Кинопоиск

Автор фото: Кинопоиск

Автор материала: Дарья Малиновская

Все не так плохо, но есть нюанс: на экраны вышел «Майор Гром: Игра»

Тихон Жизневский, Любовь Аксенова и Сергей Горошко вернулись к ролям в продолжении истории о неподкупном борце с преступностью.

В рамках предпоказа казанской публике был представлен новый проект Олега Трофима «Майор Гром: Игра», ставший фильмом закрытия Московского международного кинофестиваля этого года. Супергеройское кино основано на одноименном комиксе, который считается одним из главных хитов Bubble. Съемки проходили в узнаваемых местах Санкт-Петербурга, а также в закрытом изоляторе «Кресты» и на территории неработающего завода в Сестрорецке. Разбираемся, почему относительно новый жанр для отечественного синематографа может иметь все шансы на светлое будущее.

Сюжет закручен вокруг майора полиции Игоря Грома (Тихон Жизневский), известного всему Санкт-Петербургу пробивным характером, любовью к шаверме и непримиримой позицией по отношению к преступникам всех мастей. Неимоверная сила, аналитический склад ума и неподкупность — все это делает майора Грома самым настоящим супергероем. Его жизнь идеальна: днем он ловит преступников вместе с напарником Димой Дубиным (Александр Сетейкин), а вечера проводит в компании журналистки Юлии Пчелкиной (Любовь Аксенова). Полную идиллию прерывает появление в городе таинственного злодея, называющего себя Призраком. Он предлагает Грому сыграть в опасную игру, ставка в которой — жизни обычных людей.

Автор фото: «Кинопоиск»

Новая история про «крутого» полисмена — прямое продолжение ленты «Майор Гром: Чумной Доктор». «Гром» грянул в апреле 2021 года. Тогда первый российский фильм по комиксам показал слабый результат в прокате, поэтому будущее киновселенной Bubble казалось туманным. Но несмотря на провал по сборам, первая часть почти мгновенно обросла преданной фанбазой и отлично показала себя на стриминговых сервисах: стала хитом на «Кинопоиске» и даже была куплена Netflix. Сейчас же кажется, что для отечественного супергеройского кино все складывается как нельзя лучше. В первых картинах авторы пытались почти вслепую нащупать свой собственный язык и саму концепцию русской супергероики. В новой части мы наблюдаем уже сформировавшийся ДНК, свободный от референсов. Универсальная форма жанра позволила рассказать историю современным языком, о современных знакомых нам героях и злодеях, насущных проблемах.

В картине работает сразу целый ансамбль артистов. В халате психиатра Рубинштейна — снова Константин Хабенский, а в кителе новый персонаж — генерал-лейтенант полиции из Москвы Ольга Сутулова. Об Августе ван дер Хольте, директоре оружейной корпорации, по совместительству — нанимателе Призрака, стоит сказать отдельно. Точнее, не о герое, а о его исполнителе — Матвее Лыкове. Это один из тех актеров, от которых сложно оторваться. Вангуем, что после проката за ним выстроятся очереди из режиссеров. 

А еще здесь на большом экране впервые появляется комик Евгений  Чебатков. Для роли бандита с золотыми зубами и татуировками на лице Чебаткову пришлось побриться налысо и просидеть часы в кресле гримера. Еще до выхода фильма в адрес стендапера исходило большое количество хейта за его новое амплуа, но судить об игре, не увидев ее, как мы знаем, моветон. А на экране он оказался весьма неплох. Так что пророчим очереди из режиссеров не меньше, чем у Матвея Лыкова.

Автор фото: «Кинопоиск»

Вступительная сцена ленты с дракой в тюрьме по смыслу очень похожа на вступительную сцену с ограблением банка из первого фильма — она также призвана показать нам стартовый экшен и продемонстрировать боевые навыки главного героя. Старт был выполнен в бодром тоне, но не без помощи грамотно подобранной киномузыки, которой все так же, как и в предыдущих частях, занимался Роман Селиверстов. Комикс-муви, на первый взгляд, может показаться слегка перегруженным сюжетными линиями и твистами. Но есть вероятность, что именно в таких аспектах проект сможет привлечь зрителей, любящих не только экшен, но и любопытные интертексты.

Нас хотели удивить, и это удалось. Есть ряд сцен и решений, которые понравились меньше, но общее впечатление подводит к тому, что фильм мощный. Финальная арка особенно зажгла интересными ходами и развязкой. Правда, сложилось ощущение, что персонажей у фильма чуть больше, чем нужно. Отдельно порадовало огромное количество камео и отсылок. А уж фанатам мемов и кинематографических аллюзий скучать точно не придется. Гром по традиции цитирует классику мемологии и заодно генерит заготовки для новых. Приятной неожиданностью стало и крушение фильмом «несущей стены» блокбастерности и обнажение довольно смелого, актуального в наши дни высказывания.

Приевшееся развитие сюжета, когда авторы фильма в один прекрасный момент истории сводят главного героя вновь с заклятым врагом из прошлого, который, конечно же, затаил жуткую обиду и готов мстить с удвоенной силой, всегда казалось кричащим о кризисе идей. Но противостояние Игоря Грома и Чумного Доктора, безусловно, не относится к этой категории. Главной задачей третьего фильма было изменить эмоциональную амплитуду Грома, потому что в первой части он был табуреточным — примитивным, скупым на проявление эмоций. Подобное же повторное столкновение с антагонистом раскрыло героя с иной стороны. Режиссер представил публике не просто очередную развлекательную пустышку, а годный киноаттракцион, дополненный совершенной технической призмой.

Олег Трофим показал нам упрощенный кинематограф, слегка напоминающий атмосферу Голливуда. Несмотря на шаблонность, первый акт у режиссера получился относительно качественным, в духе классических американских лент про «супергероев»: представляется череда схваток и погонь, дополненных спецэффектами и юмором. В дальнейшем повествование все-таки смазывается из-за фрагментированности — ни минута из череды монтажной несуразицы не способна зацепить внимание и вызвать эмоции, ведь доработанных акцентов и выжатых до катарсиса соков в ней не сыскать. С сожалением замечаем, что акробатичность ленты надоедает уже спустя 10—15 минут хронометража. Для рядового зрителя фильм сработать может, так как для ниши массовой продукции он снят профессионально. Главной положительной отличительной чертой «Майора Грома: Игра» становится его визуальная часть: резкая, выверенная. И декорации, и картинка в целом кричат с экрана пестрой цветовой гаммой, вынуждая подозревать случайного посетителя, что он, быть может, оказался на самом стильном отечественном сеансе в своей жизни. Внешний лоск повествования Трофим педантично проглаживает провокационными, истеричными приемами камеры и монтажа.

Автор фото: «Кинопоиск»

Сегодня наш производитель пытается развивать зрительское, жанровое кино, и это похвально. «Гром» выступает одной из немногих громких российских новинок, которая всеми силами стремится привлечь публику незаезженной темой. В зале люди не раз рукоплескали и всхлипывали над отдельными сценами, что уже является показателем определенного качества. Обертка картины выглядит достойно. Аудиомонтаж, операторская работа, цветокор — все на уровне. На удивление, картине присуща и сносная проработка части диалогов с недурным юмором — некоторые эпизоды даже вызывали у зрителя искренний хохот. Проникновенная фабула в руках Олега Трофима дотянулась до Олимпа современного отечественного кинематографа, но сможет ли она на нем задержаться — покажет время.