» - это интересно. Ты вытираешь потный лоб ладошкой, ждешь оглашения результата. Когда это Вася № 1 и Вася № 2 - да пофиг. И желания узнавать, кто победил, нет.
Я точно знаю, что большое количество групп и солистов достойны награды и публичной огласки их творчества. Я знаю, что наши хореографы, режиссеры-постановщики, операторы способны создать прекрасное шоу, во время которого зритель ни на секунду не заскучает. И я об этом говорю, потому что хожу на концерты российских артистов. А еще я помню Олимпиаду 2014 года и то, какое классное открытие смогли сделать наши ребята. И я помню «Танцы» с шикарными постановками Мигеля и Егора Дружинина. Наших клипмейкеров вообще охотно берут в проекты на мировом рынке. Таланты есть!

Раньше было лучше?
Если сравнивать то, что люди видели 15 лет назад и сейчас - конечно, есть прогресс. В основном он связан с технической частью - качество записи выигрывает на фоне эфиров нулевых.
Сократилась частота вульгарных комментариев, которые сыпались от ведущих на артистов, пока они шли по ковровой дорожке. Никто теперь точно не узнает, попала ли певица на сцену через постель с продюсером. И слава богу. Не очень-то было интересно.
Но температура по палате такая: музыкальная премия в наши дни - это обрубленный тупыми ржавыми ножницами со всех сторон кусок синтетической материи. Мы не идем в эксперименты и новое звучание, и при этом на какие-то душевные и проникновенные вещи (начиная от посыла концерта, заканчивая речами ведущих) мы не тянем. Выходит ни рыба, ни мясо.
Если вы включите премию Муз-ТВ 2012 года - все начинается с классной танцевальной постановки, фейерверков, множества знакомых лиц. Зрители в зале - живые и заряженные. Номера (пусть далеко не все) красивые и продуманные. Среди номинантов много еще начинающих на тот момент исполнителей (или тех, кто просто в целом еще совсем молодой, а уже успешный) - Нюша, Градусы, Юлия Савичева, Serebro.
На премии MTV RMA за 2004, 2007 и 2008 годы все то же самое - прикольные концептуальные решения, зарубежные музыканты и точно так же много узнаваемых артистов. За каждой номинацией даже сегодня интересно наблюдать, потому что там награждаются музыканты, которых любят и слушают. За них переживают. Вы не встретите этого сейчас ни на одной премии.
Много эпатажа на ковровых дорожках было в те дни - все старались подражать западным звездам. И если их образ не был оригинален, то он хотя бы был продуман, и было видно, что дизайнеры и стилисты постарались как-то разодеть артиста и подготовить его к публичному выходу. Сейчас практически ничего нового. Единственное, что запомнилось со всех прошлогодних премий - карета Ольги Бузовой и ее роскошный корсет. Возможно, Бузова - не вторая Уитни Хьюстон, но она точно понимает одно (что, видимо, не понимают другие): премия - это шоу, это феерия, это торжество. И это сенсация (именно это слово особенно любил в те годы глянец).
Казалось бы, с импортозамещением (даже в сфере музыки) должно было прийти что-то свежее. У музыкантов освободилось огромное поле для того, чтобы создать неповторимый саунд и завлечь слушателя. И у премий точно такая же возможность - аналогов пока особо нет, поэтому русский слушатель ориентируется исключительно на то, что транслируется на наших каналах. Так почему бы не сделать клёво? Одним словом - аутентично? Этот вопрос остается для меня загадкой.
Гораздо комплиментарнее будут выходить статьи, рецензии и видеоразборы на премии, если организаторы задумаются над тем, что делают не так, а не будут с грустными щенячьими глазами и раскатанной губой говорить о том, какой неблагодарный слушатель. У человека, который занимается подобными мероприятиями, есть существенное преимущество - право давать зрителю и слушателю что-то новое.
Популярное
Тралалело Тралала и Крокодило Бомбардиро: почему зумеры тащатся от нейромемов
Разбираемся, над чем сейчас смеётся молодежь и почему в топе абсурдный юмор.
Что за лабуда эти Лабубу? Откуда взялся тренд на плюшевый обвес и как с ним жить
С лабутенами у них одно общее — неоправданно высокая цена.
Гид по летнему казанскому Open Space Market 2025: часть 1
Что покупать на OSM? Подборка брендов, на которые точно нужно обратить внимание.
Куда делись нормальные музыкальные премии?
Разбираемся, почему наша альтернатива Grammy и MTV Music Awards сильно уступает.