соцсети

Автор фото: соцсети

Автор материала: Ольга Некрасова

Кто такие AY YOLA и как они взорвали интернет

Вам попадалась в рекомендациях девушка в этническом наряде, поющая что-то на башкирском? Рассказываем, кто она и о чем музыка.

За последнюю неделю лента в любой соцсети пестрит видео с песней какого-то неизвестного башкирского трио. Они как будто возникли из ниоткуда и окутали своей музыкой в одночасье весь интернет. Куда они идут и что хотят сказать своим творчеством? Обо всем по порядку.

Кто же все-таки такая Хумай? Кто был до нее?

Автор фото: соцсети

Автор фото: соцсети

Промо-кампания AY YOLA кажется удивительно скромной для такого широкого охвата слушателей. 16 января участники группы создали телеграм-канал, 21 февраля анонсировали первый сингл грядущего альбома, и следом 14 марта на всех площадках, практически без предупреждения, выстреливает Homay.

Но если разобрать по крупицам творчество участников и их самих - все сразу становится ясно. Уравнение с неизвестным превращается в пример уровня дошкольника - тупо складываем два плюс два.

Первое: продюсирует группу Руслан Север. В песнях звучит голос его дочери - Адели. Кто такой Руслан Север? Ну… Как минимум - первооткрыватель ночных клубов в Уфе (именно он был создателем одних из первых). А еще когда-то он был резидентом небезызвестного «Птюча» как диджей. А еще… Общался с Deadmau5, Prodigy и Avicci, когда был радиоведущим передачи Electroshock на радио Maximum. И вообще, продюсировал множество проектов и часто диджеил.

Ни на что не намекаем, но… Как будто бы уже из этого становится понятно, почему его музыка обречена на успех. Да и компанию ему составляет известный башкирский музыкант Ринат Рамазанов.

До AY YOLA Руслан ранее уже писал музыку со своей дочкой - только проект назывался Musume. Аделя сотрудничала с Томасом Мрасом и Наадей. Думаю, предыдущий виток творчества больше был направлен в сторону таких коллективов, как Cream Soda или Alpha-Beta (по-крайней мере, звучание у них схожее). Да и вроде как планировался выпускаться на международный рынок.

Второе: фолк набирает популярность невероятными оборотами. И чуть позже объясню, почему.

Вернемся к песне и к ее непонятному русскому слуху названию. AY YOLA - концептуальная фолк-группа, планирующая выпустить 12 композиций, сюжет которых основан на башкирском фольклоре.

Хумай - волшебная птица. Ее образ можно заметить во всей восточной мифологии - от Ирана до Казахстана. Во многих эпосах она предстает перед читателем или слушателем в виде прекрасной девушки-лебедя - дочери небожителей.

И на ее истории собственно построен весь сюжет.

С музыкальной точки зрения популярность трека можно объяснить просто - он легко запоминается. Фолковые мотивы - это всегда монотонный ритмический рисунок (здесь он чем-то похож на конский топот), повторяющиеся фразы (которые будто вводят вас в состояние транса), инструменты с народным строем (которые порою непривычны для нашего слуха). Все это выигрышно дополняется тем, что у девушки очень приятный, нежный голос.

Подобная музыка легко может захватить внимание слушателя - она в меру сложна и в то же время легка для восприятия. Ее трудно слушать, потому что она непредсказуема - но в то же время её легко запомнить, потому что народные мотивы буквально захватывают мозг.

Автор фото: соцсети


Казахи в восторге от башкирского трио

Алгоритмы перенесли уфимское трио с башкирскими мотивами в Казахстан - там люди в восторге от хита. Многие делятся им друг с другом в личных сообщениях, снимают под них видео и пересматривают видео на Ютьюбе. В целом, группу кроме схожих с Казахстаном культур больше ничего и не связывает - но этого, кажется, достаточно.

Почему нам хочется это слушать?

Фолк - это протест против культурного однообразия. Ни для кого не секрет, что мир искусства давно поглотила глобализация. Международный культурный обмен и развитие технологий с одной стороны выступают помощниками этнического разнообразия стран, а с другой - полностью его убивают.

Это можно прочувствовать даже на себе: мы покупаем китайские украшения, смотрим европейские комедии, едим американский фастфуд и слушаем k-pop. А когда дело касается России - совершенно непонятно, что там за рынок искусства и чем мы, по большому счету, отличаемся от других стран. В этом всем легко затеряться и забыть о своих корнях.

В такой ситуации на музыку делаются большие ставки. И секрет здесь кроется в доступности. Подобные треки легко включить в машине или поставить на фон, пока готовишь. Этой музыкой можно наслаждаться, пока наносишь масочку на лицо или тусишь в баре с друзьями. В общем, музыка - один из самых доступных вариантов сохранения культурной идентичности, который может быть нам известен.

В последнее время мы все чаще в медиапространстве начинаем замечать хорошую, качественную фолк-музыку с примесью разнополярных жанров - от рэпа до хеви-метала. Это и Zventa Sventana с безупречными эклектичными аранжировками, и Абстрактор с переработанными народными мелодиями, и Settlers с нежным, хрустальным голосом Яны Шелпаковой.

И это лишь малая толика тех, кто в свое творчество вплетает славянские мотивы. Но есть в России еще один отдельный пласт - музыка малых народов. Тренд на пение на родном языке, пожалуй, одной из первых за последнее десятилетие задала TATARKA. Ее трек ALTYN в 2016 году буквально разрывал интернет. Он обрел небывалую популярность в российском медиа даже несмотря на то, что перед многими слушателями стоял языковой барьер. Ирина Смелая доказала популярностью своего творчества, что песни на башкирском, татарском, удмуртском и марийском языках имеют право на существование и обретение популярности.

В Казани сейчас уже выросло целое музыкальное поколение, которое набирает себе аудиторию именно благодаря этническому звучанию и использованию родного языка -  GAUGA, УСАЛ, Juna, Дышать, Flauziia и множество других. Мой личный фаворит, который, надеюсь, в скором времени также найдет много слушателей - Babykәsh и её потрясающий EP «Вход в пустоту». В общем - мы можем наблюдать сейчас в интернете целую россыпь этнических коллективов и артистов.

Автор фото: соцсети

И в 2025 год врываются свои музыкальные герои и героини. В их числе AY YOLA. Услышать сейчас сочетание курая, электронных пэдов, кубыза и проникновенных басов - это настоящий подарок для тех, кто устал от одинаковых поп-мотивов и разукрашенных под копирку лиц.

А еще это гармонии, к которым не привык слух типичного слушателя, это интригующие мелодические переходы и завораживающие вокальные приемы. Плюс здесь важную роль играет монотонный ритм и глубокий, однообразный бас - он как бы погружает слушателя в глубокое, медитативное состояние, которое когда-то наши предки называли шаманизмом. А красота башкирского языка и тюркской мифологии добавляет в это все дело изюминку.

Такая музыка, судя по многочисленным прогнозам музыкальных блогеров, продюсеров и просто любителей будет все больше и больше набирать обороты с течением времени. Все-таки фолковая музыка - это огромное поле для экспериментов.