Кинопоиск

Автор фото: Кинопоиск

Автор материала: Дарья Малиновская

Самая дорогая реклама Хабаровского края: в прокат вышел фильм «Золото Умальты»

Софья Эрнст, Артем Ткаченко и Павел Деревянко в новой картине Андрея Богатырева.

В российский прокат вышла картина «Золото Умальты», проспонсированная Хабаровским краем. В основу фильма, на премьерный показ которого в Москве съехался весь столичный бомонд, легли реальные события, произошедшие в Хабаровском крае в 1917 году, — тогда бесследно пропало 40 пудов золота, которое так и не нашли. Автором идеи картины стал губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев. А режиссерское кресло занял Андрей Богатырев, снявший байопик «Легенда о самбо», триллер «Красный призрак» с Юрой Борисовым и комедию «За Палыча!». Рассказываем, что из этого дуэта получилось на выходе.

Автор фото: Кинопоиск

«Золото Умальты» начинается с кадров обоза, везущего крупную партию золота, на который по пути нападают бандиты в шаманских деревянных масках, убивая сопровождающих (роль извозчика исполнил Павел Деревянко) и похищая ценный груз. Одному из охранников — каторжнику Егору (Алексей Шевченков) — все же удается выжить. Тем временем владелец груза и всех золотых приисков Дальнего Востока миллионер Леонтий Булыгин (Александр Самойленко) спокойно ужинает в Петрограде вместе со своей любовницей, актрисой Софьей (Софья Эрнст), и другими членами ее театральной труппы. Узнав о происшествии, богач ничуть не расстраивается, ведь рассчитывает на страховую выплату из-за потери золота. Банк, в котором Булыгин застраховал имущество, обанкротился, и Леонтий теряет все. В отчаянии он решается лично отправиться на Дальний Восток, чтобы вернуть украденное. Виновными золотодобытчик считает коренное население — кочевое племя тунгусов, которых жаждет наказать, а помочь ему в этом просит местных разбойников. Позже выяснится, что Булыгин далеко не единственный, кто охотится за драгоценным металлом.

Фильм снят в жанре истерн, появившемся больше ста лет назад — особенно популярен он был 1960–1970-х годах. Самые яркие представители этого жанра — «Неуловимые мстители», «Белое солнце пустыни», «Свой среди чужих, чужой среди своих». В 1990—2000-х истерны на какое-то время исчезли из поля зрения. Их возрождение случилось лишь в 2021 году после «Призрака» Андрея Богатырева. Картина «Золото Умальты» отталкивается от необычного инцидента: кражи драгметалла, принадлежавшего Нимано-Буреинской золотопромышленной компании, который так и не был найден. История вдохновила губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева на мысль создать художественное переосмысление тех событий и заодно показать широкой аудитории все красоты природы подконтрольной территории.

Автор фото: Кинопоиск

Опенинг фильма поначалу смотрится довольно динамично, а перестрелка охранников с бандитами даже дает надежду на бодрое кинцо об охоте за золотишком. Казалось бы, задел на потенциальный хит? От таких лент зрители ожидают ярких сюжетов, захватывающих действий, неожиданных поворотов, бескомпромиссных схваток, запоминающихся персонажей, острых диалогов. Но в «Золоте Умальты» нет места для клише и очевидных трюков. Хотя стоит признать, что эффектный старт, финальная «мексиканская» дуэль, а также опасная игра в кукушку (стрелки с завязанными глазами стараются попасть в безоружную «кукующую» цель), безусловно, впечатляют, но общая динамика картины довольно сильно проседает из-за массы флешбэков.

Проблемы этого истерна не только в вялом повествовании. Неровная тональность фильма и рваный нарратив не позволяют насладиться сюжетом в полной мере. На фильмах типа «Белое солнце пустыни», «Рио Браво» и даже «Непрощенный» можно хотя бы улыбнуться, но Богатырев превращает юмористические эпизоды в пиршество метаиронии. Получается кино про индейцев с ковбоями на студии Булыгина, которое режиссирует Андрей (сыгранный самим Андреем Богатыревым). А от роковой Софьи, вступившей в сговор с офицером Долецким (роль которого исполнил восхитительный Артем Ткаченко) и организовавшей налет на обоз, мы ожидаем продолжение интриги, предательства или даже коварного убийства, но вместо этого героиня начинает отчаянно искать своего больного сына.

Автор фото: Кинопоиск

Не хватает хронометража на то, чтобы подробнее представить, например, членов булыгинского отряда: китайца, охотника из тайги, метко шмаляющего из арбалета, американского китобоя с лицом Вольфганга Черни, недовольно бурчащего под нос, и прочих граждан даже не второпланового, а эпизодического разряда. Отряд едва успевает склеиться, а его участники уже начинают гибнуть один за другим, поскольку вечно попадают в засаду и ничего толком сделать не могут. Флешбэки, которые проясняют то, что и так было понятно, совсем не продвигают сюжет, а, наоборот, делают его более скучным. Из-за этого «Золото Умальты» досадным образом распадается на эпизоды. Перемонтировать бы его, сократить лишнее и порядок сцен изменить — наверняка вышла бы достойная версия истерна.

При этом все персонажи на экране уникальны и действительно интересны (хоть и клишейные, но для жанра это уместно), каждый из них имеет свои истории, которые можно использовать в работе. Несмотря на отталкивающие черты героев — у каждого рыльце в пушку, а руки в крови, — нельзя отрицать их способность вызывать интерес у зрителя. Но реально проникнуться ими не удается. В итоге на дно «Умальта» не скатилась, но и до золотых гор, увы, не добралась. Но с эстетической точки зрения создатели картины со своей задачей справились: кадры Хабаровского края действительно выглядят так, что от них не оторвать глаз. Операторская работа и пейзажи иногда даже заставляли забыть о самом сюжете: хочется выйти из кинотеатра и купить билет в Хабаровск.