Павел Хацаюк/GALA

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

Автор материала: Денис Фокин

21 May 09:00

Покупаем керамику, чтобы сделать дом стильным. А сколько на этом зарабатывают?

Изделия из обожжённой глины — это излишества или они стоят своих денег? Разбираемся в керамических трендах.

Мы в GALA за красоту во всём — души, тела, мыслей, поступков и интерьеров. За красоту окружающего мира и красоту вещей, делающих нашу жизнь приятнее. Поэтому не могли пропустить маркет 4ceramics, где мастера из многих городов России представили свои работы. Мы будто оказались в музее, настолько нас впечатлили тарелки, чашки, вазы, панно и украшения. Можно ли начать заниматься керамикой с нуля, какое будущее у керамистов, что сейчас модно, чем посуда ручной работы лучше посуды из условной «Икеи» и можно ли заработать на керамике сегодня — ответы на эти вопросы мы искали у организаторов маркета, мастеров и покупателей.

Первое, что можно заметить даже будучи далёким от керамики человеком — то, что это искусство, созданное с любовью и вниманием к каждой детали. Это действительно красивые вещи, их жалко использовать в повседневной жизни. Но собрать целый сервиз вот так с ходу едва ли получится: набор на четыре персоны из суповых и десертных тарелок обойдётся в очень круглую сумму, а одинаковых чашек-кружек вы не найдёте, ведь каждая вещь уникальна. Но почему они стоят настолько дорого, что некоторых аж корёжит? И почему сейчас керамика снова на пике популярности?

Из чего складывается цена

Единого ответа нет, как нет и секрета. За работой каждого мастера стоит его философия, видение мира, идеи, чувство прекрасного — в этом заключается и цена, и ценность керамики. Это не просто посуда или предметы интерьера, а сочетание традиций и технологий, искусства и функциональности. Сплав, если прикажете, опыта и бунтарского духа, которые доказывают значимость настоящего мастерства. Ну и давайте уже по чесноку: в современных реалиях, когда каждый первый ребёнок и каждый второй взрослый мечтает быть «айтишником» и зарабатывать миллиард биткоинов в секунду, не производя ничего материального (того, что можно потрогать, погладить, прочувствовать), сильно ценятся люди, умеющие делать что-то красивое и добротное руками.

Индивидуальность, уникальность и непохожесть дорогого (и дорого) стоит, за это нужно платить. Ни одно массовое производство не предоставит такого внимания к деталям, тщательной прорисовки элементов и теплоты — примите это, и тогда уже цена в 1500 рублей за блюдо не покажется огромной, как крыло самолёта и чугунный мост. Но всегда ли оправдан выставляемый ценник? На этот вопрос нам ответила организатор маркета 4ceramics Елизавета Солоницына.

Елизавета Солоницына мастер-керамист с восьмилетним стажем. Выставлялась на многих маркетах керамики, после чего решила, что нужно знакомить неизвестных мастеров с покупателями. Сегодня занимается крупными проектами и называет себя проводником между зрителем и керамикой.

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

— Есть тарелки и за пять тысяч рублей, и за 1200. Это зависит от того, ручная это работа или тиражированное производство. В авторской керамике прикладывается много труда, есть очень много брака. Ещё есть электроэнергия, дорогое оборудование (нормальные печки продаются от 200−300 тысяч рублей), материалы. На цену влияет аренда мастерской, ведь керамика — это грязное дело. Из этого и складывается стоимость одного изделия, но 4−5 тысяч за одну некрупную единицу — это завышенная стоимость. По такой цене выставляются состоявшиеся авторы с узнаваемым почерком. От полутора тысяч до трёх — это спокойная цена керамической тарелки, которую создали полностью вручную. Мы привыкли видеть в магазинах наборы посуды по низким ценам, но они прессуются из сухой массы и это совершенно другое разветвление экономической бизнес-стратегии. И это разговор о деньгах. Если мы говорим про индивидуальность, уникальность автора, это про другое вообще, эта тарелка может стоить и тысячи рублей. Есть автор, который делает от души работу, а есть автор, который бизнесмен. Это разные люди, у них разный подход к созданию керамики.

