79.17
Доллар (USD)
90.4
Евро (EUR)
11.01
Юань (CNY)
105 606
Биткоин (BTC)
2 513.36
Эфириум (ETH)
Личный архив группы Черный государь

Автор фото: Личный архив группы Черный государь

Автор материала: Ольга Некрасова

07 June 09:00

Митя Бурмистров: «Образ страдающего художника надо искоренять к чертям»

Поговорили с группой «Чёрный Государь» о презентации альбома, вдохновении и нейронке в музыке.

«Чёрный Государь» - проект казанского музыканта Мити Бурмистрова. Группа выпускает ироничные, порою жизненные песни, которые совсем не похожи на привычный нам русский рок. В коллективе помимо Бурмистрова есть Артур Джерк (jerk), Айдар Гайнуллин (Harajiev Smokes Virginia, AIIID), Виталий Киселев и художница Лия Сафина (liyolei).

Мы поговорили со всеми участниками группы о том, кто какую роль в ней занимает, какие фестивали им запомнились больше всего и зачем нужно идти к ним на концерт.

Автор фото: личный архив группы «Черный Государь»

- Когда лезешь в интернет за информацией о «Черном Государе», видишь везде только Митю Бурмистрова. Это все-таки сольный проект или совместное творчество?

Митя: В интернете я чаще всего вижу, что «ЧГ» - дуэт Артура Джерка и Мити. Все так и замышлялось в 2017 году. Позже мы пригласили Айдара на бас и начали выступать уже как трио. Нам надоело играть под миди-барабаны – и мы позвали нашего первого барабанщика Эдика. С ним мы выступали где-то год – было все замечательно, но наши пути разошлись. Сейчас же в своей семье мы приветствуем Виталика. Играем вчетвером.

- В группе у каждого участника своя роль и музыкальные таланты. Расскажите, кто за что отвечает: кто пишет мелодии, кто работает с текстами, кто придумывает идеи для лайвов или промо?

Митя: У нас всегда разные подходы. Главное, чтобы они приводили к новой песне. Я пишу большинство треков, свожу и мастерю. Так же всё промо, всякие тиктоки, концерты, общение с организаторами – всё на мне. С таким опытным мастодонтом мира баса, как Айдар, очень приятно, комфортно и безопасно существовать – ты понимаешь, что ритм-секция у тебя всегда будет грувовая. Виталика мы взяли по той же самой причине: мы восхищаемся его работой и его самоотдачей. Он может прийти за несколько часов до репетиции и оттачивать новую сбивку в трек.

С Артуром у нас произошла синергия – мы оба любим повеселиться, так и родились первые песни типа «Любовь и вино», «Черный ворон», «Киану Ривз». Я в Джеркухе (кличка Артура.GALA) люблю этого весельчака.

Артур: Мой талант – всякие гармонии, мелодии. Митя больше продюсер – он отвечает за звук. С текстами, наверное, какая-то общая работа.

Виталий: Я новый участник. В группах обычно так – кто-то начинает, кто-то подхватывает. Вот я из подхватывающих пока что.

- Почему вы ничего не выпускали последние пять лет?

- Мы абсолютно классно презентовали свой первый альбом в 2020 году. Была, насколько помните, такая штука, как пандемия. Мы освоили одними из первых интернет-технологии - выступали в зумах. Потом чуть поездили с концертами по России.

А в 2021 году случился AWAZ – один из прекраснейших музыкальных фестивалей в Казани, на котором мы выступили и подумали: «Все, дальше только выше». Потом в 2022 году я уехал жить в Турцию, потом пожил в Сербии. Джерк был в Казахстане. Айдар начал увлекаться кинематографом, даже продал свою бас-гитару.

И в 2023 году я наконец доделал свой дебютный альбом проекта MITYA и вспомнил, что у нас есть «Чёрный Государь». Мы создали чатик в «Телеграме», начали пересылать друг другу демки и потихоньку их доделывать. Потом нас позвали на фестиваль STEREOLETO, и наконец-таки появился дедлайн, который послужил для нас стимулом сделать альбом. И вот за последние 10 дней я доделал 7 песен.

- Кстати, по поводу STEREOLETO – кого вы хотите там послушать?

Артур: Я бы послушал группу «Мегаполис». У них недавно вышел альбомчик. Вторая группа – «Привет».

Митя: Я бы послушал героев детства — группу «Кирпичи». Похоже, только их и успеем — сразу после концерта улетаем. Это веселые и грустные реалии музыкальных гастролей.

- А какие музыкальные фестивали вам запомнились больше всего? Любите ли вы вообще на них ходить как слушатели? Некоторые музыканты наотрез отказываются тусить в толпе.

