соцсети Софьи Эрнст

Автор фото: соцсети Софьи Эрнст

Автор материала: Дарья Малиновская

Софья Эрнст: «Я — счастливый человек»

В интервью для GALA актриса рассказывает о семейной жизни, творческих планах и новом проекте Дома культуры «Исток».

Софья Эрнст — известная российская актриса и модель из Санкт-Петербурга с экономическим образованием. Второе образование Софья получила во МХАТе. Самые известные проекты актрисы сериал «Содержанки», фильмы «Союз Спасения» и «На острие». Мы встретились с Эрнст по случаю выхода фильма «Золото Умальты», в котором она играет одну из главных ролей. А заодно узнали, как ей удается совмещать успешную карьеру с материнством, чем она живет, кем вдохновляется и какое кино смотрит, когда находится свободная минутка.

— Поздравляем вас с премьерой «Золото Умальты». Мы, кстати, уже посмотрели фильм. Но давайте сначала о вас: вы выпускница экономфака, пошли на второе образование и стали актрисой. В одном из интервью вы говорили, что актерство ваша личная мечта, а первое образование было больше для папы, который занимался финансами, если мы ничего не путаем. И вы, как профессиональная актриса с двумя образованиями, как считаете, актеру нужно профобразование? На этот счет много спорят.

— Конечно, необходимо иметь образование всем, кто занимается кино. Но это не говорит о том, что оно обязательно должно быть получено в государственных институтах, например таких, как школа-студия МХАТ или ГИТИС. Это могут быть какие-то курсы, работа с коучем. Но, конечно, важно, чтобы учитель был действительно профессиональным, чтобы он был адептом какого-то актерского метода, потому что существуют определенные технологии. А лучше, если по мере своего развития в профессии ты еще получаешь какие-то знания и изучаешь разные методы. И я продолжаю образовываться, беру какие-то актерские интенсивы и работаю с педагогом. Учеба не заканчивается после того, как ты окончил учебное учреждение. Нужно всегда самообразовываться.

— А как вы относитесь к актерам, которые играют, но не имеют образования?

— Если я увлечена, если я верю этому персонажу, мне, как зрителю, неинтересно, как это создавалось: главное, чтобы было убедительно. Очень часто мне как актрисе интересно, как работают над ролью мои коллеги. Я смотрю интервью, пытаюсь найти какие-то дельные советы. И у западных коллег часто нахожу какие-то интересные решения и подсказки, как можно работать над ролью. Иногда даже нахожу что-то, что совпадает с тем, как делаю я, и это становится подтверждением того, что я двигаюсь правильно.

Автор фото: соцсети Софьи Эрнст

Автор фото: соцсети Софьи Эрнст

— Не можем не спросить про последнюю новость о том, что вы открываете гипермаркет. Можно чуть больше деталей? Все-таки образование экономиста вам пригодится, получается?

— У вас какие-то неправильные сведения. Я не открываю никакой гипермаркет. Давайте переформулируем. В данный момент я расширила сферу своей деятельности, стала креативным продюсером. Мы выпускаем проект «Играем свадьбу». Летом вот в Казани сняли очень красивую свадьбу. И из этого проекта выросло несколько новых. Мы сделали выставку во Всероссийском музее декоративного искусства под названием «Русская свадьба». В рамках выставки «Россия» въезжаем в ДК на ВДНХ на три месяца со своей культурной программой, там мы проводим лекции, вечеринки и концерты. Все связано с фольклором, с его переосмыслением, с его изучением, со знакомством с этой тематикой. Детские спектакли, концерты, показы фильмов, разговоры с экспертами, музыкальный фестиваль. Это большой культурный проект.

— А как появилась эта идея?

— Эта идея появилась из любви к фольклору. Из интереса к этой теме хотелось больше узнать и актуализировать ее, сделать это модным, понятным, доступным и родить что-то новое и модное. Поэтому мы выбрали свадьбу как мультикультурное событие. Вокруг свадьбы очень много обрядов построено. Мы знакомимся с ремеслами региона, с костюмами региона и пытаемся сделать что-то модное, красивое, актуальное, переосмыслив это.

