Инопланетная «Планета» с Сергеем Гилёвым – фильм из другого измерения
GALA побывала на пресс-показе картины «Планета», которая участвует в основном конкурсе Московского Международного кинофестиваля. Перед нами пример прекрасного независимого кино, заставляющего копаться в себе.
ММКФ презентовал фильм «Планета». Это картина про 60-е годы в Советском Союзе. По сюжету режиссер и мечтатель Николай Беренцев работает над сложной и масштабной научно-фантастической картиной о путешествии на Венеру. Но сталкивается с непониманием со стороны коллег, начальства и ученых. В итоге герой начинает размышлять: а нужны ли людям вообще другие планеты и звезды, когда на Земле не все в порядке?

Работа вдохновлена жизнью великого советского режиссера-фантаста Павла Клушанцева («Планета бурь», «Дорога к звездам»). Он был новатором и визионером в жанре научной фантастики. Например, Джордж Лукас, создатель вселенной «Звездных войн», называл его «крестным отцом» своих проектов.
«Планету» снял Михаил Архипов — сорокалетний режиссер-дебютант, а по образованию историк кино. Он очень долго вынашивал идею этого фильма. И в него поверил опытный продюсер Александр Котелевский, у которого за плечами три десятка картин, в том числе «Завод» Юрия Быкова и «Гуляй, Вася» Романа Каримова. А центрами притяжения выступили актеры: В главных ролях снялись Сергей Гилев (Николай Беренцев), Дарья Мельникова (Нюся) и Денис Ясик (Коньков).

Не зря этот фильм находится в основном конкурсе фестиваля. Это по-настоящему авторское, независимое, сложное кино, которое не пытается тебя развлечь, удивить, увлечь. Если вы вдруг сидите в тиктоке 8 часов в день, то даже не начинайте это смотреть. Правда, не стоит, простите мне мой снобизм. Режиссер приглашает зрителя в путешествие, на разговор о важных и вечных темах через жизнь Николая. Не подумайте, что Архипов специально хочет заставить нас скучать. Здесь есть интриги, страсти, предательства и даже юмор. Но даже во время пресс-показа с последнего ряда ушел мужчина, не выдержав потока смыслов. Чем, кстати, рассмешил зал, перекрыв проектор и отбросив тень на экран.
В необычном фильме должно быть необычно всё. Гилёв удивляет своей игрой. Так обычно говорят про артиста, который показывает настоящий калейдоскоп эмоций: радость, горе, эйфорию, печаль, злость. Но это же авторское кино. Так и Гилев выбрал не типичную тактику. Нам Сергей рассказал, что чтобы изобразить истинного интеллигента, Беренцев практически весь хронометраж не проявляет эмоций. Но в чем парадокс: от спокойного и задумчивого лица героя невозможно отвести взгляд. Думаю, что в этом и заключается талант и магия артиста. Молчит и смотрит в одну точку, и наблюдать за этим интересно. По большей части нам показывают только протагониста, но при этом ярко выделяется Дарья Мельникова. Если у вас она ассоциируется исключительно с «Папиными дочками», то вас приятно удивит ее работа в «Планете» — это абсолютно новая Мельникова. И дело даже не только в том, что она играет, а в том, какая атмосфера и энергетика от нее исходит. Мрачная, но вместе с этим поддерживающая, любящая.
Главные темы, на которые размышляет Архипов, очень глобальные: люди хорошие или плохие? Можно надеяться на человечество или нет? Наш вид — злой? Любопытная концепция предлагается Беренцевым про «радиус добра». Если коротко — о каком количестве людей переживает и думает конкретный индивид. Его заботит два человека или две тысячи. Конечно же, нужно стремиться к тому, чтобы всегда этот радиус добра расширять. Да и вообще понять, какой он у тебя. Любопытно, что эту идею режиссер взял из дневников Павла Клушанцева.

Одна из самых ярких черт проекта — визуальная составляющая. Все, что касается операторской работы и работы художника-постановщика — на очень, очень высоком уровне. Духом фильм действительно напоминает старые фантастические картины. И интересный прием, который, конечно, в истории кинематографа не новый — фильм внутри фильма, делает проект многоуровневым. Песчаные бури Венеры, силуэтные кадры на фоне заката особенно завораживают. А съемочный павильон, где работает команда режиссера, выглядит вроде и реалистично, но вместе с тем загадочно и фантастически.
Здесь очень много проработанных деталей: маленькие механизмы робота, глиняный пакет Венеры, стена, изображающая звезды в космосе. Видно, что каждой мелочи уделили много внимания и любви. Чтобы передать ощущение времени, добавить атмосферности, на картинке много крупного зерна. А большое количество сцен с темным освещением или дождливой погодой хорошо передают мрачность реального мира. С этим контрастирует яркий, насыщенный пейзаж фантастического фильма, который создает Беренцев. Интересно, что съемки Венеры проходили в Дахабе (Египет). А часть сцен съемочного процесса записывали в специально построенном павильоне на огороде у оператора.

Вдобавок режиссер показывает много архивных кадров с тех времен: от жизни обычных людей до президентских речей. Это вносит разнообразие и дополнительно погружает в атмосферу времени.
В фильме очень яркая музыкальная составляющая. Музыки здесь много. Главная ее задача — передать настроение 60-х в СССР и фантастического путешествия по Венере. Со своими задачами звукорежиссёр справляется успешно, но, если честно, в какой-то момент музыки становится слишком много. И она перетягивает на себя внимание, а это уже выбивает из погружения.

«Планета» — очень своеобразная и необычная картина, которая не рассчитана на широкую публику. Буквально каждый кадр проекта говорит: «Друг, ты смотришь авторское кино». Но картинка и рассуждения авторы безупречные: они на два часа погружают тебя в диалог с самим собой. А узнавать собственный глубины через призму чьего-то творчества - не это ли подлинная цель искусства?
Популярное
Кто такие AY YOLA и как они взорвали интернет
Вам попадалась в рекомендациях девушка в этническом наряде, поющая что-то на башкирском? Рассказываем, кто она и о чем музыка.
Группа AY YOLA — на пике популярности. Но как они звучат вживую?
Побывали на вечеринке Gravity от промо-группы Plombir — это был первый концерт башкирского трио AY YOLA в Казани. Рассказываем, как это было.
Ингрид Олеринская: «Родные вовремя сбили мне корону с головы»
Звезда «Неадекватных людей» рассказала GALA о втором сезоне «Иры», совместной работе с Юрием Стояновым, а еще новых проектах «Клёвый УLove» и «На деревню дедушке».
Невероятно, но факт: КВН всё ещё может смешить
Рассказываем, как прошла Лига «Городов» в Казани. Предупреждаем, этот материал построен на личных ощущениях, воспоминаниях и впечатлениях. Никаких сравнительных анализов и сухих фактов.