«Мегалополис»: золотой во всех смыслах эпик
Главный фильм в карьере Френсиса Форда Копполы уже цитируют зумеры в тиктоках. Только что в этом хорошего?
Фильм маэстро был представлен в основной программе Каннского кинофестиваля в мае этого года, и он претендовал на ветку пальмы из золота (мы же помним, что главный приз забрала «Анора» с Юрой Борисовым и Марком Эйдельштейном, да?). Ни главный, ни поощрительный призы во Франции Коппола не получил, да и важно ли это для титулованного гения? Сдаётся мне, что очень даже, ведь это magnum opus, фильм-завещание.
Ещё до премьеры в Каннах о «Мегалополисе» стали складывать легенды, основанные на фактах. Идею фильма Коппола вынашивал около 40 лет, сценарий переписывался более 300 раз, а для финансирования проекта режиссёр продал своё успешное винное производство. И всё ради мечты, ради того, чтобы представить главный фильм в карьере режиссёра (по его собственным заверениям). 14 мая 2024 года был опубликован первый тизер эпика (посмотреть его можно в нашем телеграм-канале), в который, как в салат, нарезали самые смачные кадры. Выглядело интригующе — казалось, что Коппола замахнулся на супергероику в духе ДиСишных «Хранителей», настолько склейка получилась масштабно-мрачно-красивой.
В американский прокат фильм вышел в середине сентября, но был воспринят неоднозначно, даже сильно прохладно. Критики-аналитики сдержанно разнесли «Мегалополис», оглядываясь на возраст и заслуги Копполы, а зумеры нечаянно и того не подозревая начали создавать культ фильма в интернете, выкладывая тиктоки со своими впечатлениями. И пусть эти зумеры приходят в кино лишь для того, чтобы поржать — вероятно, это порождает новый виток кэмпа, экспрессии, манеры переигрывания и незнакомых умных мыслей и слов. Всё в «Мегалополисе» для молодого поколения настолько плохо, что хорошо, поэтому над перемудрёными диалогами, обрамлёнными современной графикой, остаётся им только потешаться. Ну да, смотреть почти 2,5 часа, как Миссандея из «Игры престолов» пучит глаза, от недостатка эмоций морщит лоб и вскидывает брови — то ещё удовольствие. Фильм, задуманный как басня, притча и философское рассуждение, растащили на хихиканье. НО! Вспомним «Шоугёлс» Пола Верховена — в 1995 году его растоптали, а сегодня возвели в ранг культовых и художественно ценных.
Коппола стал первым режиссёром в истории, снявший фильм в студии виртуальной реальности Prysm Stages в Атланте (съёмки проходили с ноября-22 по март-23). Новейшие технологии позволили режиссёру создать в кадре потрясающие декорации и реалистичный графон с преломлением света и игрой цвета. Это выглядит шикарно, от визуала невозможно отвести глаз. Картинка то сочится золотом, ослепляя и утомляя, то скатывается в сумрачный нуар. Некоторые сцены как будто слизаны с фильмов про Бэтмена 1990-х с исчезающими в вате бутафорского тумана ретро-автомобилями.
Коппола соединил миры футуристичного будущего и Древнего Рима, подчеркнув это причёсками и одеждой: высокие кудрявые «Бабетты», чёлки до глаз, туники и плащи будто перекочевали сюда из «Спартака» Кубрика. И, казалось бы, не деться никуда от обнажённых тел, которых в Риме не стеснялись, но Коппола великолепно изобразил сексуальность без пошлости — прозрачные платья естественно собираются в складки, подчеркивая и одновременно скрывая отсутствие трусов, микроскопические лифы не дают даже намёка на то, что принято закрывать чёрными квадратами на фотографиях.
«Мегалополис» с самого начала начинает душить и душнить цитатами, аллегориями, намёками и иносказаниями. То цитата Марка Аврелия, то Шекспира, а то сцена, демонстрирующая шаткий мир, когда на хрупком подвесном мосту кто-то начинает скакать как припадочный — где уж среднестатистическому зрителю считать все пасхалки? Ему развлечения подавай, которые были обещаны в трейлере, а не вот это вот всё с утопией, философией и сочинением на тему «Мир накроется балдой».
В касте только звёзды. Не новомодные, медийные, растиражированные. А состоявшиеся, заслуженные-перезаслуженные (за редким исключением) в индустрии, которых и представлять не имеет смысла, настолько они велики. Это как в нашей стране задаваться вопросом «Да кто слушает песни Сосо Павлиашвили?», а потом удивляться солдауту на его концертах, величине гонорара за корпоратив и выступлению на свадьбе Гарика Харламова — сделав имя, можно работать для удовольствия (но по слухам работать с Копполой в удовольствие никто не может). Но беда в том, что многие из актёров играют (и играют хорошо) почти что декорации — персонажи их настолько незаметны и не имеющие никакой особой миссии в сюжете, что становится немного обидно.
Особое удовольствие в «Мегалополисе» — это музыка. Она прекрасна и подобрана с величайшим вкусом. Коппола настолько обстоятельно подошёл к режиссуре, что снял полноценную сцену с выступлением Весты Свитвотер в Колизее как шоу Мадонны, не меньше — дорого и зрелищно, да и сама песня, думается, скоро завирусится в соцсетях. Лёгкий блюз и классическая опера вставлены почти целиком между сценами по всему фильму, но музыкальный апогей — это шедевр от Дины Вашингтон «What a Difference a Day Makes» 1959 года, за которую она получила свою единственную «Грэмми».
«Мегалополис» заслуживает аплодисментов за смелость. 85-летний Коппола, планировавший снять кино по-старинке и так, как хорошо умеет, всё же решился на эксперимент и прибегнул к CGI. Автор «Крёстных отцов» говорил, что не хочет делать очередной из бесконечных фильмов Marvel, но получилось так, как он этого не хотел. Впрочем, мастер, кажется, до последнего не знал, как будет выглядеть его город будущего и каждый раз менял эскизы виртуальных декораций, пытаясь добиться совершенства и ведя себя как диктатор на площадке. Говоря о смелости, стоит сказать что в таком возрасте эксперименты редко удаются корифеям — вспомним хотя бы Гайдая с его «На Дерибасовской…» или Рязанова со «Старыми клячами»: любимые режиссёры страны постарались снять современное кино, но…
Ругать «Мегалополис» ровным счётом не за что, разве что за сумбур и пафос — это превосходный с визуальной точки зрения фильм и результат многолетних стараний (страданий). Только вот хочется выключить звук и не слушать эти вымученные диалоги, а иногда и не видеть экспрессивную игру и обилие золота в кадре. В России «Мегалополис» начнёт официально (!!!) прокатываться с 5 января 2025 года, и это, будем честны, не сулит ничего хорошего — в новогодние каникулы в кинотеатрах кассу собирают только киносказки, и в этот раз фильму Копполы придётся соревноваться с отечественным блокбастером «Волшебник страны Оз». И мы знаем, кто выиграет эту битву за зрительское внимание.
Популярное
Игорь Чехов о резком похудении и победителе проекта «Звезды в джунглях»
В эксклюзивном интервью для GALA комик приоткрывает небольшой секретик.
Сериал «Преступление и наказание»: плевок в лицо всем, кто ждал премьеры
Рецензируем провалившийся претенциозный проект, который выбесил зрителей еще до своего выхода.
Сериал «Трасса»: кошмар в ярких красках
Премьерные серии не пугают, а шокируют мрачной реалистичностью.
«Один день в Стамбуле» — о чём ещё могут говорить эти мужчины
Мы сходили на премьерный показ. И кино нам сначала не понравилось. А потом как понравилось!