Кинопоиск

Автор фото: Кинопоиск

Автор материала: Денис Фокин

«Волшебник Изумрудного города»: дикий восторг и горькое разочарование

В прокате очередная киносказка. И, наконец, крайне удачная во всех отношениях.

1 января, как это повелось с недавних пор, в нашей стране во всех кинотеатрах начинается показ экранизаций сказок. Нет, их релизы размазаны по всему календарю, просто кому-то повезло больше, ведь новогодние каникулы — это априори жирнющая касса, миллионы зрителей и возможность снимать продолжения, а значит, стричь бабло. Мне думается, что в этом году ситуация была такая: «Домовёнка Кузю» очень хотели поместить на 1 января небезызвестные братья режиссёр и продюсер, но вмешались высшие силы в виде более сильных игроков. Например, в продюсерах «Волшебника» значится Никита Сергеевич М-ов, а «Финиста» снимал полугосударственный холдинг ВГТРК, поэтому «Кузю» просто отодвинули, а в гонку включились эти две, не побоюсь, знаковые величины.

Автор фото: Кинопоиск

Этот текст — лишь фантазия и личное мнение автора. Редакция полностью не согласна и уже отреклась от меня.

Автор фото: Кинопоиск

За несколько недель до новогодних каникул началась предпродажа билетов на два главных фильма каникул. Для привлечения зрителей и покупки контрамарок были применены все возможные и невозможные ухищрения. Загибайте пальцы:

●     Промо «Финиста» крутили на экранах всех банкоматов СБЕРА; перед началом фильма включают короткометражку ещё одного рекордсмена (это должно действовать как магнит) — «Чебурашку»; прокат начался в некоторых кинотеатрах чуть раньше — с 29 декабря; на всех каналах холдинга ВГТРК активно ротировалась реклама, а в программах были навязчивые интеграции.

●     Для промо «Волшебника» перед Новым годом в Санкт-Петербурге башню Лахта-центра раскрасили в изумрудные цвета; за полгода до премьеры в сети стала появляться реклама фильма, за 4 месяца подключились телеканалы и радио, два месяца реклама фильма стала просто невыносимо вездесущей; сами кинотеатры обклеены мерчем и рекламой «Волшебника» — трудно не заметить на полу наклейки в виде кирпичиков, которые направляют тебя в кинозал.

В итоге предпродажи билетов на оба фильма стартовали если не в один, то почти в один день, а результаты, в принципе, вышли предсказуемыми — «Богатырь» продал билетов на премьеру на ₽ 112 миллионов, а «Волшебник» сегодня имеет в кассе миллиард. Ещё по цифрам, и угомонюсь: сказка про Элли и Тотошку побила предыдущий рекорд предпродаж, опередив второго «Холопа» (тот на предварительных продажах заработал ₽ 189 миллионов).

Автор фото: Кинопоиск

Что ж, неофициальная битва блокбастеров только началась, а исход виден был на берегу: нас ждёт очередной кассовый рекорд, новый самый кассовый фильм российского производства и российского же проката, сказку наверняка продадут в другие страны, ну а мы наблюдаем за тем, как рождается новая киновселенная со своей философией, миром, эстетикой, правилами и большими деньгами — уверен, что скоро появится мерч (официальный и неофициальный, я лично вижу огромный потенциал в Страшиле), может быть построят тематические парки, запустят в производство игры и сериалы. Ну а вселенная «Последнего богатыря» будет тихо и планомерно развиваться без сюрпризов, зато стабильно.

Теперь о фильме — это великолепное семейное кино, в который напихано множество посылов только для взрослых. Это зрелищно, красиво, и, главное, не стыдно. Помнится, такой восторг я испытывал только раз на сеансе российского блокбастера, когда посмотрел «Ночной дозор» Бекмамбетова. Не думал, что в нашей стране возможно вот так снять. Но то было исключение, вспышка, явление двадцатилетней давности. «Волшебник» дарит надежду, что у нас наконец поняли, как надо снимать блокбастеры. Что сказками не нужно насильно кормить зрителя, предварительно туго запеленав в псевдорусскость — скрепность и семейные ценности можно показать, знаете ли, очень гармонично и не так протокольно.

О сюжете нет смысла рассказывать — это классика, которую все знают. Чуть осовремененная, чуть приукрашенная, чуть видоизменённая и слепленная из двух книг. Наверное, стоит обосновать, почему фильм вызвал такой восторг.

Автор фото: Кинопоиск

Ещё по трейлеру было понятно, что денег в «Волшебника» вбухали немало — графика была не хуже, чем у диснеевских фильмов. Но часто бывает, что в полторы минуты режут самые лучшие выжимки из всего хрона. В этом случае шикарной графики хватило на все 1 час 43 минуты повествования. Плюсуйте сюда невероятной красоты локации Дагестана, в которых снимали основные действия и действительно-изумительно-киношно-сказочные декорации замка Бастинды. Добавьте реалистичные сцены, снятые на хромаке. Плюсуйте невероятную графику животных, когда каждый волосок отрисован и колышется на ветру — королева Рамина получилась настолько реалистичной, что хочется погладить и поправить её чуть сбившуюся мантию.

«Волшебник Изумрудного города» очаровывает именно картинкой, но никак не диалогами — они почти не имеют смысла, пусты и лишены какой-то драматургии. Но дети в зале смеются, а взрослые не замечают красных флагов, что бросают им сценаристы и режиссёр, так умело обманывая цензоров. Шутки про релокацию, про то, что это был тяжёлый год, про то, что так как раньше уже не будет, многие просто не считали и приняли за сатиру. Ну это как в советские годы пели частушки про колбасу из бумаги — все смеялись, а нужно было плакать. Мало кто понял главный посыл самой яркой сцены всего фильма, когда на кроваво-красном фоне поля из маков герои говорят «Мииииииир» вместо «Сыыыыр», фотографируясь.

Автор фото: Кинопоиск

Радостно смотреть на то, как хорошо играет Катя Червова — её Элли получилась гармоничной, настоящей, как обычный ребёнок мегаполиса. И это большая удача: я искренне считаю, что одно из проклятий российского кино — это бездарные дети, которых на экран проталкивают зажиточные родители. Катя Червова находка, пусть и не до конца огранённый алмаз. Ходченкова — ванлав (но только здесь): дико интересно наблюдать за переменой настроения, интонаций, за грацией ведьмы, у которой истерика по серебряным туфелькам сменяется людоедством и способностью легко отдать на растерзание незнакомого ребёнка. Самодурство? О неееет, это отражение действительности — то холодной, то горячей, то кровожадной, то показушно милосердной. Да и когда взрослая красивая баба называет неприглядные галоши туфельками — это как-то гротескно, по-запрещённограммовски, смешно от явной схожести с нашим безумным миром.

Я пришёл смотреть этот фильм вечером 1 января. Зал был битком. За последние полгода я наблюдал такой ажиотаж только дважды — на «Дэдпуле и Росомахе» и на «Веноме». Я человек, искренне верящий в потенциал российского кино: наши режиссёры как никто в мире умеют снимать драмы и несмешные комедии на злобу дня, но выдают дичайший кринж, берясь за блокбастеры (на ум приходят только три названия последнего десятилетия, и все три режиссёра, снявшие их, очень имениты). «Волшебник» хоть немного, но даёт надежду на развитие в разные стороны нашего кино. Пожалуйста, пусть это будет так — это моё новогоднее (по)желание.

Автор фото: Кинопоиск

P.S. Почему «Волшебник» — моё личное горькое разочарование? Потому что первая часть обрывается на самом интересном месте. А продолжения ждать ещё ровно два года. Мне мало, мне не хватило, мне нужно ещё больше Бастинды, шикарного графона и великолепных локаций нашей прекрасной страны.