IMDB

Автор фото: IMDB

Автор материала: Роберт Зарипов

Седьмой сезон «Черного зеркала» прекрасен, но только наполовину

Самый успешный сериал-антология от Чарли Брукера продолжается. Разбираемся, каким получился новый сезон с Кристин Милиоти, Полом Джаматти и Эммой Коррин в главных ролях.

«Черное зеркало», наверное, самый успешный сериал-антология, который и задал этот тренд в индустрии. Каждый эпизод – отдельная история, которая не связана сюжетом, персонажами, актерами и вселенной. Подборка мини-фильмов, над которыми работают разные режиссеры. Объединяет сериал общая концепция – как различные технологии будущего могут повлиять на человека. Спойлер: почти всегда очень плохо. Если вы вдруг никогда не видели «Черное зеркало», то не переживайте. Смело смотрите с любой серии. 10 апреля вышел уже седьмой сезон, он состоит из 6 уникальных историй. Что можно спокойно пропустить, а что смотреть обязательно – давайте разбираться.

Простые люди

Аманда в коме. Единственная возможность спасти ее – вживить новый экспериментальный чип, с которым она сможет жить, как раньше. Ее муж соглашается на это, даже не подозревая, к чему это может привести. 

Постановкой занимается Элли Панкив, которая ранее уже ставила первую серию шестого сезона, а также два эпизода для сериала «Великая». За историю отвечает создатель всего проекта – Чарли Брукер, который пишет сценарии для всего проекта.

Автор фото: IMDB

Автор фото: IMDB

Здесь очень реалистично демонстрируют будущее, что может произойти, если вживить в голову чип от какой-то непонятной корпорации. Сначала вас ограничат в одной базовой потребности, потом в другой, а потом предложат вернуть их за дополнительную ежемесячную подписку. Ведь именно такая форма оплаты на различные сервисы сейчас самая распространенная. Это даже не стеб, а грустное принятие нашего потенциального будущего. Совсем не удивлюсь, если все так и будет. Не показывайте это людям, отрицающим вакцины, «потому что это чипы, с помощью которых нами будут управлять». Хотя думаю, что Брукер при написании вдохновлялся именно этими индивидами. 

Также здесь иронизируют над феноменом «треш-стримеров». Это те люди, которые выбивают себе зубы, бьют себя в прямом эфире ради денег от зрителей. И, по-моему, очень круто, что такую проблему рассматривают не только в издевательской манере, а копают намного глубже. Анализируя, что может подтолкнуть человека к этому, какие последствия могут быть, а они точно будут. 

В глаза бросается отличная работа гримеров: как сильно меняется лицо персонажей в зависимости от развития сюжета. Вроде бы мелочь, но сразу показывает, что создатели старались и заморачивались. Если взять фотографии героев в начале, середине и конце серии и сравнить, то уже тогда начнет вырисовываться история. 

8/10 

Автор фото: IMDB

Bête Noire

Это французское название, которое остается непереводимым интернационализмом. Означает оно – объект ненависти, раздражения, которому никогда не очиститься. 

Мария занимает высокую должность в кондитерской компании. Верити (верьте или нет, но это ее имя), ее бывшая одноклассница, устраивается к ней на работу. И все бы хорошо, но только новая сотрудница как-то странно себя ведет, с ней точно что-то не так. Вот только так считает одна Мария, остальные от нее без ума.  

Автор фото: IMDB

Этот эпизод нам представляет Тоби Хэйнс, который ранее также работал над «Черным зеркалом», «Шерлоком», «Доктором Кто» и «Андором». Вроде бы опытный режиссер, но у меня накопилась масса вопросов за час, что я смотрел Bête Noire. Одно из главных недоумений – что они там накрутили с протагонистом? В 99% случаев (всегда есть исключения) мы должны сопереживать, сочувствовать ему. И, соответственно, желать поражение антагонисту. Но в первую половину серии это работает ровно наоборот. И нет, в этом нет специального замысла создателей. Нам просто показывают кривую историю. Ладно, это еще не самое страшное. А вот объяснение всего происходящего безумия меня просто убило. Авторы берут реальную научную гипотезу, доводят ее до абсурда, а потом до абсурда в квадрате. А потом они пытаются еще этот бред как-то логически объяснить. Лучше бы авторы про некоторые моменты ничего не говорили, и зрителю бы пришлось додумывать самому. 

