Андрей Соловьев

Автор фото: Андрей Соловьев

Автор материала: Денис Фокин

Альтернативная музыка: что такое инди и как он развивается в Казани

Знакомимся с локальными артистами, которые помогут нам разобраться в татарском андеграунде.

Глубокие тексты, качественная музыка, современные аранжировки — кажется, мы застали время, в котором татарстанские музыканты творят что хотят и делают это очень хорошо. Понять феномен локальной альтернативной музыки нам помогли эксперты — музыкант, поэт, сооснователь лейбла «Казанализация» и соавтор одноимённого телеграм-канала Айдар Хуснутдинов, а также арт-директор и куратор галереи современного искусства «БИЗОN» Александр Шагулин.

Автор фото: Елена Дейнега

Инди-музыка, или инди — сокращение от английского Independent music. Дословно переводится как независимая музыка. Термин пришёл из киноиндустрии — Independent в то время называли независимые студии, делающие свои непохожие на массовый продукт фильмы. Нейминг для удобства сократился до Indie, а само явление распространилось и на небольшие музыкальные лейблы, занятые выпуском независимых альтернативных артистов. Но что сегодня из себя представляет инди-сцена?

Как объясняет наш собеседник Айдар Хуснутдинов, в широком смысле инди — это музыка, которую не выпускают большие лейблы. Ничего больше. Инди — это вообще не жанр. На сегодняшний день более 70% мирового музыкального рынка контролирует большая тройка звукозаписывающих корпораций — Universal Music Group, Sony Music Entertainment и Warner Music Group. Начинающему артисту договориться о релизе на этих гигантах или их «дочках» практически невозможно — музыкальные менеджеры нацелены только на получение прибыли и музыка в первую очередь для этих корпораций бизнес, поэтому в большинстве случаев ноунейм артисты не удостаиваются ответа, если в них не видят денежный потенциал.

Автор фото: личный архив Александра Шагулина

Для талантливых, но бедных артистов в индустрии работают независимые музыкальные издательства, в том числе и довольно крупные. Что же касается Казани, то здесь всё, или почти всё альтернативное пространство принадлежит Yummy Music — первому независимому татарскому лейблу, который выпускает современную (и прекрасную!) татарскую музыку с 2012 года.

Для большинства альтернативный музыкант всегда будет странным, не форматным, не понятным, но вокруг него обязательно формируется небольшая, но крепкая база фанатов.

— Аудитория андеграунда всегда будет узкой. Она и должна быть такой. Но именно в этих культурных слоях появляются в моем представлении культовые исполнители, которые могут стать актуальны в ближайшем будущем, ведь андеграунд - это площадка для экспериментов, которые не может себя позволить массовая культура. Хороший андеграунд — это когда исполнитель думает о том, как создать что-то новое, уникальное, — уверен Шагулин.

В начале нулевых инди-музыку по незнанию относили именно к стилю. Тогда любое непривычное звучание было чем-то непонятным для широкой аудитории: тем, что не брали на радио, вешая ярлык «неформат». Объясним на пальцах: в конце 90-х в России появились группы «Руки вверх!» и «Маша и медведи». Первый коллектив был и остаёся ярчайшим представителем коммерческой поп-музыки, второй играл рок с философскими текстами и грубыми гитарными переборами. Сергей Жуков практически молниеносно попал в ротацию всех радиостанций и подписал контракт с монополистом того времени - студией «Союз». Не принятая большинством музыка Маши Макаровой издавалась на небольшом лейбле «Снегири-музыка», что автоматически отнесло её к разряду инди-музыкантов. У широкой публики нет и никогда не будет запроса на что-то иное. Слушатели чувствуют себя вполне комфортно, являясь потребителями массового - они знают такой формат, а все остальное по умолчанию будет вызывать отторжение либо безразличие.

Автор фото: Андрей Соловьев/WERK

Но последнее десятилетие ситуация резко поменялась, и инди-музыка (опять же, если всё непривычное звучание по незнанию относить к несуществующему жанру) стала более массовой, популярной и коммерческой: альтернативщиков зовут на корпоративы, их треки звучат в фильмах и сериалах, они становятся хедлайнерами крупнейших фестивалей. Что вызвало такое изменение во вкусах аудитории? Может, просто проявилось новое поколение, формирующее современную повестку? Или проищошла естественная эволюция вкусов?

