личный архив Селины

Автор фото: личный архив Селины

Автор материала: Аделя Рахматуллина

Селина: «Я хочу, чтобы люди не стеснялись быть самими собой»

Известный стилист о казанском фешен-комьюнити, непрофессиональных коллегах и нашем GALA Ballet Fashion Show.

В редакцию GALA вошла лучезарная стильная миниатюрная девушка с идеальным загаром. Сначала ее улыбка, потом − она сама. Таких всегда видно издалека: им даже говорить ничего не надо, чтобы заполнить пространство. Это Селина − самый провокационный стилист в Казани и амбассадор нашего GALA Ballet Fashion Show, которое пройдет 24 августа в Присутственных местах Казанского кремля. Равнодушно к Селине из тех, кто ее знает, пожалуй, никто не относится − ее либо любят, либо ненавидят. В копилке нашей собеседницы работа с Роговым и обучение у Гоши Карцева, но об этом позже. Родилась девушка в Казани, училась в татарско-турецком лицее, а потом получила аж два высших − в КГФЭИ и Останкинском институте телерадиовещания. Мы с Селиной очень много смеялись и долго разговаривали обо всем: позиционировании себя, стилизации, локальных брендах. Перемыли кости почти всей казанской фешен-тусовке, и вот что из этого вышло.

- Как ты вообще для себя определила, что хочешь быть стилистом?

- Я стилист в третьем поколении. Я всегда росла среди красоты. В семьях папы и мамы суперстильные, творческие люди. Честно говоря, я стилистом-то быть не хотела − бежала от этого, хотела быть журналистом или актрисой. Но эта профессия меня догнала. Я всегда была чуть умнее, чем должен быть стилист. Мне было мало просто создавать какие-то луки. Я хотела комплексно работать с женщинами, выявлять их уникальность и передавать ее через одежду. Все женщины разные, прекрасные, и мне хочется показать, какими они могут быть. Поэтому я начала заниматься стилем. Я долго не бралась за персональный шопинг, потому что не хотела всех одевать под копирку согласно трендам.

- Чем занимаются твои родители?

- Мой папа работает в строительной фирме, но душой всегда был на стороне дизайна, мне всегда так казалось. Ему хотелось быть в творческой профессии. Мама моя всегда была «стиляшкой», но к стилю пришла лет 10 назад. Наверное, даже я для нее являлась неким вдохновением, потому что поняла, что эту тему можно монетизировать. Она работала в продовольствии, потом ушла в магазин бренда Serginetti. И из управляющего одним магазином выросла в управляющего всеми магазинами по Казани. Моя мама продаст зимой снег − это то, что нужно знать о моей маме. Учитывая, что она еще и стильная, ей легко это удается, она создает какие-то классные капсулы. Раньше она отвечала только за один магазин, но потом руководство увидело, что ее магазин по продажам опережает магазины в Москве и Питере.

- А детство у тебя какое было?

- Тяжелое, разное. Это были 90-е, все знают, какие это были времена. Я, конечно, не страдала и не голодала. В 6-м классе мне стало скучно в школе. И к нам как раз пришли рассказывать про татарско-турецкий лицей, в который поступают с 7-го класса. Там все предметы на английском. Я в тот же день пришла домой и сказала: «Мама, папа, я поступаю в лицей». Родители сопротивлялись, говорили, что в этой школе все схвачено и нужно там доучиться. Я говорю: «Нет, пойду туда». Они махнули рукой. Я заставила папу отвезти меня на вступительные экзамены в воскресенье, в выходной, разбудила его. И потом, у меня в классе была самая худшая успеваемость (смеется). Не знаю, каким чудом я вообще поступила. У меня при поступлении еще был дневник с моделями топлес, я картинку попыталась закрыть листочком, но приемная комиссия ее все равно увидела. А в дневнике замечания: «Пришла без формы», «Дерется с мальчиками». Я так покраснела! Смешно вспоминать. В школе я считалась пустышкой, но душевной: я всех любила. И сейчас всех люблю. Сразу обозначу, что лицей был пристанищем золотых умов Татарстана, тупой там быть неудивительно. Я помню, как подошла к однокласснице и говорю: «Дай я тебя обниму!» А она мне: «Да что мне с тобой обниматься? Ты пустышка!» И я про себя подумала, что еще покажу ей. Делала уроки до пяти утра, подтянула все оценки и стала ударницей. Для меня это была победа.

Автор фото: личный архив Селины

- Ты как будто с детства все вопреки делаешь.

- Мы с психологом на эту тему разговаривали. Надо знать свою природу. Я от нее долго убегала, но, видимо, мне реально надо делать что-то вопреки, самой себе кидать вызовы.