— Что лично вам особенно откликается в русской свадебной традиции?

— Мне откликаются осмысленность и серьезный подход. Понимание, что это одно из главнейших событий — вступление в семью. Для меня это знак равенства вступлению во взрослую жизнь, это два тождественных понятия. Свадьба — переход во взрослую жизнь.

— Если бы вы играли свадьбу сейчас, какой она была?

— Мне сложно ответить на этот вопрос, давайте его пропустим.

— Ваш муж Константин Эрнст большой профессионал в продюсировании. Он как-то следит за вашими проектами? Дает какие-то советы? Может быть, хвалит или критикует?

— Да, конечно, я очень многому у него учусь. Я же вижу, как он работает, как он ведет проекты от момента идеи до момента готового продукта. И я могу проследить этот путь, и это самая лучшая школа. Поэтому да, конечно, он очень влияет на меня.

Автор фото: соцсети Софьи Эрнст

— Вы были признаны самой яркой дебютанткой Театра Наций и получили премию за роль Анны Карениной. Расскажите о вашей совместной работе с режиссером спектакля Аллой Сигаловой.

— Мы очень любим работать вместе. Мы начали как профессор и студентка в школе-студии МХАТ. Алла Михайловна является заведующим кафедрой сценического движения. Она делала с нами спектакль, так мы и познакомились и с тех пор не расстаемся. Я играла в спектакле «ХХ век. Бал», который идет в МХТ имени Чехова. Я очень многому учусь у Аллы Михайловны. Она как педагог с огромным стажем знает, чего она хочет от артиста и умеет из него это достать. Рядом с ней ты растешь профессионально. И что для меня очень значительно, ты растешь как личность. У нее богатый опыт, она яркая, интересная личность, самобытная, она не боится быть собой, у нее интересное окружение, она имеет хороший вкус и очень талантливая, а меня тянет к талантливым людям, рядом с ними я расту и развиваюсь сама.

— Каренина сложная, неоднозначная фигура. Что помогало лучше понять ее?

— Это называется разбор. Это часть нашей профессии, когда мы очень много разбираем текст и что за ним стоит. Во-первых, это изучение исторического контекста, что есть бракоразводный процесс, сравнение тогда и сейчас, изучение исторических документов. Тогда это было очень сложно. И, собственно, толчком к написанию романа послужило изменение в законодательстве и появление закона о бракоразводном процессе. И вот мы изучали это. Какие-то стенограммы читали существующих реальных дел. Изучали, как это было сложно и неприятно для человека XIX века, опираясь на исследование понятия «честь», хорошо, кстати, описанного у Лотмана. И пытались дотянуться до автора через погружение в его контекст, через какие-то другие его работы, личные письма и мысли. И проводили параллель с тем, что мы видели в жизни, не обязательно в своей, но может быть в каком-то близком кругу людей.

— Расскажите о своей роли в «Золоте Умальты». Почему вы решили участвовать, по сути, в рекламе Хабаровского края?

— Я люблю приключенческие фильмы, мне очень близок этот жанр, и мне хотелось попробовать поучаствовать в таком проекте. Я никогда не играла роль такой легко идущей по жизни дерзкой аферистки. Такие персонажи яркие и притягательные, потому что они из ряда вон выходящие и отчаянные. Все мы любим фильмы про ограбления, потому что в них высокое сердцебиение и быстрый темп. С другой стороны, конечно, у персонажа есть и драма в жизни. Мне очень хотелось поработать с Андреем Богатыревым, потому что я видела его фильм «Красный призрак», и мне нравится, как он работает с приключенческим жанром. Я такое кино люблю сама как зритель.