Виталий: Это был первый концерт группы ПТВП, он меня впечатлил очень сильно. И мало что могло потом превзойти. А ещё был концерт Red Hot Chili Peppers. На фестивалях я не был, но был на очень крутом концерте – за 2000 рублей попал на британскую группу Jungle.

Митя: Я могу предположить, почему кто-то не любит концерты. Наверное, они перестали пить (смеётся). У нас большинство из группы бросило пить год или парочку лет назад. И теперь посещение гига представляется как очень серьезное испытание. Тут на тебя басы гремят, тарелки, кто-то толкает и  пивом обливает. Может, по этой причине люди негодуют.

Я обожаю музыкальные фестивали. Помню, например, на «Пикнике» от «Афиши» году в 2015-м было выступление The Chemical Brothers – я просто впал в оцепенение и ни с кем не разговаривал потом часов пять. Я не понимал, зачем нужно говорить, когда существует такой акт искусства, как выступление The Chemical Brothers.

Да, там вообще была череда звезд. Мои любимые Blur тоже приезжали, над которыми я рыдал. По многим причинам… Я еще очень хотел в туалет последние полчаса выступления. Когда 50 тысяч человек поют с тобой хором твою любимую песню, ты растворяешься в этом моменте и понимаешь, насколько сильна музыка — и что ты нашёл своё дело.

- Как изменилось ваше отношение к музыке за столько лет работы с ней?

Митя: Ух, в дремучий лес едем. Есть мысли, ребята?

Айдар: Возможно, я просто устал от музыки за такое долгое время – я играю почти 20 лет. Сейчас я думаю: «Что там вообще происходит?» Вы говорите про всякие музыкальные фестивали – а я даже не знаю, кто там будет играть. И мне не интересно – вот в чем дело.

Митя: Мы такие разные, и это потрясающе. Я каждое утро начинаю диггерство по новым релизам, по старым. Смотрю, кто что издает. Естественно, процентов 90 не резонирует, но я ищу золото, которое зацепит и воодушевит. И это какой-то бесконечный поток энергии для меня.

Артур: Думаю, мой путь начинался с «Питер-кафе» – было такое кафе на Петербургской. Сейчас там какая-то кондитерская фабрика, или кальянка – что-то такое. Было очень весело, я встречал друзей, мы пили пиво и там же начали играть вместе музыку. Иногда я выступал с очень странными песнями, читал стихи какие-то мрачные. Сейчас мне, как и Айдару, не интересна эта тусовка. Мне кажется, все довольно скучновато в Казани.

Виталий: Мне кажется, что вся музыкальная тусовка просто ушла в интернет.

В Казани музыка тоже живет, есть много известных коллективов — но все это происходит как-то в онлайне. Случаются интересные коллаборации: например, из последних — Дышать коллаборировалась с Казанским марафоном, где было 30 тысяч участников. Ее песня стала неофициальным гимном марафона.

Митя: Можно я внесу кусочек надежды? Мы периодически обсуждаем это. Айдар говорит, что музыка – это хорошо, но он устал. Джерк говорит, мол сейчас ничего не происходит и скучно. Я говорю, что тогда самим нужно что-то сделать. Устроить презентацию альбома, пообщаться с новыми группами. Мы так познакомились с Усирусей, например, году в семнадцатом — и с тех пор дружим.

Короче, мне кажется, что самородки есть, прекрасные музыканты есть, новые растут, но это не гремит из каждого утюга. Пробиваться всегда было сложно. В 70-е нужно было потратить 5000 долларов на запись своей песни, нанять 20 человек, чтобы они сыграли на инструментах, сделать аранжировку, свести всё, издать на виниле и как-то попасть на радио – сейчас ты можешь просто на укулеле намурчать и выложить это в какую-нибудь вертикальную соцсеть и найти своего слушателя.

Я благословлю «Тик-ток» и благодарен тому, что у нас песни «ЧГ» периодически залетают, и моего проекта MITYA - это все благодаря «Тик-току» – о нас узнают и в России, и в других странах. У нас есть возможность, и надо её просто использовать, она в кармане, в телефончике. Все это я подвожу к тому, что люди почему-то не пользуются средствами заявления о себе. Или, может быть, пытались, но не получилось. Нужно больше веры в себя! Потому что музыка – это такая странная штука… Сюда точно приходят не из-за денег. Приходят только потому, что не могут без этого жить.

Это, естественно, самое банальное, что я мог сказать. Всем приятно, когда твои песни, твои мелодии, твои крики души и размышления, в которые ты вкладываешь столько времени и сил, созвучны с кем-то. Если потом мы получаем комментарий, мол: «Я справился с ужасными переживаниями и очень плохими моментами благодаря вашей музыке» - это же самое лучшее вознаграждение.

