Кинопоиск

Автор фото: Кинопоиск

Автор материала: Дарья Малиновская

Андрей Богатырев: «Это не зритель разочаровался в русском кино, а мы в зрителе»

Режиссер сериала «Вампиры средней полосы» и фильма «Золото Умальты» в эксклюзивном интервью для GALA рассуждает о конфликте зрителя с отечественными картинами.

В апреле на экраны российских кинотеатров вышел истерн «Золото Умальты», в котором главные роли исполнили Софья Эрнст, Артем Ткаченко и Александр Самойленко. Режиссер и сценарист картины, известный массовому зрителю по фильму «Красный призрак» и сериалу «Вампиры средней полосы», Андрей Богатырев рассказал о тонкостях работы над фильмом с национальным колоритом, творческих планах и о том, почему считает Сарика Андреасяна худшим отечественным режиссером.

— Расскажите, как вы пришли в кино? Как решили стать режиссером, где учились?

— Моя мама Татьяна Воронецкая — киновед. Поэтому я с детства любил кино. В частности, очень любил два фильма: «Бриллиантовая рука» и «Одинокий волк МакКуэйд». И потом, смотря как-то с бабушкой «Санта-Барбару», спросил, а что это вообще такое? Она ответила, что сериал. Я спросил, что такое сериал? Что такое кино? Кто вообще делает кино? Когда она сказала, что режиссер, я понял, что хочу быть им. С тех пор я так к этой мечте и шел с самого детства. Никогда не менял свое направление. Я с самой юности смотрел фильмы и почти все деньги переводил на кассеты VHS. Ездил на «Горбушку», где можно было эти кассеты купить. Я смотрел все — и классику, и жанровые фильмы, и ужастики итальянские. После школы сразу поступил во ВГИК, на режиссерский факультет. Где свою мечту и стал реализовывать.

— Как вы искали деньги на первые проекты?

— Вначале я просто работал, делал проекты, всякие документальные передачи, которые потом продавались на телеканал «Культура». Например, «Евдокию», «Первую русскую царицу» и «Последнюю русскую царицу». Это были просто передачи, в которых я работал. Одну такую передачу я даже сам снял как оператор, чтобы сэкономить деньги. Появился сценарий, который меня увлек, правда я его полностью переписал под себя. После я прошел в министерстве культуры конкурс на дебют. Мне удалось снять свой первый, дебютный фильм, который называется «БаГи». Кстати, до сих пор этот фильм у меня самый фестивально успешный. Я с ним столько объездил разных стран. До сих пор, так скажем, я не перекрыл успех этого первого фильма с четырьмя наградами с фестивалей.

Автор фото: личный архив Андрея Богатырева

— А скажите, большая была конкуренция в министерстве культуры?

— Там всегда большая конкуренция. Дебютантам давали небольшие деньги, вполовину меньше того, что давали на картины уже именитых режиссеров. Нам, по-моему, дали 500 тысяч долларов всего.

— Можно ли снять талантливое кино без денег?

— Безусловно, можно снять талантливое кино и без денег. Если у тебя есть точная концепция, если у тебя есть техника и стилистика, которая будет максимально выражать то, что ты хочешь, если все это сойдется, то, вполне возможно, получится отличный фильм. Есть такие примеры, как «Ведьма из Блэр», которую сняли буквально за несколько тысяч долларов, и она стала коммерческим успешным проектом и в целом отличным фильмом. Таких же было еще несколько попыток. Я считаю, что большие деньги не нужны. Нужно именно понимание, что ты хочешь, внятный сценарий и энтузиазм.

— Среди ваших недавних проектов очень популярный сериал «Вампиры средней полосы». Как вы попали в этот проект и какие серии были сняты под вашим руководством? Как вы считаете, в чем успех этого сериала?

— Он попал в аудиторию. Дело в том, что для нас, для российского зрителя, всегда важна узнаваемость. У нас даже есть такое слово для этого отдельное — жизненно. Если моему папе нравится какой-то фильм или сериал, он говорит: «Жизненно!» Это значит, что он узнает героев и пространства, в которых они обитают. В этом смысле «Вампиры средней полосы» и дали такую историю. Они, с одной стороны, узнаваемые, их персонажи и город, с другой стороны, они мифологизируют наше пространство, то есть ты чувствуешь, что вокруг тебя где-то есть вампиры. И, конечно, обаятельность персонажей — залог успеха этого сериала. А в сам проект меня просто пригласили на одном из этапов съемок в качестве режиссера.

— Чем вас зацепил сценарий фильма «Золото Умальты»?

— Мне прислали сценарий и сказали, что губернатор придумал некую идею, чтобы снять фильм и привлечь людей к Хабаровскому краю. А меня зацепила сама стилистика фильма, которая могла бы стать продолжением «Красного призрака», для которого была разработана идея истерна, или, если угодно, вестерна. И я продолжил эти стилистические эксперименты в «Золоте Умальты».

Автор фото: личный архив Андрея Богатырева

— Как вы подбирали актерский состав? Кого из актеров сразу увидели в этой истории?