Если вспоминать о хорошем, то здесь прекрасна актриса Рози Макьюэн, она блистательно справляется со своей ролью: то милашка, то странная, то очень пугающая. Демонстрирует довольно широкий пласт своих умений. 

Автор фото: IMDB

Очень хорошо здесь смотрятся модные титры на весь экран с обозначением дней недели. По настроению и стилистике чем-то даже напоминают недавнюю «Субстанцию» (рецензию можно прочитать тут). На заднем плане футажи с различными этапами производства шоколада, а на фоне криповая музыка. Прогрессия хоррора увеличивается с каждым днем, что точно добавляет напряжения. Но в какой-то момент с ней начинают перебарщивать, и звуковое сопровождение уже забирает на себя слишком много внимания. 

5/10 

Отель «Грёзы»

Брэнди – популярная актриса, которой предлагают сыграть в главной роли ремейка старой картины. И сделать это можно с помощью новой технологии, которая перенесет девушку в мир фильма. Но теперь цена ошибки очень высока. Отступление от текста может закончиться очень плохо. 

В режиссерском кресле Ван Хаолу, которая уже работала над сериалами «Доктор Кто» и «Тела». И первое, что вы видите, когда включаете серию, – это хронометраж. Она длится почти 80 минут, чем напоминает полноценное кино. Только раздули до таких размеров длительность из-за очень долгой завязки, которая многим может наскучить. Я тоже посматривал на время от скуки, но как только начинается второй акт – история расцветает, держит в напряжении и не отпускает до титров. 

Что еще сразу бросается в глаза, так это типичная повестка от Netflix. Вначале ее очень много, буквально каждая строчка диалога кричит о принижениях девушек, темнокожих и темнокожих девушек. Но здесь заключается ирония, серия внутри себя начинает стебаться над этим: «Чернокожая девушка играет в ремейке белого мужчину – никого это не смущает». И в этот момент ты выдыхаешь и понимаешь, что создателей тоже бесят эти современные стандарты кино. 

Автор фото: IMDB

Автор фото: IMDB

«Отель «Грезы» еще очень классно визуально выделяется на фоне остальных серий. Здесь есть три основных формата: классическое изображение, черно-белое и черно-белое с уменьшенным соотношением сторон. И это оправданно. Все-таки стилизация под старые фильмы. 

Если говорить про киноязык, то здесь он на довольно высоком уровне. Особенно запомнились несколько монтажных склеек, когда на стыке двух несвязанных кадров рождается новый смысл, другое значение. Примеры как из учебников кино. 

Когда мы говорим о разном стиле всех режиссеров, которые приложили руку к этому сезону, то почти их всех можно сравнить на одном приеме – перемотки времени. А это происходит практически в каждой эпизоде. Например, в первой серии Элли Панкив показывает календари в разное время, где увеличиваются зачеркнутые дни, а между этим быстрая нарезка кадров, что делают герои в эти моменты. Немного шаблонно, но добавили что-то от себя в устоявшуюся форму. Во втором мини-фильме Тоби Хэйнс напрямую показывает титр нового дня на весь экран под музыку. Просто и понятно. Сейчас это даже модно. А Ван Хауолу в третьей серии берет анимацию исчезающего физического календаря, откуда улетают страницы и на фоне меняются планы.

