Казанские скульптуры: искусство, мимо которого вы проходите
Рассказываем, где в нашем городе искать самые интересные и фотогеничные арт-объекты.
В Казани множество арт-галерей, музеев, выставочных пространств и других мест, где можно насладиться искусством. Ни для кого не секрет, что наш город стал одним из центров арт-жизни в России. Искусство здесь буквально повсюду, и порой его даже не замечаешь. На улицах, например, кроме величественных исторических зданий есть еще и скульптуры, о которых вы могли не знать. Мы собрали путеводитель казанских арт-объектов НЕ на Баумана.
Профсоюзная, 6 — «Доверие»
Милая композиция из трёх фигур на тротуаре одной из самых знаменитых улиц центра появилась ещё в 2016 году. Подарила её Казани «Городская стоматология», а выполнил скульптуру известный татарстанский художник Фаниль Валиуллин. Сам автор рассказывал, что когда он только начал работу над ней, то заказчики дали ему только название для скульптуры и парапет, где она будет стоять — сюжет с двумя ребятами и собачкой он придумал сам. После этого композицию пришлось несколько раз менять и дорабатывать, но в итоге вышел трогательный сюжет, где двое ребят резвятся вместе со своим четвероногим другом.
Для художника было важно сделать композицию прочной и устойчивой, чтобы она спокойно выдерживала не только таких же малышей, но и всех желающих сделать фото для соцсетей туристов. Скульптура отлита из бронзы, как и другие работы Валиуллина. Фигуры мальчика и девочки весят по 60 килограмм, а собаки — 35.
Дзержинского, 13 — «На озеро»
Прямо напротив парка «Чёрное озеро» в 2018 году появилась ещё одна композиция Фаниля Валиуллина. Она стоит на входе в ресторан «Утка в котелке», художник отлил её к началу чемпионата мира по футболу, который проходил в Казани. Главный герой — счастливый мальчик, несущий маму-утку к пруду, а за ними бегут и утята.
Мотив этого сюжета — настоящая история. Когда-то действительно существовала утка, отложившая яйца в доме на Дзержинского, 13. Когда утята вылупились, пришлось перекрывать проезжую часть, чтобы пернатая семья смогла попасть в пруд через дорогу. Именно этот случай и вдохновил заказчиков из «Утки в котелке».
Автор фото: Павел Хацаюк/Ирина Звездина/GALA
Чернышевского, 8 — «Яратам»
Закрывает серию работ художника Фаниля Валиуллина скульптура на пересечении улиц Чернышевского и Профсоюзной. Ее название переводится с татарского как «Люблю». Она появилась у здания восстановленных лавок купца Курманаева в 2021 году, это символ трепетной первой любви. Пара молодых людей нежно смотрит друг на друга — девушка с балкона, а парень стоя на тротуаре внизу с букетом цветов в руке. Фаниль рассказывал, что оба образа собирательные: для фигуры возлюбленной ему позировали три разные девушки, а в чертах юноши он спрятал черты самого себя и своих друзей.
Кстати, это здание старшему поколению может помниться как бывший кинотеатр «Спутник». Он был популярным местом для встреч, а ещё конкретнее — первых свиданий. Так что выбор места для этой скульптуры вовсе не случаен.
Татарстан, 1 — «Загадки Шурале»
В 2011 году к 125-летию великого татарского поэта и писателя Габдуллы Тукая открылась бронзовая композиция с дровосеком и хитрым Шурале. Оба героя сидят на бревне, точно так же, как в известной сказке. Шурале — это мифический персонаж с тонкими пальцами и рогом на лбу, он обитает в лесу и заманивает к себе неосторожных прохожих, чтобы защекотать их до смерти. Умный дровосек сумел перехитрить злого лешего, заставив его защемить свои пальцы в этом же бревне.
Автор скульптуры — Асия Миннулина. Художница работала над ней больше месяца. Эта композиция сразу полюбилась жителям города и туристам, и даже обрела своё собственное поверье — любой человек, посетивший её, обязательно обретет счастье и отличное настроение. Еще на ней выгравировано несколько фраз: «Где сила не может, там ум поможет»; «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью» и «Где смелость, там и победа».
Лядской сад — «Бабушка Аняня»
В 2015 году в уютном парке в центре Казани появилась бронзовая статуя, которая сразу же покорила казанцев и гостей города. Прелестная эбика, сидящая на лавочке, привлекала внимание каждого прохожего. Зимой её часто укрывали, надевали на неё шапки и шарфы, чтобы бабушка не замёрзла.
