Кинопоиск

Автор фото: Кинопоиск

Автор материала: Дарья Малиновская

Не хватило дизеля добраться до «Дороги ярости»: в прокат вышла «Фуриоса»

Джордж Миллер пытается продать повторение пройденного.

На экраны российских кинотеатров вышел один из самых ожидаемых фильмов 2024 года — «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» — режиссера Джорджа Миллера. Картина является приквелом фильма 2015 года «Безумный Макс: Дорога ярости» и рассказывает историю становления одной из преторианцев Фуриосы на службе Несмертного Джо — владыки постапокалиптических Австралийских пустошей. Рассказываем, почему фильм не смог прыгнуть выше своего предшественника.

Вместе с похищенной Фуриосой (Аня Тейлор-Джой) сюжет переносит нас от Зеленых Земель на суровые просторы пустыни, где каждый борется за свое выживание. Маленькая девочка оказывается в самом центре жестоких событий. Она начинает меняться, учится выживать среди всего этого безумия. Самая главная цель Фуриосы — вернуться домой в Зеленые Земли, откуда ее выкрали байкеры Дементуса (Крис Хемсворт). Все эти годы именно желание вновь увидеть свою родину ведет ее как путеводная звезда, а сил придает другое желание — отомстить Дементусу за то, что он сделал с ее матерью.

Автор фото: Кинопоиск

В свое время «Дорога ярости» произвела фурор и стала для зрителя глотком свежего воздуха среди избитых сюжетов. Просмотр фильма, чье повествование строилось лишь на путешествии из точки А в точку Б, держал в напряжении до самых финальных титров. Рекламная кампания новой части обещала нам безостановочную погоню, а мы, увы, и поверили. Новая лента Джорджа Миллера продемонстрирует приключения героини в разные периоды ее жизни. А также расскажет о ее взаимоотношениях с местными властителями. Именно это различие станет и проклятием, и благословением «Фуриосы». «Дорога ярости» хватала зрителя за шкирку и безжалостно окунала в непрерывное действо с первых кадров, не давая ни мгновения отдышаться (по крайней мере, до финальных сцен). Приквел же раскачивается медленно. Хоть история и начинается с похищения и погони, драйв картины быстро тускнеет из-за большого охвата событий, мест и увеличивающегося количества персонажей.

Среди достоинств «Фуриосы» — крепкий технический аспект и заметный профессионализм художников-постановщиков и художников по костюмам, благодаря которым визуал ленты соткан с большим вкусом. Велика и операторская работа, исполняющая неврастеничную сонату дуэтом с приличным аудиальным оформлением. Правда, саундтрек, за который, как и в «Дороге ярости», отвечает Junkie XL, скорее служит фоном для событий, чем является их ключевым драйвером. Здесь преобладает монотонность и отсутствие запоминающихся мотивов, подчеркивающих драматические моменты фильма.

Автор фото: Кинопоиск

С персонажами все просто: они не вызывают раздражения, но и восторга тоже. Крис Хемсворт в роли главного антагониста Дементуса, конечно, хорошо вписался в богатый пантеон местных фриков, но иногда его чересчур заносило в другого персонажа актера — Тора из вселенной Marvel с теми же кривляниями, что немного выбивало из колеи. Что касается суровой Ани Тейлор-Джой с жестоким немигающим взглядом и минимумом реплик, она стала воплощением слепой мести на одной-единственной ноте. Фуриоса в версии Терон была же намного сложнее. Тейлор-Джой, бесспорно, веришь, но послевкусия от ее игры не остается.

Фильму можно было бы простить многое — и некоторую растянутость, и потерю фокуса, — если бы он так же поражал воображение масштабными боевыми сценами, как когда-то делала «Дорога ярости». Но ничего похожего на это здесь нет. Фильм 2015 года запомнился фактурным экшеном, снятым преимущественно вживую: создатели месяцами взрывали машины в пустыне Намибии, чтобы получить эффектные кадры. «Фуриоса» же снята в павильонах с хромакеем, что сразу бросается в глаза. И в компьютерной графике нет ничего плохого — ее использовали и в «Дороге ярости». Просто в первом случае было умелое сочетание реальных съемок и компьютерной графики, поэтому эффекты были незаметны. В новой ленте же сложно не обращать на них внимание: фоны часто выглядят неестественно, будто бы актеры вот-вот врежутся в зеленую стену, а на общих планах заметно, что машины — всего лишь нереалистичные компьютерные модельки.

Автор фото: Кинопоиск

Авторские смыслы и сюжет воспринимаются гладко и без вопросов о том, кто из персонажей чем руководствуется — в них нет двойного дна и фирменный мэдмаксовский стимпанк на месте. Создатели выстроили на экране не самую грандиозную, но все же экшен-постановку. Правда, абстрагировавшись и проанализировав представленный сценарий и его обрамление отдельно от контекста, назвать их выдающимися будет довольно сложно. Вышло, скорее, просто удовлетворительно. Обидно, что такое должно было произойти и с «Безумным Максом». Ведь именно эта франшиза в 2015 году показала что бывает, когда кинематографистам дают достаточно времени и денег на реализацию самых смелых идей. Фильм даже заканчивается нарезкой сцен из «Дороги ярости» — и это еще одна большая ошибка создателей. Они как будто издеваются, напоминая о временах, когда «Безумный Макс» был действительно хорошим.

Чаще всего желание продолжить уже успешный проект превращается в паразитирование и попытку скормить ту же самую историю зрителю в очередной раз. И постапокалиптический экшен «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» тоже мог бы стать жертвой сценарной импотенции и алчности голливудских боссов, но, благо, этого не произошло. Нет смысла ни давиться критикой в отношении картины, ни обливаться слюной в экстазе. Впрочем, печально, что Миллер преодолел свой долгий и тернистый путь независимого художника только чтобы создать вторичный по отношению к себе же памятник эпохи, о котором спустя годы скажут «ну, разок глянуть можно».