— Инди-музыка существует не с начала двухтысячных, а с тех пор, как появились независимые лейблы. И сколько лет она существует, столько приносила деньги и генерировала звезд, — говорит Хуснутдинов.

Наверное, правильно будет сказать, что альтернативные музыканты занимаются искусством ради искусства, играя в первую очередь для себя, своих друзей и самореализации, а не в погоне за лайками, прибылью или популярностью. Именно поэтому альтернативная музыка получается такой самобытной, не шаблонной и не вписывающейся в определённый жанр. Это манифест свободы, аутентичности и независимости. Благодаря свободе от продюсерской диктатуры альтернативные музыканты не скованы рамками, а являют миру свой талант. Nirvana, Oasis, Blur, Radiohead — они начинали свой путь на независимых лейблах, а уже позже музыкальные менеджеры сами начали искать возможность подписать их.

- Андеграунд, контркультура всегда остро реагируют на то, что происходит в стране и в мире. Кризисная ситуация последних лет дает мощный толчок этому творческому подполью, потому что когда в одно место приходит цензура, в другом появляется запрос на свободу и мятеж, - отмечает Шагулин.

Автор фото: Алиса Ливнерог/WERK

Татарстанская независимая музыка — это феномен или закономерность?

Закономерность и феномен одновременно. Закономерность, потому что невозможно было не изобрести что-то новое на фоне засилия одинаковых мелодий. Феномен, потому что татарская инди-музыка — это действительно «новая нефть». Наверное, никто не ожидал, что будет такая бешеная востребованность отдельных треков, а при хорошем стечении обстоятельств будет еще больше.

Три российских, не российских и татарстанских инди-имени, которые заслуживают внимания:

Айдар Хуснутдинов: Из местных пускай будут Holofonote, marat suleimanov и «Ё***** Воробушки». А вообще, их миллион. Читайте наш телеграм-канал «Казанализация», мы там почти каждый день рассказываем о местных артистах. Насчет российских… не буду делать вид, что внимательно слежу за отечественной музыкой. Из зарубежных артистов давайте порекомендую электронщиков A. G. Cook’a и Laraaji, которые меня вдохновляют. И лейбл Habibi Funk - они переиздают старую арабскую музыку.

Александр Шагулин: Из российских: «Порез на собаке», «Свидание», «Сова», Стереополина, «Обстоятельства» и Shortparis. Из местных: «Амперметр», «Ликенс» и Dacha Day/synthezavr. В последнее время интересные вещи создает anxmeе, «Стать твоим котом» и Неоль.

Что слушать из казанского андеграунда?

Мы рекомендуем: Казанская группа «Даянская».

Солистка Даяна Полянская не обижается, когда их творчество сравнивают с «Ранетками»

- Группа названа в мою честь, но так случайно получилось. Ещё лет 9 назад я шутила, что если буду писать музыку, то буду Поляна Даянская, потому что люди так часто смешивали мои имя и фамилию. Потом через пару лет я и правда начала писать свою музыку, а когда собрали группу название так и оставили. Недавно наш последний релиз сравнили с саундтреками к компьютерным играм, но вообще мы сами называем свой жанр эмо-фрик-панк-фолк-готка-колгока рок. Потому что чего у нас только нет на самом деле. Например, следующий релиз ребята на концерте мило назвали «Это что, женский постпанк?»

Самый классный трек, чтобы начать нас слушать — это «33 фотки твоей сестры», он быстро запоминается и под него классно танцевать. Потом можно посмотреть клип на трек «Когда я разобьюсь», он и правда напоминает компьютерную игру. Весёлое настроение обеспечено! А если захочется погрустить, то можно посмотреть клип «День рождения» — флёр питерских парадных, вечеринка и немножко любовной драмы. Как я и говорила, чего у нас только нет.

Автор фото: личный архив Даяны Полянской

Автор фото: личный архив Неоль

Мы рекомендуем: Неóль.

Студентка последнего курса института культуры родом из Нижнего Новгорода в начале мая отыграла дебютный концерт в Казани. Ее музыка пропитана грустью, лёгкостью, невесомостью, радостью и тем, что каждый обнаруживает сам.