Здесь, наверное, лучший актерский дуэт сезона. Это Эмма Коррин («Дэдпул и Росомаха», «Корона») и Исса Рэй («Белая ворона», «Американское чтиво»). Учитывая, что у них на двоих один «Золотой глобус» и 3 номинации – это совсем неудивительно. Невозможно оторвать глаз от их игры. 

8/10 

Автор фото: IMDB

Автор фото: IMDB

Игрушка

В магазине задерживают фриковатого мужчину-игромана. Его обвиняют в убийстве. Совершил ли он это преступление и при чем здесь странная игра на его компьютере? 

Режиссером серии выступил Дэвид Слэйд, снимавший «Ганнибала», «Американских богов» и даже «Во все тяжкие». Забавно, что при этом у него есть номинация на «Золотую малину» за фильм «Сумерки. Сага. Затмение». 

После довольно долго раскачивающегося четвертого эпизода «Игрушка» летит с какой-то невероятной скоростью. За первые пять минут событий больше раза в три. Дэвид хочет как можно быстрее закончить со вступлением, чтобы перейти к истории странного фрика. 

Автор фото: IMDB

У этой серии очень крутой визуал. Периодически показывают вид на происходящее то с камер наблюдения, то с камеры машины, то с гоупро полицейского. И здесь меняется не просто место, субъект съемки, а само изображение: эффект рыбьего глаза, немного другие цвета, хуже качество. И это, во-первых, добавляет разнообразия картинке и динамике. Во-вторых, расширяет наше понимание пространства и увеличивает правдоподобность. Очень хорошо, что Дэвид не злоупотребляет таким приемом. Применяет его в меру, оправданно. Несколько раз используются модные клиповые переходы, которые здесь смотрятся эффектно и позволяют лучше рассказать историю.

 

Подход к визуалу во всей серии на невероятно высоком уровне. Здесь есть флешбэки, которые сильно выделяются. Настоящее время серое, мрачное. А комната, где сидят герои, сделана из какого-то блеклого металла. Прошлое же светлое, теплое. А как необычно передали измененное состояние персонажа – яркие цвета: красный, синий. Лампы светят буквально в объектив. Это выглядит очень свежо и клипово. И самое главное – полностью оправдано сюжетом. Такой прием отлично передает ощущение героя. 

Автор фото: IMDB

Автор фото: IMDB

Грамотно продуман и прописан загадочный Кэмерон Уокер в исполнении Питера Капальди («Доктор Кто»). Его история сразу же заставляет сопереживать, тайны цепляют. Хочется узнать, как и почему он таким стал. Прическа, грим, одежда – стилисты и гримеры сделали свою работу. Не сразу понимаешь, что это Питер. Протагонист и пугал, и вызывал сочувствие, и увлекал своим рассказом. Яркая роль. А вот какой персонаж не получился совсем, так это детектив, который его допрашивал. Настолько плоских героев давно не видел. Всю серию одна эмоция – злость. И одно действие – крик. 

7/10 

Похвальная речь 

Филипп живет скучную жизнь, потерял счастье и удовольствие. Но ему предлагают окунуться в старые фотографии с помощью новой технологии «Хронопрорыв» и вспомнить человека, которого он давно уже не видел. 

Интересно, что у этой серии сразу два режиссера: Кристофер Барретт и Люк Тейлор. Причем оба дебютанты в полнометражной форме. До этого делали только короткометражные фильмы и клипы вдвоем. Продюсеры здесь сильно рисковали. Возможно, они посчитали, что если соединить двух начинающих режиссеров, то результат выйдет как от одного опытного. Но их ставка точно сыграла. 

Автор фото: IMDB

Чтобы подстраховать новичков, взяли большого актера Пола Джаматти («Нокдаун», «Иллюзионист») с тремя золотыми глобусами. У него была очень сложная задача. Дело в том, что, по сути, он единственный актер в кадре во всем эпизоде. Как моноспектакль, только монофильм. И Пол справился отлично. Зритель увидел его и в депрессивном состоянии, и в хорошем расположении духа, и в агрессии, и в истерике. Диапазон эмоций широчайший. 