Автор фото: соцсети Софьи Эрнст

Автор фото: соцсети Софьи Эрнст

Автор фото: соцсети Софьи Эрнст

— Мы как раз записывали интервью с Андреем Богатыревым, и он рассказал, что вы снимались в опасной сцене, где падали со стула после выстрела. Это ваш первый опыт съемки трюков?

— Там на самом деле не было чего-то такого особо опасного. Конечно, мы сталкиваемся в своей работе с какими-то некомфортными условиями, но мне, например, довольно страшнее на лошади скакать. В этом фильме этого не было, но в других фильмах приходилось. Или работать в 30-градусный мороз тоже удовольствие сомнительное. Когда-то я провела в подвешенном состоянии под потолком почти всю смену, это тоже было некомфортно.

— Вы сами отказались от каскадера?

— Там не было другого выбора.

— Вам понравилось работать с Богатыревым?

— Да, с ним легко. Он же и сам играет режиссера, с которым я внутри фильма. Он режиссер, а я актриса. Было очень весело, когда он был моим коллегой-актером. Мы много смеялись, шутили. Он очень легко, доходчиво объясняет, что ему нужно от меня, и помогает настроиться на нужный лад.

— Фильм снимался в Хабаровском крае и преимущественно на природе. Насколько съемки в таком фильме отличаются от съемок, где все происходит в павильоне? Были какие-то технические сложности?

— Конечно, бывает такое, что облако закрывает солнце и тебе приходится ждать, когда солнце выйдет или, наоборот, солнце зайдет за облако. Опять-таки, если есть животные в кадре, они ведут себя часто непредсказуемо. Лошади идут не туда, не по той траектории, не вовремя останавливаются. Много непредсказуемости в принципе, во всем процессе в подобных условиях.

— Вы можете назвать какие-то проекты с вами, которые готовятся к выходу в ближайшее время?

— Сейчас все, что мне хочется отметить, это наш проект Дома культуры «Исток» на ВДНХ. Можно посмотреть расписание на сайте «Выставки России». Это совершенно бесплатно, нужно лишь зарегистрироваться и получить билет. Это то, чем я живу, чем я горю. Сейчас я хочу говорить только об этом проекте. И, конечно, о фильме «Золото Умальты», который идет в кинотеатрах. Кино получилось, на мой взгляд.

— Вы играете и в кино, и в театре. А смогли бы выбрать что-то одно, если бы того требовали обстоятельства?

— На практике не стоял такой выбор: кино или театр. Бывает по-другому. Бывает, тебе приходится выбирать между конкретными проектами. То есть ты не можешь пойти сниматься, потому что выпускаешь спектакль, или наоборот, не можешь выпустить какой-то спектакль, поскольку участвуешь в проекте. И здесь именно нужно сравнивать ценность проектов целиком и полностью кино или театр. В случае нашего театра такой выбор перед нами не ставят. Наш художественный руководитель, Константин Юрьевич Хабенский, сам является большой звездой, и его любят по его ролям в кино. И он с пониманием и уважением относится к сотрудникам и хочет для своих артистов славы, такова политика театра, и я ее очень ценю и уважаю. Поэтому мы все можем совмещать кино и театр.

Автор фото: соцсети Софьи Эрнст

— Как вы выбираете проекты, в которых примете участие? Советуетесь с командой или смотрите на режиссера/продюсера?

— По его сценарию. Если я читаю его залпом, мне интересно и я все понимаю. Это первое. Потом, конечно же, команда: режиссер, продюсеры и операторы. Что эти люди делают и есть ли желание с ними поработать.

— Вы дисциплинированный человек? У вас есть правила в работе?

— Ох, по-разному бывает. Вообще, конечно, дисциплина серьезно облегчает жизнь, и я все время к ней стремлюсь. По правде сказать, бывают такие моменты, когда расслабляюсь. Но все-таки большую часть жизни, наверное, получается, что я живу по четкому расписанию и, кажется, становлюсь дисциплинированным человеком.

— Вы мама уже троих детей. Расскажите, как удается совмещать карьеру и такую большую семью?

— Опять-таки это работа со своим расписанием. Нужно обязательно следить за графиком своих детей, намечать какие-то важные события в их жизни, поддерживать их, следить за их интересами, совместно проводить время с максимальной пользой для детей, что-то им показывать, что-то им давать, если у них какие-то концерты, соревнования, что-то важное в школе, заранее узнавать и вносить в свой календарь. Поддерживать их, разговаривать, задавать им вопросы. Должны быть какие-то мероприятия, когда вы что-то делаете вместе. Может быть, совместные ужины или совместные завтраки. Нужно так строить свой график, чтобы были вот такие стабильные островки, где и вы, и дети знаете, что это только ваше. И, конечно, разговоры. Нужно интересоваться их жизнью и делиться своими новостями, своими достижениями, своими неудачами. Очень здорово даже у маленьких детей спрашивать совета. У них очень хорошая интуиция, я заметила. Они дают верный ответ, и я прислушиваюсь. Дети очень ценят, если ты советуешься с ними. Даже если это мелочь вроде какое платье надеть.

Автор фото: соцсети Софьи Эрнст

— Многие актеры категорически не хотят, чтобы их дети шли в эту профессию. А вы у кого-то из детей уже видите актерские задатки?

— Во-первых, сейчас рано судить. Пока им просто нужно узнавать этот мир и исследовать его. Я не понимаю, почему так говорят, потому что профессия хорошая, интересная и увлекательная. Может быть, это связано со страхами какой-то нереализованности, но в любой профессии можно быть реализованным и можно быть нереализованным. Возможно, это желание оградить ребенка от рисков, но не знаю, ограждая от рисков, ты и от побед ограждаешь.

— Можете назвать три любимых фильма?

— Я люблю фильмы Квентина Тарантино. Люблю пересматривать «Омерзительную восьмерку», «Убить Билла» и «Джанго освобожденный». Также я очень часто пересматриваю фильм «Семнадцать мгновений весны».

— Вы увлекаетесь искусством? Может быть, что-то коллекционируете?

— Я коллекционирую огромное количество папочек с альбомами в телефоне, в приложениях, в соцсетях, в своем альбоме. Все время что-то смотрю, не покупаю, но складываю в папочки пока.

— Какой вид искусства больше привлекает?

— Я вдохновляюсь Иваном Яковлевичем Билибиным, потому что он очень серьезно переосмысливал русский фольклор, он оставил большое достояние, он иллюстрировал сказки, очень много зафиксировал. Он ездил и собирал коллекцию из подлинных предметов народного творчества, костюмов, предметов мебели с росписью. Фотографировал местности, с чего потом рождались его знаменитые иллюстрации, его работы в театре. И, конечно же, восхищаюсь Сергеем Дягилевым. Он привлекал лучших художников своего времени для работы и переосмысления, в том числе русского культурного кода и русского модерна. Мы берем в работу как референсы его картины, эскизы и приемы.

— У вас, известной актрисы, любимой жены и матери, сегодня есть мечта?

— Да, конечно есть. Мечтаю, чтобы проект «Исток» взлетел. И я мечтаю, чтобы, с одной стороны, мне даны были ресурсы для этого, бюджет и силы, с другой стороны, чтобы у нас получилось сделать такой продукт, чтобы зрителям это было интересно, чтобы к нам приходили и нас смотрели. Вот хочется такой взаимной любви наших проектов и зрителей. И чтобы все, что мы задумали, реализовывалось в наилучшем виде. Чтобы все члены команды хорошо, добросовестно работали, чтобы им приходили блестящие идеи, чтобы они привносили каждый что-то прекрасное в наш проект, чтобы им было хорошо и радостно идти на работу. Наверное, это то, чем я живу сейчас.

— Вы можете про себя сказать, что вы счастливый человек?

— Да, конечно!