- Расскажи про обучение у Гоши Карцева.

- Мы с Гошей пару раз разосрались, потому что у нас у обоих сложный характер. Ну как разосрались, он просто не пустил меня на финальную съемку, потому что я опоздала, а там просто графики перемешались. Все-таки разница между возрастом ощутима: если бы он сейчас меня не пустил, я бы вошла. Но тогда я расплакалась и шла по Патрикам, рыдая. Но обучение для меня было полезным. Гоша со всеми проводит консультацию, перед тем как взять на курс, и может даже тебя не взять, если ты «не фешен». Он учит моде: структуре, иерархии, как мода работает, как работает стиль. Кругозор и стильное мировоззрение − вот что дает Гоша Карцев. Ты узнаёшь, кто такие креативные директора, как работают холдинги, которые держат все эти бренды, как создаются тренды. Это та база, которая необходима стилисту, чтобы просто уверенно себя чувствовать, чтобы что-то знать про ДНК брендов. Плюс на его обучении есть одно важное преимущество: можно во время обучения ходить на разные тусы. На одной из таких появился и Рогов. Все мои однокурсники побежали с ним фоткаться, а я нет. Меня спросили, почему я не иду фотографироваться. Я помню, что тогда ответила: «Я с ним сфотографируюсь, когда мы будем вместе работать». Собственно, так и получилось.

- Про Рогова мы еще поговорим. Как ты жила в Москве, пока училась? У тебя есть какие-то истории про гречку без хлеба, которые обычно рассказывают успешные люди?

- Я ушла от очень богатого мужчины, и мне хотелось уехать как можно подальше. Когда я приехала в Москву, у меня не было практически ничего. Мама могла мне высылать 10−15 тысяч рублей. Могла и больше, но ей было важно, чтобы я была самодостаточной девчонкой. В общем, я уехала из мира, где было все, в маленькую съемную квартиру в Москве, которую делила с тремя девчонками. Потом постепенно я начала работать в магазине, но там платили кутарки, и я на них жить не могла. Я уже поступила в Останкино и была вынуждена пойти работать по первому высшему образованию: стала помощником замгендиректора строительной фирмы. С 9 до 18 работала, вечером шла учиться, параллельно стилизовала съемки и вышла на нормальный доход спустя только три года. Но по личным причинам была вынуждена вернуться в Казань. А сейчас я уже нахожусь в таком возрасте, когда хорошо бы и детей уже иметь, и не хочется уезжать далеко от даваники (смеется). Но когда ты работаешь онлайн, не важно, где ты находишься.

Автор фото: личный архив Селины

- Вот ты вернулась в Казань и запустила свою рубрику на ТНВ «В стиле». Как человек с улицы мог оказаться на телевидении?

- Это смешная история. Я просто пришла на КПП и сказала: «Я хочу у вас вести передачу». Оказалось, что там как раз ищут ведущего. За мной зашла девушка и объявила: «Я на кастинг». Я даже не знала, что он идет, и сказала − я тоже. Я думаю, когда ты много работаешь, тебе воздается. Я правда очень много работала, даже продавцом в магазине «плюс сайз», чтобы набить руку. У меня были мозоли на ногах, я уставала, но всему этому обучилась.

- Возвращаемся к Рогову. Вы работали с ним, когда он приезжал в Казань. Он рассказывал, что выбрал тебя, потому что ему написали десятки человек. Ты кого-то просила писать?

- Кто, если не я, будет с Роговым здесь работать? Я столько пахала, чтобы заслужить эту возможность. Все стилисты форсили в соцсетях тот пост и просили проголосовать за них, но я хотела победить честно. Я буквально на минуту разместила в «Телеграме» сообщение, чтобы люди отметили в посте Рогова меня. И потом сразу удалила запись, потому что подумала, что это ту мач. Ни в одном городе не было такой гонки, такого ажиотажа − а у нас было больше 300 комментариев. В итоге он меня и выбрал − он лично изучает страницы тех, с кем будет работать.

Автор фото: личный архив Селины

- Сейчас в Казани ну очень много стилистов. На всех них действительно есть спрос?

- Меня не было в Казани три года, когда я училась. И вот я вернулась и стала наблюдать, что случилось с модным миром здесь в мое отсутствие. Когда я уезжала, профессия имиджмейкер только зарождалась, но, когда я приехала, стало очень много этих «стилисток», которые делают одинаковую картинку, всех одевают в базовый гардероб, у кого-то даже вкуса нет. Я на это тихо смотрела. Иногда даже, когда в соседних примерочных работал такой стилист, я пряталась в примерочную, чтобы ничего не сказать, потому что видела кучу ошибок. Но спрос, видимо, есть.