Придумала «Бабушку» питерский скульптор Винера Абдуллина. Она рассказала, что это собирательный образ и изначально не задумывался для Лядского сада. Художница привезла свою скульптуру на выставку в Петербурге, где многие ей говорили, что узнают в образе свою бабушку и чувствуют «тепло», исходящее от этой доброй и трогательной работы.
Фабрика Алафузова — «Человек на шаре»
На территории бывшего производства по переработке льна уже с 2015 года располагается, наверное, самое масштабное и живое арт-пространство в Казани. Там круглый год проходят фестивали, ярмарки, выставки, но главное, что там собрана большая коллекция современного искусства в Казани, с которой можно познакомиться. В 2019 году там появилась ещё одна статуя казанского художника Димы Шлёнкина — «Человек на шаре». По словам Дмитрия, силуэт, буквально прикованный колючей проволокой к металлическому шару, — это отражение всех нас. Ведь каждый в определенный период жизни себя так чувствовал. Самое главное — искать в себе силы остаться на ногах, точно так же, как и этот человек на шаре.
Дмитрия легко можно узнать по его фирменному стилю, такие металлические скульптуры он делал и для выставки в галерее БИЗON, и для музыкального фестиваля «Дикая мята». Но самой запоминающейся серией его работ были серебряные силуэты то ли инопланетян, то ли людей, которых он расставлял по всему городу. Первая появилась в 2020 году на Профсоюзной, возле старой гостиницы Дворянского собрания. Сам художник рассказывал, что этими скульптурами он хотел изменить отношение людей к окружающему пространству, и в какой-то степени у него это получилось.
Фабрика Алафузова — гигантские головы
Ещё одна серия работ, которой прославилось арт-пространство — это огромные маски, которые с годами меняли образ и расположение. Откуда они там появились — точно неизвестно, но можно смело предположить, что это остатки забытого реквизита от казанской Универсиады 2013 года. Белая маска с каким-то потусторонним выражением лица уже стала символом фабрики, а некоторые из них были переосмыслены казанскими художниками. Например, зловещая маска от Юры Юркого, превратившаяся в клоуна Пеннивайза из триллера «Оно», или пёстрый лик от Дамира Bozik, который похож на африканскую праздничную маску.
Самое печальное, что будущее фабрики сейчас под вопросом. Пространство уже выкупила компания, которая планирует превратить уникальный арт-кластер в жилой комплекс. Что станет со всеми работами, которые сейчас там — неизвестно.
Автор фото: Павел Хацаюк/Ирина Звездина/GALA
Центр Казани — «Плитки»
Совсем недавно на набережной возле старого здания театра Камала, возле Колхозного рынка и на Профсоюзной появились очень необычные плитки, вложенные в брусчатку на земле. Оказалось, что всё это работы небезызвестного уличного художника a l e s h a . В Казани он уже звезда — с 2017 года он расписывает разные объекты. Когда-то в центре города можно было найти цветные урны by a l e s h a. Художник рассказывал, что использует привычные элементы городской среды, чтобы «взломать» окружение и заставить людей обратить внимание на то, что обычно проходит мимо глаз. Эти прозрачные плитки из эпоксидной смолы делают то же самое. В них залит чак-чак, сухофрукты, которые обычно покупают на рынке, и рюмка с чернильно-синей жидкостью, очевидно, связанная с питейной Профсоюзной.
А ещё одна работа художника в 2019 году шокировала городскую публику. В казанском Булаке появилась непонятная куча одежды и человеческих ног, которая плавала в канале чуть меньше суток. На мосту рядом висела табличка, на которой художник призывал никого не вызывать, ведь это просто инсталляция. Позднее в соцсетях a l e s h a появились посты, где он рассуждал на тему того, что Казань оказалась не готова к творческим экспериментам. Жителям нужны только бронзовые памятники и статуи, а современное искусство пускай остаётся в каких-нибудь галереях.
Популярное
Игорь Чехов о резком похудении и победителе проекта «Звезды в джунглях»
В эксклюзивном интервью для GALA комик приоткрывает небольшой секретик.
Сериал «Преступление и наказание»: плевок в лицо всем, кто ждал премьеры
Рецензируем провалившийся претенциозный проект, который выбесил зрителей еще до своего выхода.
Сериал «Трасса»: кошмар в ярких красках
Премьерные серии не пугают, а шокируют мрачной реалистичностью.
«Один день в Стамбуле» — о чём ещё могут говорить эти мужчины
Мы сходили на премьерный показ. И кино нам сначала не понравилось. А потом как понравилось!