Алексея Шевченкова я сразу увидел в роли Егора Чагина, поэтому немножко под него даже писался персонаж. Остальные так или иначе подбирались по внутренней чуйке. Бывают уже известные артисты, с ними нет смысла проводить кастинг, ты просто знаешь, что они могут воплощать на экране, потому что они сыграли огромное количество ролей. Например, Самойленко или Деревянко. Зачем их «кастинговать», тут и так понятно, как они могут существовать на экране. Есть такая практика, что многие режиссеры, если с кем-то нашли коннект, приглашают их и в будущем в свои проекты. Многие так делают, потому что уже не надо тратить время на притирку, не надо тратить время на объяснения, актер уже сам знает, что ты хочешь. У нас с Алексеем Шевченковым в этом смысле хорошее, быстрое понимание друг друга.

— Идея фильма принадлежит губернатору Хабаровского края Михаилу Дегтяреву. Вмешивался ли он в процесс создания?

— На самом деле автором идеи, если быть точнее, является Алексей Маслов, глава района, где и течет река Умальта. Губернатор поддержал это дело и вывел его на новый уровень. Да, они немножко залезали в фильм. Пришлось прислушиваться к их замечаниям. Не знаю, сделали ли эти вмешательства фильм лучше или хуже, но да, пожелания с их стороны были.

— Изначально планировалось, что одну из ролей в ленте исполнит сам Дегтярев. Почему в итоге идея не была реализована?

— Не получилось состыковать графики, потому что он у него очень насыщенный. Такой же насыщенный график и у наших артистов. Состыковать всех в одном месте было очень сложно, фильм еще и снимался в два этапа, в июле и в августе прошлого года. Просто чисто технически не получилось это осуществить.

— Съемки картины проходили в Хабаровском крае, какие у вас впечатления от региона?

— У нас вообще в России огромный диапазон природы, который в кино никак не показывается. Все как-то сконцентрировались на Москве и Московской области, иногда на Петербурге. Немножко не хватает географии, мне кажется. Вот мы нашим фильмом и показываем, что мы расширили территорию съемок, и начали с Карелии и Хабаровского края. Что могу сказать? Красиво!

— Если бы вы смогли переснять одну сцену в фильме, какую бы вы выбрали?

— О, это опасная территория! На самом деле, я бы переснял несколько эпизодов. Я всегда недоволен своей работой, и этот фильм не исключение. Так с ходу сложно сказать, что именно и почему бы переснял. Не объяснить это.

— В съемках возникали какие-то сложности?

— Сложности были, но не так много. Я даже не назову их сложностями, просто интересные решения, которые иногда приходилось много раз переснимать. Например, Алексей Шевченков участвовал сам в исполнении трюков, он сам нырял в прорубь. Мы сняли аж семь или восемь дублей, как он нырял. На скале у нас висел на веревке Александр Самойленко. Это тоже был для него такой мини-подвиг, потому что у него больная спина, но при этом он все равно пошел на это дело. Софья Эрнст на стуле назад падала. Тоже мини-трюк для девушки.

— Но все же остались целы после фильма?

— Парочку мы загубили, конечно, но не будем об этом, ладно? (Смеется.)

— Что вы думаете о фильме «Онегин» Сарика Андреасяна? Картина вызвала большую дискуссию в Сети.

— Я «Онегина» просто не видел, поэтому не могу сказать. Сарик Андреасян, честно скажу, не мой режиссер. «Защитники», например, мне категорически не нравятся. Я считаю, что у него очень рафинированные фильмы, которые лишены жизни. Очень формальное кино, а я такое не люблю. Что касается вообще новых фильмов, на самом деле я посмотрел практически все блокбастеры недавнего времени и могу сказать, что они мне все так или иначе понравились. Например, «Бременские музыканты», я над ними плакал раз пять, наверное. Потом фильм «Холоп-2» тоже сделан на хорошем техническом уровне. «Мастер и Маргарита», я считаю, тоже картина вполне интересная, сделанная по мотивам большого произведения и привлекла огромное внимание. И я считаю, что там нет ничего такого антироссийского, фильм заслуживает внимания. И стилистически сделано очень интересно. Такое, можно сказать, большое кино с интересным подходом и с интересным киноязыком.

Автор фото: личный архив Андрея Богатырева

— Кстати, об этом. Отечественный кинематограф стал выдавать красочную картинку, достойную операторскую и режиссерскую работу, но сценарии в общей массе по-прежнему отстают от заданной планки. С чем это связано, на ваш взгляд?

— Это связано с двумя вещами. Дело в том, что в сам процесс создания кино лезет огромное количество разных людей, в частности продюсеров. Иногда в фильмах нет целостности. Я сам часто был жертвой таких историй, когда режиссер в полной мере не может отвечать за рассказывание истории, потому что ему переделывают монтаж, сценарий, навязывают других актеров, навязывают другую музыку. И, к сожалению, очень часто так бывает, что кино не получается таким, каким его изначально задумывали. Это первый момент. А второй момент в том, что у нас сценаристы в большинстве своем непрофессионалы, а просто люди, которые много пишут. К сожалению, наша школа в этом смысле не имеет профессионалов. Я могу сказать, что в жизни читал по-настоящему хорошие сценарии раза два.