- В Казани стильные люди?

- У нас в республике главенствуют бренды, которые отшивают базовую одежду. Даже LIME привозит больше базовой одежды в Казань, чем выставляет в своих салонах в Москве или в Питере. У нас в городе все приверженцы базового гардероба.

- Как ты считаешь, это связано с религиозностью?

- Определенно. Одна из причин − традиционный нрав народа, религия. У нас любят понятную одежду. У нас вообще любят быть понятными, не выделяться. Даже если взять популярных блогеров, ту же Камилу Бибишеву: она одевается красиво и со вкусом, но это ведь тоже понятная эстетика. Там сочетание понятных стилей между собой без ярой эклектики. Вообще в Казани девушки в большинстве своем выбирают два понятных направления в стиле: либо стиль жены миллиардера, либо его любовницы. Это ведь реально так! Присмотритесь! И поэтому, когда ты смотришь на молодежь 18−20 лет, там уже что-то есть. У них интуитивный вкус. Эти молодые делают образы, которые хочется рассматривать.

- Как раз про зумеров и хотела тебя спросить. На них вся надежда?

- Ко мне как-то пришла клиентка и говорит: сделайте что-то с моей дочкой, чтобы она нормально одевалась. А она вообще-то круто одевалась. Причем никакие топовые стилисты за эту дочку не брались, их одежду она обратно возвращала. И когда мы завершили работу, получилась нестандартная смесь Мартиши из «Семейки Аддамс», дочки рыбака, бомж-стайл и корсетных решений. У зумеров определенно есть стиль, они намного интереснее одеваются, это заметно, даже когда просто по улицам ходишь. Их хочется разглядывать, они бросают вызов.

- Когда ты стилизуешь людей, их желания в процессе учитываются?

- Это зависит от того, есть ли у человека вкус. Если он есть, я, конечно, его слушаю. Если его нет, то слушать я не буду. Перед любым шопингом я провожу консультации. Если я вижу на консультации, что человек не готов к чему-то новому, я ему отказываю. Важен также базис потребностей, поэтому каждый клиент перед шопингом проходит тест, который я сама разработала. Если девушка не носит короткое, я ее заставлять не буду. Исходя из результатов теста, я продумываю образ, готовлюсь. Но большинство моих клиентов обращается именно за моей уникальной концепцией преображения. Я выявляю уникальность клиента через классный тест, разработанный в Америке. Здесь берутся твои конкретные проявления и создается портрет личности.

- Ты ведь сейчас не берешь новых клиентов?

- Я могу провести консультации, но пока запросов слишком много. Я работаю по сезонам: например, если собираю человека на зима-осень, у него появляется классный капсульный гардероб и больше нет потребности ко мне приходить какое-то время. Вот сейчас у меня такой момент, когда клиенты начинают возвращаться спустя 3−4 года, и их накопилось чуть побольше, я немного устала. Поэтому сейчас я ухожу больше в проектно-экспертную деятельность. Скоро у меня будет курс, но пока я с ним торможу, потому что много клиентов. Я мало о нем говорю, но я реально сделала крутейший онлайн-продукт, позволяющий создать базовый уникальный гардероб, − это связь между логическим гардеробом и эклектичным гардеробом, когда женщина может по простой структуре выявить свою уникальность и транслировать себя через одежду. Я даже набирала фокус группу и с учетом опыта работы с ней выдала в августе прошлого года готовое обучение, которое показало очень хорошие результаты: те, кто его прошел, по 100 луков набирали.

- Сколько может зарабатывать стилист в Казани?

- Стилист − это большой физический труд, ты вынужден ходить, тратить время, а сутки не резиновые. На таком физическом труде ты больше 300−400 не заработаешь, если только ты не одеваешь всех под копирку. А если уйти в онлайн-рынок, можно зарабатывать и больше.

Автор фото: личный архив Селины

- Давай обсудим наш локальный фешен-рынок. Что о нем можешь сказать?

- Во-первых, хочу поблагодарить бренды и тех контентмейкеров, которые отказывались работать за копейки, и теперь бренды готовы вкладываться в специалистов, стилистов, креативных директоров. Но таких всего 20%. Остальные продолжают делать одинаковый контент и стилизовать на коленках.

