«Конклав» — соберёт ли фильм главные кинонаграды планеты?
Монотонный недотриллер-недодетектив покорил критиков, но не зрителей.
Так всегда бывает с фестивальным кино: стоит режиссёру чуток перегнуть, передавить с моралью, двойными смыслами, подтекстом и аллегориями, так случается кассовый провал — простой зритель, которому под попкорн после работы хочется мозг отключить и просто развлечься, не понимает всех иносказаний мудрого постановщика, оттого после просмотра строчит гневные отзывы, понижая рейтинг и посещаемость. Критики же, наоборот, от многослойности повествования в восторге. Они что наша училка по литературе, ищущая потаённые смыслы в стихах и прозе классиков.

«Конклав» получился очень фестивальным, запредельно мудрёным, излишне сложным для восприятия среднестатистического зрителя, но на то и расчёт — с первых кадров в фильме проглядывается именно фестивальность, элитарность, и снимали его как раз для показа умудрённой опытом публике. Но и в этом есть своя прелесть — красота кадров зашкаливает, игра Рэйфа Файнса уже названа чуть ли не канонической, а роль Изабеллы Росселлини ещё долго будут обсуждать и восхвалять/хаить (хотя, мне кажется, она сильно переоценена в обе стороны).

«Конклав» — это экранизация одноимённого романа Роберта Харриса 2018 года, перенести на большой экран его взялся Эдвард Бергер. Он же в 2022 году экранизировал Ремарка, оставив от задумки писателя только оболочку, очертания и канву (что не помешало фильму «На Западном фронте без перемен» собрать четыре «Оскара»). С «Конклавом» примерно та же история — из романа, где каждому герою уделено огромное внимание, выбрали основную линию и на неё давят в течение двух часов. Это ни плохо, ни хорошо — кино тем и славится, что может подчеркнуть главное, убрав незначительное, но из-за этого потерялось напряжение, детективность, составляющая психологического триллера.

По сюжету в Ватикане умирает Папа, после чего кардиналы собираются на выборы нового главы католической церкви, и каждый претендует на престол. У них свои мотивы, свои секреты, свои тёмные тайны, по ходу развития которые будут вскрываться, лопаться и, честно говоря, удивлять.
Это очень тягучее, как густая карамель, кино. Не ждите движения, резких сценарных финтов (хотя они тоже будут, но очень плавные, деликатные). Всё строится на длинных диалогах, монотонных и очень витиеватых. О вере, религии, преемственности, правильности выбора. Тайну папских выборов мы уже видели в «Ангелах и демонах» — в фильме с Томом Хэнксом этому был уделён значительный хронометраж, смонтированный куда более компактно и бойко, а значит, интересно. В «Конклаве» вся процедура показана камерно и в замкнутом пространстве, но на большой площади и не вызывая клаустрофобии. Детали здесь демонстрируются более крупно, фактурно, каждому действию (ну почти) даётся объяснение, нас пустили за закрытые двери в святая святых, мы можем своими глазами увидеть, как решается судьба верующих католиков по всему миру.

Бергер воссоздал картину мира в миниатюре — среди кардиналов представители разных стран, разных цветов кожи, политических взглядов и характеров, а за всем этим молчаливо наблюдают женщины-монахини, роль которых была ничтожна, но с приходом (возможно) нового Папы всё изменится.
Несмотря на монотонность и густоту, «Конклав» — это удивительно красивый фильм. Крупные планы, много благородного бархатного чёрного, на фоне которого эффектно играют красный и малиновый цвета — это шик. Ровные ряды столов в трапезной, чистейшие, почти стерильные скатерти, ячейки для хранения, которые закрывают натруженные руки монахинь — это невероятно, это изысканно. Главная по красоте сцена — сбор кардиналов в полутёмном зале, где квадрат из обитых тёмным плюшем кресел по периметру высвечивается прожекторами, хоть сейчас распечатывай и в рамку. Бергер умело вкрапляет в откровенную тягомотину яркие пятна: почти открыточные портретные съёмки кардиналов на жёлтом фоне стены — это настоящее искусство. Несмотря на пройдённые европейские школы, Бергер снимает откровенно холёное голливудское кино без заусенцев, неровностей и приятных глазу шероховатостей. Плохо ли это? Вовсе нет — мы привыкли, нам такое подавай, как блины на лопате.

Красной линией через весь сценарий проходит кризис веры. Герой Рэйфа Файнса, даже делая наброски проповеди, даже общаясь с кардиналами, позволяет себе усомниться. Ах, как же он это делает! Полуулыбкой, отведёнными или, наоборот, вскинутыми к небу глазами — не зря его работе прочат успешный успех. Возможно, даже долгожданный и ничего не дающий «Оскар» наконец-то появится на полке великолепного актёра (Файнс дважды номинировался на получение награды киноакадемиков, и дважды уступал её другим). Здесь важно отметить, что каждый сам для себя решает, что такое вера, а что есть религия, и какая разница между ними.

«Конклав» уже включился в гонку за награды: фильм номинирован на шесть «Золотых глобусов», в том числе и как лучший фильм года. Церемония вручения пройдёт 5 января 2025 года. А дальше только «Оскар» и возможные номинации и победы. В любом случае, друг и наставник Олега Ивенко Рэйф Файнс на предстоящей церемонии с 50% вероятностью станет триумфатором — он либо получит, либо не получит позолоченную статуэтку.
Популярное
Тралалело Тралала и Крокодило Бомбардиро: почему зумеры тащатся от нейромемов
Разбираемся, над чем сейчас смеётся молодежь и почему в топе абсурдный юмор.
На Okko стартовал новый сериал с Юрой Борисовым. Что о нём можно сказать, посмотрев лишь первую серию? (Тяжёлый вздох)
«Беспринципные в Питере»: почему тебе не нравится, но ты продолжаешь смотреть
Что не так с новым фансервисом про олигархов всея Руси и когда уже отсутствие качества станет причиной для плохих рейтингов сериала.
Кто такие AY YOLA и как они взорвали интернет
Вам попадалась в рекомендациях девушка в этническом наряде, поющая что-то на башкирском? Рассказываем, кто она и о чем музыка.