Кроме того, чтобы круто сыграть, это еще важно хорошо написать и срежиссировать. Концепция с путешествием внутри фотографий очень свежа и интересна. Также здесь используется немного видоизмененный прием недостоверного рассказчика, что добавляет интриги и таинственности. Нам не стоит верить всем слова протагониста, он может лгать. 

С визуалом здесь тоже все хорошо. Я не до конца понимаю, с помощью какой конкретно технологии реализовывали путешествия внутрь фотографий, но выглядит это необычно и впечатляюще. Также создатели пользуются преимуществом построения сцен через разные снимки, и все они сильно отличаются. Одни солнечные, теплые и безмятежные, другие депрессивные и мрачные. Свет, цвет и локация выступают такими же рассказчиками, как протагонист. Особенно выделяется визуализация закрашенных, вырезанных лиц на кадрах. 

Автор фото: IMDB

Автор фото: IMDB

Это нетипичная серия «Черного зеркала». Технологии здесь действительно являются фоном, причем очень далеким. Основные темы: любовь, воспоминания. Как важно иногда просто поговорить с человеком, объясниться. Да, это вечные сюжеты, про которые написано уже миллион произведений, но уникальная форма подачи вдобавок к хорошо рассказанной истории делают этот эпизод по-настоящему выделяющимся. 

А усиливает эмоции здесь музыка. Во время финальной композиции, я думаю, почти все сидели с мокрыми глазами. Но только не я. Ведь смотрел ее в офисе в окружении коллег, для которых я сильный и безэмоциональный. 

10/10 

USS Callister: В бесконечность

Помните, что все серии в «Черном зеркале» – отдельные истории? Так вот, я вас немного обманул. Это первый эпизод, который является продолжением USS Callister из четвертого сезона. 

Люди на экипаже корабля застряли в бесконечной виртуальной реальности. Чтобы выживать, им нужно сражаться против 30 миллионов игроков. 

Постановкой занимался Тоби Хэйнс, который для седьмого сезона сделал серию Bête Noire и, конечно, первую часть USS Callister. Интересно, что над сценарием здесь работали аж 4 человека, когда обычно это делает один Чарли Брукер или с кем-то в соавторстве. Учитывая, какие странные, абсурдные и невероятные вещи будут происходить, кажется, что они просто коллективом пытались хоть как-то написать этот эпизод, который сильно ждали фанаты.

Автор фото: IMDB

Автор фото: IMDB

А в кадре блистает Кристин Милиоти («Пингвин», «Волк с Уолл-стрит») и Джимми Симпсон («Тёмная материя», «Мир Дикого Запада»). Если что, родственными узами он никак не связан с Гомером и Бартом. 

Самые главные проблемы здесь — это слишком условный и вымышленный мир, в который слабо верится. Персонажи и их цели кажутся неубедительными. И выглядит это как детская игра, где взрослые люди бегают с розовыми пистолетами. А если вдруг в какой-то момент начинает появляться симпатия к герою, истории, то случается абсурдный сюжетный поворот, и все, конец сопереживанию. Опять не веришь. Кстати, да, эта серия идет полтора часа. Приятного просмотра.

Автор фото: IMDB

Если в мир «Звездных войн» и «Первому игроку приготовиться» засунуть фабулу «Санта-Барбары», а потом этот коктейль дать автору сценария «Слепая», чтобы закончил дело, то получится «USS Callister: В бесконечность».  

Несмотря на то что меня абсолютно никак не зацепили история, персонажи и сеттинг, мне понравилась тема цифрового рабства, которая затрагивается в эпизоде. Жалко, что такой интересный вопрос просто завален, по мере развития сюжета его не будут никак развивать. Очень печально.

А это же еще последняя серия сезона…

0/10