Из брендов мне нравится Corestore, у них классное качество и ценовой диапазон, они хорошо себя презентуют и отлично работают на свою целевую аудиторию. Аигел Саляхова крутая, делает классные сумки. Если украшения, то это Island Soul, «Верушка». Ucult − классные ребята, но там сразу видно, что есть деньги на то, чтобы вкладываться в свой продукт, в свое видение. Alpaka story − супербренд, у них сильно расширился ассортимент. Les Amis, где Ася Бажан креативный директор, очень хороший − там сразу чувствуется ее видение. Еще один крутой бренд GSSoul.

- А если говорить про казанских стилистов? Кого ты можешь выделить как профессионала и к кому вообще нельзя ходить?

- Нельзя ходить? Вы хотите, чтобы на меня снова хейтеры напали? (Смеется.) Ну ладно. Есть два разветвления стилистов: те, кто занимается персональным стайлингом, и те, кто занимается стилизацией съемок. Начнем с творческих стилизаций: это сто процентов Вика Гец − она, наверное, самая классная. Ну и Ася Бажан, конечно. Есть стилисты, которые делают на грани карикатуры, а есть те, кто делает понятно. Посередине стилистов мало. Есть стилист Катечка (так она записана в соцсетях), у нее всего 5000 подписчиков, но она очень хорошо делает свою работу.

Теперь о тех, к кому нельзя ходить. Я как профессионал и девушка, разбирающаяся в стиле, не пошла бы к Эльвире Стайл − у нее немного деревенская подача. Меня удивило, что она активно форсила подписчиков, чтобы быть выбранной Роговым. Анжелина Стайл − тоже слабовата как стилист, у нее однообразное видение.

- То есть нельзя ходить ко всем, у кого ник в соцсетях кончается на «стайл»?

- (Смеется.) Получается, что так. Анжелина Гильманова поднялась за счет нетворкинга и хорошо налаженных связей, это тоже надо уметь. А я женщина − правда-матка. Возможно, в Татарстане наличие связей гораздо важнее, чем изначальный талант и профессиональный путь. Еще нельзя ходить к Алине Буримовой. Здесь, конечно, все зависит от потребностей. Если человеку нравится стилизация этих людей − значит, надо задаться вопросом, есть ли у них вкус.

- В конце концов, у стилиста Тины Канделаки тоже почему-то до сих пор есть работа.

- Да, и у стилиста Бузовой (смеется). Но это отдельная история.

Автор фото: личный архив Селины

- А есть вообще в Казани комьюнити стилистов?

- У нас комьюнити стилистов в городе нет, и это очень плохо. Пытаюсь его как-то формировать через свой закрытый Telegram-канал, где делаю разборы казанских событий и показов. У меня есть рубрика, через которую я пытаюсь исправить положение вещей на модной арене Казани. Нужно бы создать комьюнити. Сейчас нужен лидер для молодых стилистов − тех, кому всего 20−22 года: хотелось бы задать этим людям нужный ориентир.

- Назови три имени, которые двигают казанскую моду. Можешь себя назвать.

- У меня к себе много вопросов, поэтому себя не назову. Проблема казанской моды в том, что в ней большинство слишком понятные, базовые − поэтому даже на ум никто не приходит. В моем поле зрения множество людей, которые стали крутыми только потому, что они понятные. Все делают базовые подборки этих одинаковых образов.

- Может, дело в том, что у аудитории слишком низкая образованность в этой сфере? Поэтому они выбирают простых и понятных.

- Да, сто процентов. Есть массмаркетные блогеры и массмаркетные подписчики. Вот она покажет какую-нибудь помаду, и потом эту помаду раскупят. Повсюду плагиат, чего-то нового очень мало.

- Так на плагиате весь массмаркет и построен.

- К сожалению. Поэтому я иду по пути, который продвигает уникальность. Меня ведь одно время вообще не принимали.

- Ты и сейчас до сих пор вызываешь у людей полярные эмоции.

- Да, меня либо любят, либо ненавидят. Но мне хочется позитивную ноту внести: когда ты выбираешь уникальный путь, когда ты особенный, хейт будет. И чем его больше, тем больше ты должен убеждаться в том, что все делаешь правильно.

- Кстати, про хейт. Как ты с ним живешь? Его ведь очень много в твою сторону.

- Мне в лицо или в личку приходит очень мало сообщений о том, что я какая-то не такая. Меня народ побаивается и никогда на открытый конфликт со мной не идет. Хотя я не быдлячка. Вроде не дерусь. Я поняла, что чем нестандартнее ты как личность, тем больше у тебя будет хейта. Ты от этого никак не убежишь. В конструктивной критике я ищу точки роста для себя.

- А ты вообще конфликтный человек?