— В последнее время складывается тенденция снимать фильмы по русской классике — например, «Мастер и Маргарита» Михаила Локшина, сериал «Преступление и наказание» с Иваном Янковским в главной роли или фильм о Есенине «Декабрь», роль которого исполнил Александр Петров. Как вы считаете, с чем это связано?

— Сейчас очень непростое время. Наш русский зритель вообще ни на что не идет. Чтобы ему пойти в кино, его надо силком затащить в кинотеатр. У кассовых фильмов просто невероятно мощная реклама, которую не каждый себе может позволить, а классика обеспечивает узнаваемость. Это дает обеспеченный интерес к фильму. Я не думаю, что «Золото Умальты» соберет даже 100 миллионов, максимум 60. А вот «Онегин» сейчас уже под миллиард собирает. И «Мастер и Маргарита» собрала два. Название работает само по себе.

— С чем связано то, что зритель перестал ходить в кино?

— Мне трудно это понять. Дело в том, что советский зритель ходил в кино, наверное, еще потому, что не было других развлечений. «Пираты ХХ века» посмотрело 88 миллионов человека в свое время, а сейчас самый кассовый фильм смотрят от силы миллионов 10—15. «Чебурашку» посмотрело 15 миллионов. У нас люди не так часто ходят в кино, все смотрят дома. Появились у нас интернет-кинотеатры, и, мне кажется, они оттянули какую-то часть аудитории домой. Еще людям просто может быть не до кино, всегда есть какие-то другие проблемы. У нас одних ментов показывают по телевизору. Все одна и та же ерунда, никаких жанровых фильмов нет. У нас великая культура, великая классика, великое кино, но, к сожалению, наши зрители и слушатели довольно пассивные, они мало что слушают и мало что смотрят. Они ходят только на самое топовое, что уже до них добралось. Когда все пошли посмотреть и другие думают, надо тоже сходить и посмотреть, что там такое, о чем все талдычат.

— Вы не думаете, что это связано с тем, что зритель разочаровался в какой-то момент в русском кинематографе?

— Нет, не думаю. Это не зритель разочаровался в русском кино, это мы разочаровались в российском зрителе (смеется). Как он может в нем разочароваться? Огромное количество фильмов, например те же «Бременские музыканты», «Мастер и Маргарита», — прекрасные картины. Российское кино абсолютно на таком же уровне, как мировое. Голливудские фильмы тоже очень часто бывают плохими, но почему-то все так говорят только про наше. Это не так, это миф.

— Расскажите о самом лучшем совете, который помог вам в жизни.

— Ни на что не надейтесь. Нужно просто делать то, что должен, и, дай Бог, все получится. А второй совет, наверное, — наслаждайся процессом, а не результатом. Действительно, иногда мы все ждем каких-то конечных целей, а ведь жизнь уходит, и мы тратим энергию не на радость, а на достижение этой цели. Надо просто радоваться всему каждый день.

— Три отечественных фильма, которые вы считаете лучшими/худшими?

— К худшим я отнесу «Защитники», «Убить босса» и «Я богиня». Можно к худшим отнести все фильмы Сарика Андреасяна, в принципе. «Онегина» туда же отнести, к худшим (смеется). А что касается самых хороших фильмов — это «Шапито-шоу», «Бумер» и «Брат».

— А какие вы можете назвать пять важнейших для вас имен в западном кинематографе?

— В западном кино, конечно, очень люблю Квентина Тарантино, Мартина Скорсезе, Брайана Де Пальму, Романа Полански и, наверное, Алана Паркера.

Автор фото: личный архив Андрея Богатырева

— Какими своими проектами вы гордитесь?

— Пока горжусь на 100% только «Красным призраком». Считаю, что у меня получился этот фильм, в нем многое сошлось. Бывает, сходятся звезды и получается какой-то результат, про который ты думаешь: как же круто! Это и произошло в «Красном призраке».

— За последние пару лет в прокат вышло пять ваших фильмов, как вы успеваете делать столько проектов в столь короткий срок?

— Сам не знаю, как я все успеваю. Я долго снимал, как раз во времена «Красного призрака». У меня было много свободного времени. Потом, когда мне стали предлагать новые проекты, я на все соглашался и за все брался, потому что чувствовал себя счастливым на съемках. Сейчас я даже могу вам честно признаться, что слишком много на себя взвалил, поэтому буду немножечко останавливаться, осмыслять и спокойно подходить к выбору новых проектов. В основном хочу делать только свои проекты по своим сценариям.

— Поделитесь ближайшими творческими планами.

— Продолжение фильма «Красный призрак». И мы уже даже получили от Фонда кино деньги на него. Фильм называется «Красный призрак 1812», подзаголовок «Русские морозы». Дай Бог, в следующем году вы увидите этот фильм. Также я делаю документальное кино про лидера группы «Сегодня ночью» Никиту Козлова.

— С чего начать профессиональный путь человеку, мечтающему стать режиссером?

— Очень важно выбрать то, что ему интересно было бы воплотить на экране. Что важно было бы ему сказать. Нужно следовать за своим чутьем, потому что это чутье важнее всех мыслей.