Сомневаетесь, что авторская керамика сродни искусству? Думаете, что проще и дешевле купить стандартный набор из тарелок в крупном хозяйственном магазине, чем отдавать такие же деньги за одну-две тарелки? Теперь представьте, что за каждым керамическим предметом стоит не только форма и цвет, но и история, созданная руками мастера. Елизавета Солоницына советует хотя бы один раз купить авторскую керамику, чтобы почувствовать разницу между единичным произведением керамического искусства и массовым образцом посуды или декора.

— Во время покупки вы общаетесь с автором и понимаете, что этот человек создал красоту своими руками. Когда вы будете доставать это из шкафа, у вас эмоциональные связи сработают, вспомнится история этого предмета. А потом начнётся этакий коллекционный энтузиазм, вы станете интересоваться керамикой и мастером, чтобы собирать эти предметы в коллекцию, больше знакомиться с этим миром, — рассказывает Елизавета Солоницына. — Авторская керамика помогает интереснее жить, получать новые ощущения. Кофе или чай, да любой напиток пьётся из разных по материалам кружек по-разному — это эмоциональная история. У меня, например, есть коллекция бокалов разных авторов. И когда ко мне приходят гости, они все сами выбирают кружки под себя, считывая в них свой характер.

Итак, поясняем за цену простыми словами:

 

  1. Время мастера стоит дорого. На создание одной чашки может уйти несколько дней: формовка, сушка, обжиг, глазурование, второй обжиг. Каждый этап требует опыта и терпения.

  2. Материалы и оборудование стоят дорого. Качественная глина (не из ближайшего оврага), глазурь, печи для обжига — всё это керамист покупает сам за свои деньги, которые нужно отбить — это инвестиции.

  3. Уникальность стоит дорого. Ни одно изделие опытного мастера не повторяется, даже если две чашки внешне очень похожи. Единственный экземпляр в мире — это важный для коллекционеров и для тех, кто отрицает масс-маркет, фактор.

  4. Ручная работа стоит дорого. Керамисты вкладывают душу в каждое своё творение, они производят предметы как для себя. В отличие от фабричного производства здесь есть эмоциональная составляющая и за каждой вещью стоит история, философия, посыл.

По словам участников маркета, керамист просто показывает себя, творит: ему сегодня хочется сделать так, а завтра уже по-другому. Поэтому его произведения уникальны, ведь у него нет гипсовых форм, он лепит вручную, и это совсем уже другая керамика.

Керамика — это часть декора?

Любые тарелочки, чашки или супницы, созданные опытным мастером, автоматически превращаются в часть интерьера, становятся его украшением. Тарелки, например, можно вешать на стену или ставить на специальные подставки, а бокалы, выстроенные в ряд, сами по себе образуют экспозицию. Хочется добавить ощущение тепла, уюта и натуральности — покупайте авторскую керамику. Вазы, статуэтки, кашпо, подсвечники, изразцы и прочие милые вещицы привносят в интерьер что-то особенное, а дизайнеры только приветствуют использование природных материалов, приятных на ощупь — мы разбирали эти тренды в отдельной статье. Керамика — это почти идеальный вариант для квартир и домов любого метража и впишется даже в евроремонт из нулевых:

·      Добавляет текстуру пространству.

·      Расставляет акценты-яркие пятна в монохромных интерьерах.

·      Преображает пространство, отражает чувство прекрасного хозяина, персонализирует даже самый шаблонный интерьер.

В керамике есть свои тренды?

Мода касается всего, в том числе и керамики. Но здесь тренды меняются медленнее, они долговечны и не сиюминутны. Как говорят сами участники рынка, охотнее всего покупаются (а стало быть, они находятся в топе) милые функциональные предметы интерьера. И не тарелки, а чашки разных форм, расцветок и фактур. Покупатели выбирают сердцем и выбирают то, что имеет эмоциональный отклик. Например, что-то с белым фоном или как с картинок в Пинтересте. Удивительно, но история с физическим облачением мемов до керамики не добралась в полную силу: максимум, что можно найти в работах авторов — это сердечки, нейтральные надписи «Вкусно покушай» и «Сладко поспи», не более. Есть мастера, которые выпускают небольшие мемные коллекции на свой страх и риск — нет гарантии, что тарелка с Крокодило Бомбардиро станет хитом продаж. Чаще всего встречается посуда с аккуратными нейтральными завирусившимися надписями.

