«Верни её из мёртвых»: хоррор, подстраивающийся под зумерские страхи
В российский прокат вышел фастфудный ужастик, который нельзя смотреть гурманам.
Для начала мне нужно задать вам один вопрос: являетесь ли вы преданным любителем, и главное - ценителем хорроров? Если нет, свайпайте статью и ищите новости про Смешариков. Если да, то примите тот факт, что нам с вами приходится всю жизнь снисходительно относиться к уровню «ужасов». Наверняка вы, как и я, видели всего-то пару действительно страшных фильмов за жизнь, а всё остальные приходится мысленно оправдывать. Испугаться по-настоящему нам с вами действительно сложно. Это печально для зрителя и страшно для критика (пожалуйста, оцените каламбур). «Верни её из мертвых» не напугает таких, как я. Но большинство сочтут картину достойным хоррором.
Начнем издалека. Вы же не торопитесь? Три года назад братья Дэнни и Майкл Филиппу презентовали миру фильм «Два, три, демон, приди!». Это была действительно страшная картина с эталонными скримерами, омерзительными сценами и вопиюще-ужасающей в хорошем смысле картинкой. IMDb и мировые критики оценили проект по достоинству, а вот русскоязычной публике картина не очень зашла - всего 6,4 на «Кинопоиске». «Верни её из мертвых» — второй ужастик братьев-режиссеров. И даже в нем видится похожий почерк, который они успели выработать.
Снова на авансцене подростки и снова потусторонние сущности, пришедшие в наш мир. С первых кадров мы видим отвратительное сцены, вызывающие рвотные позывы и недоумение. Внимание захватывается моментально, и вас держат за кадык на протяжении всех полутора часов. Но виной тому не драматургия, нет. А особенность съемки тире повествования. Здесь будто всё рассчитано на людей (читать - зумеров) с клиповым мышлением: быстрая смена кадра, изменение горизонта, музыка третьим, вторым и потом основным фоном по нарастающей, расфокус, фокус картинки и обратно - в некоторых моментах фильм ощущается как калейдоскоп (читать - рилсы).

Автор фото: Кинопоиск
По сюжету брат (17-летний актёр Билли Бэррэт, предательски смахивающий на Ваню Дмитриенко) и сестра теряют отца, затем их усыновляет приемная мать (очень подозрительная и сумасшедшая Салли Хокинс из «Формы воды»). Выясняется, что у неё под крылом еще один ребенок, потерявший родителей: да, он грызет ножи и иногда лакомится мебелью, но киньте камень те, кто не без греха. Если без шуток, с первой секунды фильма все в нем странное, но при этом жутко понятное. Финал каждой сцены можно предсказать, кроме, конечно, того, что зрителя ждет в конце.
По моим личным наблюдениям молодежь сегодня не уважает скримеры. Ну правда. Они над ними смеются! Даже не понимаю, когда мы всё потеряли. И совершенно точно зумеров теперь больше пугают противные физиологические детали: кровь, выпадающие глаза, синие вены, ломающиеся зубы, отрывающиеся языки и далее по списку (вспомните хотя бы успех «Субстанции»). В «Верни её из мёртвых» таких сцен достаточно.
Но знаете, чего там нет? Логики. Ружья, которые нам на стену вешают братцы Филиппу, не просто не стреляют, а вообще забываются. Правила во Вселенной, выдуманной режиссерами, не поддаются их же законам: неуправляемое существо будет управляемым в моменты, когда это нужно по сюжету, каноны переселения душ будут работать так, как надо по картинке. Допустим, есть круг из соли, за пределами которого демон существовать не может. Но в фильме Филиппу в одной сцене он всё-таки живет и за очерченной окружностью, а вот во второй - уже умирает.
Еще одна необычайно важная деталь — несоблюдённый в этой драматургии баланс. Если бы мы с вами, дорогие зрители, сопереживали антагонисту так же, как главным героям, проект вышел бы намного сильнее. Но несмотря на печальный бэкграунд, приемная мать Лаура не вызывает сострадания, а лишь скуку: ну с ней же всё изначально понятно, мотайте к концу! В итоге сюжет скатывается к однослойным отношениям между зрителем и добром с одной стороны — и злом с другой. А когда плоско, всегда скучно.

Автор фото: Кинопоиск
Сложно представить себе человека, который не понял бы завязку с первых пятнадцати минут. Все дальнейшие шаги героев читаются даже с раздражением. При этом нью-йоркская студия А24, которая выпустила данный проект, однозначно сохраняет свой колорит. Я не могу это никак объяснить, но картины, выходящие «из-под пера» А24, несмотря на разножанровость и разноплановость, имеют свой общий вайб: как будто на уровне консистенции. Интригующее «Солнцестояние», слабая, но завораживающая «Реинкарнация», парадоксально сильные «Страхи Бо» с Хоакином Фениксом в не идущей ему роли, исконное артхаусное «Убийство священного оленя», даже шокирующий «Человек-швейцарский нож» от экспериментатора всея Голливуд Дэна Квана, а потом еще и недавно вышедший (но неожиданно слабый, несмотря на каст) «Еретик» - все эти работы как будто сводные братья и сёстры.
«Верни её из мертвых» - тоже из этой семьи, но с костылём. Недотянул фильмец, недожал. При этом хвалить картину хочется больше, чем ругать: она практически камерная, действия происходят преимущественно в доме усыновительницы и все детали здесь отлично проработаны. Художники-декораторы - гении. Актёры - шикарны, съемка - стиль. И опять-таки повестка заточена под зумеров: даже фраза новоиспеченной сумасшедший матери «я — психолог» — это как будто немного миллениальный стёб над поколением Z, любящим все превращать в тему для разбора со специалистом, который как бы не алё.

Я вернусь к тому, с чего начинала: для ценителей хоррора этот фильм не страшный. Но, к сожалению, жанр ужасов проклят: действительно достойные содрогания коленей картины выходят разве что в пятилетку. Поэтому мы, скромные гурманы, вынуждены представлять фуа-гра под черной икрой, имея на тарелке куриную печень с зеленым горошком. Ну, вроде глаз дернулся пару раз за 99 минут - уже ли не радость?
Популярное
Ольга Бузова: «Я всегда мечтала о популярности»
Певица и телеведущая проекта «Сокровища императора» эксклюзивно для GALA о своем стиле, умении отдыхать и опыте участия в реалити.
Тралалело Тралала и Крокодило Бомбардиро: почему зумеры тащатся от нейромемов
Разбираемся, над чем сейчас смеётся молодежь и почему в топе абсурдный юмор.
Что за лабуда эти Лабубу? Откуда взялся тренд на плюшевый обвес и как с ним жить
С лабутенами у них одно общее — неоправданно высокая цена.
«Верни её из мёртвых»: хоррор, подстраивающийся под зумерские страхи
В российский прокат вышел фастфудный ужастик, который нельзя смотреть гурманам.