- Три моих главных прилагательных: экспрессивная, гармоничная и нежная. Два из них антонимичны. Я жесткая, но добрая. Но не конфликтная. Я работаю с людьми и научилась принимать разные женские проявления. Но в открытом конфликте я не останавливаюсь. Могу и подраться. Правда, такое в последний раз было в школе (смеется). С некоторыми известными в Казани девушками, не будем называть их имена, нас даже в салоне красоты в одно время не записывают. Но человек должен быть действительно неадекватным, чтобы меня на драку спровоцировать. Моя философия жизни − не давать злу процветать.

- Но ты же тратишь на это энергию.

- Мне мама всегда говорила: «Зачем тратишь энергию на спор?» Но я не трачу энергию на то, чтобы отстоять себя. Это меня не выматывает.

- Ты сейчас успешный стилист.

- Я до сих пор в это не верю (смеется).

- Но все же это так. Ты часто предугадываешь тренды. Ты как-то специально их анализируешь или это уже интуитивно получается?

- Недавно я была на встрече, и одна девушка доказывала мне, что моя концепция видения бренда неправильная. И что стратегически выстрелит что-то другое. Я стою и думаю: вот ты сейчас передо мной в шортах, которые два года назад я сделала трендом. Но происходит это интуитивно. Я вообще не отслеживала никакие показы. Но, кстати, перед стилизацией нашего с вами показа начну (смеется).

- В последнее время появилось множество core Barbie core, Office core. Любое слово подставь под «кор» − и получишь тренд. Но анализ запросов в поисковиках показывает, что люди сейчас больше хотят составлять капсульные луки и отходят от этих быстротечных трендов. Ты как к корам относишься?

- Тренды действительно очень быстротечны, поэтому я всегда делаю акцент на персональном стиле. То, что подходит к твоему «ДНК», ты можешь и через пять лет надеть. Для меня всегда в приоритете персональный стиль. Юбке, в которой я сижу на этом интервью, восемь лет. Это про осознанное потребление, оно очень важно. Я предлагаю людям покупать вещи, которые в себе сочетают элементы базовости.

- Сегодня можно одеваться стильно и недорого?

- Конечно. Моя юбка стоит 2000 рублей. Жилетка − 1600 рублей на распродаже. Топ − 400 рублей. Сумка − 3400, натуральная кожа. Конечно, когда ты суперклассный зумер, можно найти что-то в стиле гранж или бомж-стайл в секонд-хенде.

- Кстати, как к ресейлу относишься?

- Очень хорошо. Я считаю классным, что люди и одежда снова находят друг друга, только в другое время.

- А сама пользуешься?

- У нас, как говорится, не секонд-хенды, а винтаж (смеется). Все мы жертвы маркетинга. Но для себя я открыла их только в прошлом году, будем честны. Если ты стилист, элементы дороговизны должны прослеживаться в твоем образе. От этого не убежать.

Автор фото: личный архив Селины

- У тебя есть какие-то кумиры в профессии?

- Мне очень сильно нравится Вика Молдавская − основатель московского бренда украшений VIVA LA VIKA. Мне нравится ее подход к бизнесу. Она сейчас открыла еще один бренд CHOUX. С точки зрения маркетинга она очень крутая, я даже хочу взять у нее обучение. Плюс у нас схожий с ней темперамент. Я давно не видела таких классных женщин. Из иностранных обожаю Джона Гальяно. Он не такой, как все. Сейчас, конечно, через Мейсон Марджела его все знают. Но я восхищаюсь Джоном Гальяно уже давно!

- Ты можешь, как в фильмах, с ходу отличить, какая одежда какому бренду принадлежит?

- Я особо не слежу за показами. Если только какой-то уникальный принт или крой, то могу отличить. А так нет.

- Ты выступаешь амбассадором нашего GALA Ballet Fashion Show. Расскажи, чего ждать от тебя на этом шоу.

- Будут классные уникальные луки с отсылкой к ДНК балета. Для меня важно приблизить людей к красоте. Мне хочется, чтобы человек не просто насладился этим шоу, но и смог что-то вычленить для себя из образов наших моделей-балерин, чтобы применить в рамках личного стиля. Я давно не занималась показами, и мне самой интересно эту мышцу снова раскачать. Чего ожидать? Ожидать красоты, стиля, разной подачи и разных образов. Это будет носибельный шик!

Концепция и философия моей жизни − уникальность, самовыражение и особенный стиль. Проживать жизнь, не самовыражаясь хотя бы через одежду или любую другую составляющую, − это терять ее. Я хочу, чтобы люди не боялись быть самими собой. Основная моя миссия − чтобы женщины никогда себя не стеснялись.