Артур: А ещё нам не хватает офлайн-квартирников. Было бы здорово снять квартиру и сделать квартирник – как в советские времена.

- Я заметила, что у вас изменился стиль обложек. Кто их рисует?

Митя: Обложки с самого начала оформляет Лия Сафина, у неё есть музыкальный проект liyolei. Она же отвечает за наш художественный стиль: костюмы, концерты. Также она иногда бывает на бэк-вокале и дает самые важные советы. Когда я доделывал альбом, я сходил с ума последние две недели – и Лия очень помогала.

- Получается, она ваш внегласный пятый участник бэнда?

Митя: Да, конечно.

- Ваше выступление на «Давай поженимся» - легендарная промокампания. А вам самим нравились какие-нибудь промо у других артистов?

Митя: Никто в галактике, к сожалению, ничего подобного не придумал (смеётся). Мы, конечно, очень сожалеем, что у людей не хватает фантазии и они нас копируют.

Айдар: Меня там не было, я очень сожалею, конечно.

Митя: Они (телеканал. — GALA), кстати, оплатили только один билет на самолет. Артура (который был другом жениха) мы из бюджета группы отправляли.

Автор фото: личный архив группы «Черный Государь»

- А что вы думаете насчет применения искусственного интеллекта в музыке? 

Митя: Раскроем секрет… На всех записях партии, где обозначен Джерк, играет специально обученная искусственная двойница Артура. Она была создана специально на компьютере – в самом сердце Башкирии, в магазине «Звездочка». Там стоит Pentium III, разогнанный до 400 Гц. И мы думаем, что за этой технологией будущее. Люди будут не просто копировать участников группы, чтобы не платить им в настоящей жизни. Публика будет просто приходить и платить именно за то, чтобы посмотреть на двойника Джерка.

Если серьезно, это шутка — мы в альбоме не применяли AI, но по поводу всего этого AI-нонсенса мне хочется сказать людям в интернете: люди, calmdown-итесь, пожалуйста, охладите ваши cool и просто расслабьтесь, потому что есть, конечно, такие неэтические стороны вопроса, как, например, SoundCloud делает, обучая свои нейросети музыкальные на музыке без согласия участников. То есть ты заливаешь туда трек и сразу попадаешь в базу, по которой нейронку обучают. Такого не должно происходить. Но я за применение AI как инструмента. Нужно просто свыкнуться. Люди шарахались от синтезаторов в 80-х, от сэмплеров в 90-х, от миди-барабанов в 00-е… Говорят: «У барабанщиков не будет работы». Посмотрите на кепку Виталика – знаете, сколько она стоит? Это бренд! Так что, мне кажется, все будет хорошо.

- Есть ли у вас ритуалы перед началом работы над материалом или перед выступлением?

Митя: Я приверженец такого учения, что вдохновения не существует – и это просто миф для лентяев. Никто не может написать книгу, просто сев и поймав божественные лучи. Все писатели садятся каждый день в определенное время, попивая чашечку кофе, и пишут свои пять тысяч знаков.

Естественно, бывают случаи, когда, знаете, музыкант рассказывает: «Это наш главный хит – и мы записали его за минуту». Но это один случай. Я очень рад, дорогой мой, что у тебя этот хит есть, но в большинстве случаев ты садишься, работаешь и сортируешь: это плохо, это классно, а над этим стоит поработать.

К чему-то ты возвращаешься через год. И добавляешь новые слова, мелодии. Это эфемерная задача – не как пройти 10 тысяч шагов или помыть посуду. Нужно что-то создать, что ты ещё не знаешь. Из-за этого нужно выходить на поиски как на рыбалку. Если что-то поймаешь – очень хорошо. Если нет – продолжай работать и наслаждайся.

Артур: Мне кажется, нужен какой-то здоровый баланс между системной работой и поиском вдохновения. Но лично у меня создается какой-то невроз, если я каждый день начинаю садиться и пробовать писать. Получается чушь полнейшая. А иногда получается что-то хорошее, когда я просто отдыхаю. Мне кажется, надо пробовать и так, и сяк, и отдыхать временно.

Митя: Так я же не говорю, что отдыхать не надо. Естественно, нужно отдыхать. Но я про то, что ты просто выходишь и делаешь свою работу, а будет результат или нет – этого мы гарантировать не можем.

Артур: Мне кажется, хорошая песня — это удача.

Айдар: Мне кажется, работой это сложно назвать. Есть такая штука: когда пишешь сценарий, тяжело поставить точку. В итоге в конце ставишь запятую, ходишь весь день. Потом с утра проснулся – запятую стер и в конце поставил точку. Вот как бы и все, что ты сделал за день. И мне кажется, это не в том смысле, что ты весь день работаешь, – просто сам факт того, что ты об этом думаешь… Ты ходишь и думаешь, это и есть твоя музыкальная работа.