В авторских керамических предметах интерьера всё тоже более чем консервативно — успехом пользуются лаконичные формы и минимализм, давно уже застрявшие в стилистической особенности дизайна интерьеров. Возможно, вы удивитесь, но из керамики производят авторские украшения и ювелирку, и на них тоже распространяются тренды. Всегда ценится бижутерия с хорошим металлом и золотом, а формы чаще покупают нейтральные (облачка, звёздочки, сердечки, простую геометрию). Но бывают и исключения — некоторые керамисты производят украшения агрессивного вида (с шипами или вдохновившись киновселенной «Хищник»), но это скорее исключение из правил, личное видение мастера и не особо коммерчески успешный опыт.

Елизавета Солоницына считает, что люди начинают использовать керамику осторожно с малых приятных форм. Сначала они покупают чашки спокойного вида, потом собирают коллекцию, входят во вкус, а после выбирают более дерзкую керамику, более рисковые для них формы и цвета.

В керамическом производстве нет отвратительного хайпожорства. Есть мастера, которые хорошо показывают себя, качественно проявляют свою уникальность, вкладывают душу, поэтому их произведения хорошо продаются. В большинстве своём авторы не следуют правилу «Следите за трендами, у вас будут миллионные заработки» — здесь это не так работает. В основном мастера делают качественные произведения, вкладывают все умения и не задумываются о конечном потребителе, а уже потом находят покупателя.

Собирать коллекцию керамики в едином стиле — это дорого?

Мастера говорят, что это не дорого, но сложно. Представим, что вам понравились работы на маркете, они вам синхроничны. Значит, их автор вам точно будет синхроничен, потому что это его творчество, отражение его культуры, эстетики, визуала. Далее вы договариваетесь лично о создании серии работ или сервиза под заказ для вас — потребуется наладить контакт и тесно работать с мастером, который сделает то, что вам нужно за отдельную плату. Это будет и дороже, чем уже готовые его произведения, и дольше.

Керамикой может заняться каждый?

Керамика — это созидание, полёт фантазии, вопль души, если хотите. А им (созиданием) может (должен) заниматься каждый. Вопрос в другом — получится ли? Специалисты советуют для начала посетить хотя бы один мастер-класс, чтобы увидеть сам процесс (на маркетах обычно проходят обучения. — GALA) и получить советы опытных. Так начинающему творцу будет проще понять технологические процессы.

— Вы просто так не возьмёте кусок глины, не слепите вазу, потому что надо знать технологию. Как её обжигать, как красить, как формировать, — говорит Елизавета Солоницына.

На керамике можно заработать?

Конечно. Другой вопрос — а каковы аппетиты, каковы потребности? За чистой прибылью в 200−300 тысяч рублей нужно идти в тиражку (когда создается один шаблон и по его образу и подобию клепаются все изделия). Объём 100 единиц продукции в месяц — это малый тираж, с ним справится один человек. Есть объём производства — есть покупатели — есть выручка — есть прибыль, круг замкнулся. Некоторые мастера плотно сотрудничают с ресторанами авторской кухни, где особое внимание уделяется деталям, в том числе и посуде, поэтому её производят по индивидуальным заказам порой за баснословные деньги. Керамисты также делают уникальные вазы для дорогих флористических салонов, украшения для кутюрных коллекций российских брендов, сувенирную продукцию для корпораций или зажиточных компаний. Другой путь — искать своего покупателя/почитателя на маркетах, раздавать визитки, делать крутой контент в соцсетях, вируситься и привлекать поток клиентов из интернета. Не нам вас учить, это вам на тренинг по успешному успеху и по самопрезентации (пожалуйста, нет!).



Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей