Кинопоиск

Автор фото: Кинопоиск

Автор материала: Михаил Стеняшин

«Субстанция»: то, как должен выглядеть современный хоррор

Сделайте себе два одолжения: не ешьте целый день и сходите на этот ужастик.

Мы, конечно, не могли оставить без внимания призёра Каннского кинофестиваля и обладателя истерически-восторженных отзывов — боди-хоррор француженки Корали Фаржа. Фильм удостоился награды за лучший сценарий. Рассказываем, чем же критиков так впечатлила картина и почему это одна из лучших ролей Деми Мур

Как вы уже могли понять, впервые «Субстанцию» показали на Каннском кинофестивале этого года. Это уже вторая лента-высказывание французской режиссёрки: первой стал фильм «Выжившая» 2017 года. Центральный мотив обоих фильмов — борьба девушек против патриархального общества. Новый проект получился ужасно жутким и кровавым, он открыто критикует культ красоты и мерзкий пресловуто-оценочный мужской взгляд. А еще в нем много пасхалок.

Сюжет (осторожно — спойлеры)

Деми Мур играет постаревшую голливудскую звезду Элизабет Спаркл, которая с годами растеряла всю былую славу. Она десятилетиями вела успешную дневную фитнес-программу, но как только актрисе стукнуло 50, её бесцеремонно уволили. Харви (Деннис Куэйд) — глава телекомпании, крупным планом гротескно и мерзко запихивает себе в рот жирные креветки и объясняет Элизабет, что у женщин после 50 все заканчивается. Как сбитый лётчик, подкошенная горем Элизабет попадает в аварию по пути домой и просыпается на больничной койке. Её почти сразу же выписывают, но подозрительно подтянутый медбрат говорит ей, что она идеальный кандидат для «субстанции». Вместо того, чтобы продолжать жить в безвестности, Элизабет делает ставку на загадочный препарат, продающийся на чёрном рынке. 

Автор фото: IMDB

После этого история превращается в ужасающий сай-фай роман образца нулевых. Болезненная и красочная сцена трансформации, которая точно отмела всех впечатлительных зрителей, показывает, как из Элизабет по какому-то перекошенному библейскому мотиву вылезла Сью (Маргарет Куолли). Сью — это обещанная главной героине «лучшая версия себя». Она молода, красива, уверена. По правилам «субстанции», девушки не могут существовать вместе. Загадочный телефонный голос им неоднократно напоминает, что они — это одно целое. Пока живёт одна, другая лежит в «коме» и подпитывается специальным препаратом из капельной инъекции. Местами сюжет ощущается схематичным и слегка затянутым, но от общего ощущения при просмотре это мало что отнимает.

Автор фото: Кинопоиск

Визуальный ряд 

Сторителлинг здесь играет скорее вторичную роль, свою мысль Фаржа выражает именно картинкой. Яркие и насыщенные цвета бросаются в глаза (обратите внимание на любимый плащ Элизабет), монтаж меняет темп от осторожного и размеренного до отрывистого. Некоторые сцены сняты в слегка искаженном ракурсе, а-ля «рыбий глаз». Все эти приемы призваны подчеркнуть почти непреодолимый контраст между угасающей Элизабет и пестрящей молодостью Сью. Даже в те моменты, когда фильм не пугает зрителя графичными и мерзкими сценами, атмосфера удушающей тревоги всегда ощутима.

Талантливый оператор Бенджамин Карчун (снявший триллер «Девушка, подающая надежды») частит крупными планами и широкими статичными кадрами, чтобы подчеркнуть различия между «молодой» и «старой» версиями Элизабет. Камера бессовестно скользит по ягодицам Сью, или же замирает перед зеркалом, когда Элизабет рассматривает свои морщины. Видеоряд отлично передает все оттенки неуверенности главной героини.

Автор фото: Кинопоиск

Автор фото: Кинопоиск

По мере развития событий сцены с Элизабет становятся все более мрачными и жуткими, в то время как эпизоды со Сью оформлены как фестиваль пошлого и безмозглого абсурда. Чего стоит хотя бы ее дебют в новом шоу: под ритмичный бит дэнс-хита Pump It Up от Danzel молодые девчонки в блестящих боди плавно двигаются в такт, (очень) много сверкают задницами и скалят зубы в бессмысленных улыбках. И наоборот, когда Элизабет возвращается в свое старое тело, она всё больше и больше напоминает безумную ведьму, травящую свою молодую версию огромным количеством еды. 

Автор фото: Кинопоиск

Ещё один отличительный визуальный троп — это лоснящиеся и нарочито мерзкие образы голливудских боссов. Всё тот же Харви (аллюзия на родоначальника термина «харассмент» Вайнштейна) почти в каждой сцене больше похож на животное, чем на человека. Он бесконечно оглядывает своих подчинённых, словно это силиконовые секс-куклы, противно чавкает и фырчит. Чем дальше двигается сюжет, тем больше и больше он раздевает девушек в кадре своих шоу и кульминирует это всё эдаким новогодним карнавалом похоти. Быстро становится ясно, что часть истории специально рассказана с его позиции — этот ненасытный и мерзкий мужской взгляд вызывает не меньше ужаса, чем телесные аномалии.

Звуковой дизайн

Саундтрек отлично дублирует и усиляет эмоции фильма. Бенджамин Стефански все два часа держит вас в неустающем напряжении. Резкие скрипки, сирены и трубы сопровождают самые экстремальные сцены, а в более интимные и медленные моменты фильм лаконично умолкает и выжидает правильного момента, в котором эмоцию нужно подчеркнуть. Вся лента наполнена гиперболизированными и противными звуками тела: урчание живота, поток крови, звуки слизи или трение кожи. Каждый «живой» звук буквально выкручен на полную громкость, чтобы сосредоточить всё ваше внимание на телесности фильма. Это мерзко, по-другому никак не описать, но именно эта деталь и заставляет вас на полную прочувствовать боди-хоррор.

Автор фото: IMDB

Пасхалки

Мастерство Фаржа в том, что она взяла очевидную проблему — вечную погоню за красотой, которая приводит к трагедии — но сделала из нее абсолютно новаторское с визуальной и смысловой точки зрения высказывание. Так могут только гении. И режиссер не стесняется подчеркнуть, что до нее искусство уже ни раз переосмысляло тему превалирования внешнего над внутренним. «Субстанция» — тот же портрет Дориана Грея, но глубже. Чего только стоят бесконечные пасхалки. Здесь воссоздана и сцена из «Сияния» — как дань уважения хоррор-жанру, есть и кадры, будто перекочевавшие из «Реквиема по мечте» (а мы помним, чем там все закончилось), высмеивание фитнес-передач 90-х, навязывающих женщинам определенные образы сексуальности, да хоть тот же Харви Вайнштейн в исполнении Денниса Куэйда (фамилия персонажа, конечно, не называется, но аллегория бьет в лоб сапогом).

Жесть 

Корали Фаржа выбирает гротескную и по-хорошему вульгарную форму, чтобы вынести свой приговор развлекательной индустрии и патриархальному обществу. Мораль тут тонет в изобилии ярких, тошнотворных и неприятных образов. Грим и спецэффекты сделаны великолепно, с вниманием к мельчайшим отвратительным деталям вроде рек слизи или мясистых бугров по всему телу. Компьютерная графика используется редко, в основном уже под самый конец, но даже «цифра» здесь очень аккуратная, и, скорее, для того, чтобы дополнить грим и визуальные эффекты, чем сэкономить на них. Именно в этих эпизодах «Субстанция» превращается в трэш-шапито. Но даже при всей парадоксальности именно в последней части фильма остро чувствуется драма раздвоившейся героини, которая настолько отчаянно хотела соответствовать навязанным стандартам, что не смогла жить.

Автор фото: Кинопоиск

Деми Мур здесь шикарна. Для нее роль Элизабет, мне кажется, стала одной из сильнейших за всю карьеру. Вся психологическая правда в «Субстанции» держится на ее таланте, который Фаржа использует на полную. В течение фильма она проходит путь от богатой актрисы средних лет до бесформенного куска разумной плоти, и за каждым ее шагом на этом пути следишь с замиранием сердца.

«Субстанция» — это дерзкий, шокирующий, мерзотный и неоспоримо важный проект. Даже если вы не являетесь большим поклонником жанра, взглянуть на фильм-обладатель приза за лучший сценарий на Каннском кинофестивале стоит. Хотя бы ради перформанса Деми Мур и невероятно безумной концовки.