Митя: Я еще хотел сказать про рутину. У меня прошлое лето было самым эффективным и продуктивным. Я жил в Сербии в очень маленькой квартире, с очень красивым видом на природу. И у меня был буквально столик метр на метр, на котором была маленькая видеоклава и компьютер, и наушники, и гитара стояла. Каждый день я решил начинать с нового трека. Я завтракаю, наливаю кофеек, минут 20 смотрю документалку про «Битлз», настраиваюсь на правильную волну и думаю: «Вот, сейчас буду писать». Каждый день я писал по песне – и где-то через день получалось что-то классное. Я точно убедился в том, что вдохновение искать не нужно – нужно относиться к музыке как к работе и что-то делать. Но если человек свято верит в то, что можно написать, только если держать целибат, не есть сорок дней, и очищенным прийти (без грехов) в студию – так и будет.

- А какой лейтмотив у вашего альбома? Или основные, например, три темы?

Митя: Ну, они точно не планировались заранее. Сейчас я просто могу окинуть взором песни и подумать, есть ли общий знаменатель. Я думаю, это русский рок, искренность и юмор. Именно в такой последовательности. А вы, ребята, что скажете?

Артур: Если так - песни про смерть, про любовь и про жизнь.

- Многие говорят, что песни на тему любви, жизни и смерти устарели.

Айдар: А что, есть другие темы, какие-то другие песни? Про что петь еще?

Митя: Ну, у нас на альбоме есть песня, которая называется «Кабан». Там я пою про то, что я «Кабан» и просто бегу по лесу.

Айдар: Слушай, ну, мне кажется, это тоже про жизнь (смеется).

- Музыка в принципе всегда пишется через боль и страдания?

Митя: Образ страдающего художника надо искоренять к чертям. Многие говорят: «Курт Кобейн писал такие шикарные песни, потому что у него была депрессия». Если бы он был здоров – он бы писал их дольше. Или история с Ван Гогом и отрезанным ухом, непризнанные при жизни шедевры. Так у него и так были шедевры. Если бы он был здоровее – больше бы написал.

Человек не может в состоянии ужаса, боли и стресса творить. Он это делает просто потому, что не может это не делать. Он бы творил и будучи здоровым, делал бы это гораздо счастливее. Люди должны быть здоровыми, к этому нужно стремиться.

Артур: Тут я с вами, конечно, полностью не согласен, Дмитрий. Мне кажется, что здоровому человеку вообще не хочется писать или создавать. Он просто живет и наблюдает. Возможно, как раз процесс написания или создания чего-то исцеляет совершенно больных людей.

Митя (смеется): Поэтому я и говорю – прекрасно, что такие разные люди собрались в нашей группе! У нас, в принципе, всегда так — я говорю: «Всё хорошо, ребята, всё нормально, давайте, следите за здоровьем, пишите песни, мы гениальные музыканты». А Джерк говорит, что музыка отвратительная, все больные и в депрессии. Виталик помолчит и потом скажет: «Ребят, все хорошо, когда у нас следующая репетиция?» У нас вот такая вот динамика в группе постоянно.

Артур: Ну, я согласен, что, наверное, когда ты себя хорошо чувствуешь – есть больше сил что-то создать. Но лично мне, может, нужен какой-то триггер.

- Недавно в Казани, кстати, выступало башкирское трио AY YOLA. Спрос на этнику в последнее время вообще вырос – что вы думаете насчет татарских музыкантов? Почему давно никто не гремит на всю Россию?

Артур: Башкиры, кстати, жалуются на эту песню.

Митя: Тебе жалуются?

Артур: Ну, типа там непонятен текст – плохо слышат, о чем поет вокалистка.

Митя: Мне кажется, что этническая интересная искринка всегда будет привлекать народ, особенно далекий от конкретной национальности. Да, для тех, кто в теме, может, это кринж, брусника, малина, клюква. А какой-нибудь американец посмотрит и скажет: «Wow, Башкирия, very good nice». А еще это поп-песня и поет её привлекательная девушка – это всегда будет работать.

- Где вас в итоге в ближайшее время можно услышать?

Митя: В баре «Соль» — 15 июня и на STEREOLETO — 13-го.

- Вот представьте – я слушатель. Зачем мне идти на ваш концерт?

Митя: Ну, помимо песни про «Кабана»… Мне кажется, стоит прийти, чтобы объединиться, пообщаться. Пообщаться с Джерком. И поорать. Просто приходите и всё, причины нет. Айдар покажет жонглирование.

Добавить «Вечернюю Казань» в избранные источники новостей