Толстая экранизировала Толстого. Каким получилось «Семейное счастье»?
Глубокое, но вместе с этим рок-н-ролльное переосмысление одного из столпов русской классики с главными российскими актерами.
На ММКФ новая премьера, и на этот раз не совсем обычная. Экранизацией классики сегодня, конечно, никого не удивить - этот формат сплошь и рядом. Но насколько часто вы видите экранизацию классики, снятую потомками классиков? Ну, не совсем потомками — допустим, их женами.
«Семейное счастье» по Толстому с Евгением Цыгановым, Юлией Снигирь и Владиславом Ценевым в главных ролях - одна из самых громких и ожидаемых картин фестиваля. Сняла эту картину Стася Толстая. Завязка совпадает с романом: Маша после смерти своих родителей влюбляется в своего опекуна Сергея Михайловича - друга своего покойного отца, который примерно в два раза старше. И чтобы обрести семейное счастье, им придется пройти очень сложный путь.
Это второй полный метр Толстой — первой работой была картина «Тайное влечение». Небольшой опыт в режиссуре она компенсирует долгим нахождением в киноиндустрии в качестве актрисы. По ее словам, на площадке она многому научилась у Ивана Твердовского. Нужно сразу оговориться, Стася Толстая не потомок писателя, а вот ее муж правда прапраправнук Льва Николаевича. В роли продюсера выступил Алексей Учитель, который в представлении не нуждается. Он присутствовал на каждом этапе производства фильма, получилось некое сотворчество с Толстой.
Актерский состав подобрался очень солидный: Евгений Цыганов, Юлия Снигирь, Владислав Ценёв, Елена Морозова, Ирина Розанова. И чтобы не затеряться в этом списке, Евгении Леоновой (Маша - главная героиня) нужно было показать свой максимум. И к моему удивлению, у нее получилось весьма неплохо. Моментами она даже забирала сцену у Цыганова, а это о многом говорит. И это не случайность и не подарок небес: Стася очень кропотливо подбирала актеров даже на второстепенные роли. Например, Миша Гурай (играет лакея) рассказывал, что в какой-то момент начал понимать, что ходит на пробы как на постоянную работу. Приходит каждый день, проводит на площадке много часов, а контракт еще не подписан. Подобный подход действительно встречается крайне редко, но такая тяжелая подготовка создала химию между актерами.

Евгений Цыганов (Сергей Михайлович) здесь раскрывается немного с другой стороны. А на маститых актеров всегда приятно смотреть под другим углом. Его персонаж очень рефлексирующий и со своими скелетами в шкафу. Все-таки он играет интеллигента, сдержанного, безэмоционального, и в пиковые чувственные моменты Цыганов максимально раскрывает свой талант.
При этом на актеров второго плана смотреть не менее приятно: Владислав Ценёв (Маркиз) и Елена Морозова (кузина главного героя) настолько обворожительны, что в них влюбляешься с первого появления. Особенно это касается Ценёва. Его герой — плут-любовник, у которого каждое действие или слово должно шокировать и обращать на себя внимание. Своей энергией и харизмой он забирал внимание в каждой сцене. Все смотрели только на него. И это неудивительно. Во время нашего с ним разговора Владислав поделился, что прописанный Толстым персонаж Маркиза был намного более плоским и они со Стасей фактически заново придумали героя, добавили ему глубины, мотивации и дополнительной харизмы. Почему же я так долго не говорю про Юлию Снигирь, когда она везде стоит одним из главных персонажей? Да потому что нас обманули, товарищи (получается, что и я вас обманул тоже...). У нее тут только эпизодическая роль, так что не попадайтесь на уловки маркетологов. Но справедливости ради, те небольшие сцены, которые есть в фильме, очень хороши, просто хотелось бы больше Снигирь.


Как говорит Стася, это не столько экранизация романа Толстого, сколько самостоятельное произведение, которое вдохновлено книгой. Вроде вольного переосмысления. Сеттинг остался тот же: дворяне XVIII века и их страсти, но изменились некоторые сюжетные моменты. Ещё Стася поделилась, что добавила в фильм отсылки к другим романам Толстого. Можно сказать, что режиссер соединила вселенные писателя: например, героиню Снигирь зовут Анна Аркадьевна — по сути, это Анна Каренина (не)случайно забежавшая в «Семейное счастье». Где бы она еще его увидела?
С точки зрения повествования мне показался первый акт немного затянутым. Не так много событий, конфликтные ситуации похожи друг друга, зато очень хорошо погружаешься в атмосферу и знакомишься с персонажами. Завязка здесь действительно очень плавная и медленная. Но это для того, чтобы во время второго акта полететь со скоростью света, когда страсти, конфликты и напряжение будут достигать пиковых значений. Неожиданно здесь довольно много юмора. Особенно в начале фильма. Скорее всего, это сделано, чтобы развлечь зрителя во время затяжного вступления. Сценарная работа в целом здесь на высоком уровне. Накал страстей иногда доходит до каких-то сумасшедших температур. Мне очень нравится цитата Ильи Найшуллера: «Драма — это круто, но драма с пистолетами еще круче». Стася выстраивает повествование так, что некоторые диалоговые сцены превосходят драму с пистолетами.

Съемка здесь просто космическая. Главное — это невероятная работа с композицией. Симметрия, золотое сечение — иногда возникало ощущение, что смотрю фильмы Стэнли Кубрика или Уэса Андерсона. Я большой фанат такого подхода. И, конечно, очень хорошо, что оператор не перебарщивает, не пытается сделать каждый кадр симметричным и вылизанным. Картинка все равно остается живой. Довольно любопытная работа со светом. Особенно запомнились несколько ночных сцен, когда герои ходили со свечами, - красиво и изящно. В целом арсенал оператора очень широкий: сильный зум (это получилось даже круче, чем у Кубрика), необычные облёты камеры, многоплановость отдельных кадров.
Но лучший результат совместной работы режиссера и оператора - это сцены на балу и в бассейне. Перед нами клиповая, экспериментальная съемка с неоновым, цветным светом, необычным монтажом под быструю, современную музыку. Вау, как вам такая экранизация Толстого? Это по-настоящему смело. А есть ли какой-то смысл в этих сценах, кроме того, что они очень красивые и стильные? Конечно. Так Стася передает эмоциональную и физическую близость персонажей, страсть, влюбленность. Вместо банальных признаний, неловких поцелуев или пространных диалогов режиссерка использует визуал. Но такое оценят далеко не все. Например, во время пресс-конференции один журналист лет пятидесяти сказал Толстой, что все хорошо, кроме сцены с балом, которая, по его мнению, затянута. Ответ Толстой «положил» от смеха весь зал. Эта красивая и хрупкая на первый взгляд девушка предварительно поинтересовалась, можно ли ей ответить честно. После того как мужчина заверил, что не обидится, Стася промурлыкала: «Смотря на вас, мне кажется, что вам не свойственна такая долгая и яркая близость. Возможно, это просто не про вас».


«Семейное счастье» - очень смелая и необычная картина с увлекательным сюжетом и крайне неоднозначными персонажами. А еще мне кажется, что это редкий симбиоз всех участников съемочный группы, который родил на свет качественную работу с обворожительным визуалом и шикарной игрой актеров. Только предупреждаем: чтобы насладиться картиной, нельзя быть снобом.
Популярное
Кто такие AY YOLA и как они взорвали интернет
Вам попадалась в рекомендациях девушка в этническом наряде, поющая что-то на башкирском? Рассказываем, кто она и о чем музыка.
Толстая экранизировала Толстого. Каким получилось «Семейное счастье»?
Глубокое, но вместе с этим рок-н-ролльное переосмысление одного из столпов русской классики с главными российскими актерами.
Группа AY YOLA — на пике популярности. Но как они звучат вживую?
Побывали на вечеринке Gravity от промо-группы Plombir — это был первый концерт башкирского трио AY YOLA в Казани. Рассказываем, как это было.
Тралалело Тралала и Крокодило Бомбардиро: почему зумеры тащатся от нейромемов
Разбираемся, над чем сейчас смеётся молодежь и почему в топе абсурдный юмор.