- Я Оля. Неóль — моё творческое детище. В составе я, мои переживания и мои художественные задумки. Сложно описать свою музыку (как и всем, наверное). Меня сравнивают с чем-то гипнотическим, магическим, мистическим. Я свою музыку вижу как большой конструктор для взрослого. Для меня моя музыка — мой настоящий мир, сновидения, размышления, впечатления. Может, что-то немного гротескное, цирковое.

Очень хочу в будущем сотрудничать с музыкантами, так как мне ближе живое взаимодействие с людьми, чем пение под плейбек и миди. Сейчас работаю над дебютным альбомом, композиции с которого можно послушать только на концертной видеозаписи, которую сделал Рамиль Кинокомформист. Недавно участвовала в выставке своей подруги художницы Яр Ады (Адили Шакировой) в Московском КЦ, которая проходила прошлой осенью. Делала музыку к некоторым картинам.

Казанская сцена — самостоятельный организм, развивающийся в довольно непредсказуемых условиях. Я мало что о ней знаю, поскольку слушаю в основном своих знакомых и знакомых знакомых. Так и оказалась, в принципе, в казанской тусовке. В нее меня когда-то втянул мой одногруппник и по совместительству приятель Амир (всем известный как Амперметр). Думаю, что очень круто, что такая активная музыкальная движуха происходит в Казани.

Мы рекомендуем: Мультижанровый проект «Ликенс» с моментально заедающей в голове музыкой.

- В нашей группе шесть человек. Музыку пишу я — Лев Шалдыбин. Рекомендую послушать наш последний релиз «Дороги» и инди-рок песню «История». На неё этим летом режиссёр Арсений Кузнецов, который раньше работал со Стереополиной, снимает клип. Скоро выйдет новый фонк-альбом со свежим звучанием. В планах пока нет концертов, но небольшое выступление было недавно на дне рождения Амперметра.

Автор фото: личный архив Ликенс

Автор фото: личный архив Амперметр

Мы рекомендуем: Казанский музыкант-самоучка Амперметр

Он же Амир Гимадеев, недавно шумно отметивший свой день рождения в одном из казанских баров отличным концертом. В музыке — дикие танцы и баллады о любви и проблемах зумеров, на сцене — непрекращающийся перформанс.

- Музыкальные школы/курсы никогда не посещал, учился чисто из дома по видосам с ютьюба. Сначала гитару освоил, играя каверы, потом появилась потребность сочинять уже что-то своё. Так по сей день и сочиняю, а первые выступления состоялись только в 2020 году — долгое время стеснялся как-то презентовать, релизить официально треки, думал, что они ещё недостаточно отточены, недостаточно круты. Но в один момент друзья решили, что эти мысли напускные и что будет хорошей идеей уже начать выступать, показывать свое творчество. И они оказались правы: на первое в моей жизни выступление пришло, наверное, около 70 человек. Было неловко, но очень приятно.

Казанская сцена сильно поменялась за последние несколько лет. Многие исполнители, группы, за которыми я следил, либо перестали что-то публиковать, либо разъехались по разным уголкам мира. Это, наверное, и грустно, но с другой стороны и классно — ведь музыкальная сцена как бы «очистилась». Появились новые музыканты, о которых раньше никто не слышал, но которые довольно быстро набрали нишевую популярность и пользуются спросом на разных фестивалях и гигах. Меня это тоже, думаю, отчасти касается. Если какой-то ивент проходит без Амперметра, значит, ивент проходит либо в Соли, либо ивент настолько сугубо жанровый, что Амперметр туда по концепции просто не влезает.

Главный минус нашей сцены - её довольно скудная жанровая составляющая. Може и есть разножанровые музыканты, которых мы не слышали, но, видимо, спроса на них у аудитории нет. И это меня печалит. Этот минус я в рамках своего творчества устранил. У меня, наверное, самая разножанровая музыка. Быстро надоедает в одном течении писать, всегда хочется что-то новое попробовать сочинить. Из песен, которые, как мне кажется, нужно послушать — это вневременной хит «Лиговский пр-т», татарский танцевальный синтпоп «Кем сугыша — ангыра» и песня про моего кумира «Элис Гласс». Из знаковых лично для меня событий, произошедших в последнее время, в первую очередь - отметка в 1 000 000 прослушиваний за Яндекс Музыке. Ну и первое в моей жизни выступление в Москве, оно было около месяца назад.