Кинопоиск

Автор фото: Кинопоиск

Автор материала: Денис Фокин

Феникс, Гага и много музыки: почему «Джокер» провалился в прокате

Второй фильм Тодда Филлипса про психа из вселенной «Бэтмена» был самым ожидаемым проектом года. Мы его посмотрели, и нам больно.

Начну издалека. Комиксы появились давным-давно, но настоящая популярность пришла к ним в 1930-х годах: тогда в Америке был выпущен первый номер журнала с Суперменом на обложке. Супергероев придумали и ввели в массовую культуру не случайно — на тот момент в США во всех смыслах было неспокойно, а люди с нечеловеческими способностями, придуманные гениальными художниками и сценаристами, должны были укрепить дух американцев. Идея сработала, а комиксы навсегда вошли в массовую культуру. Из журналов для детей комиксы превратились в многомиллиардный бизнес — мерчи, мультфильмы, сериалы и полнометражные фильмы сегодня приносят обладателям прав доход, который сложно вообразить.

Автор фото: IMDB

Так вот. Комиксы как вид искусства трансформировались и взрослели вместе со своими читателями и почитателями. В 2000 году, когда вышли первые «Люди Икс», мужиками в синих трико и красных трусах поверх них зрителя невозможно было удивить, зритель требовал более качественного воплощения супергероики на экране. И следующие 20 лет кинокомиксы развивались и стабильно приносили баснословный доход студиям, а потом аудитория стала терять интерес к металюдям со сверхспособностями. Казалось, что из комиксов выжали всё что можно, но на самом деле супергероика оставалась и остаётся непаханым полем для киноделов. С этим направлением можно творить многое — что угодно режиссёрской душе. Но, как обычно, эксплуатировались только драма и комедия, хорошенько сдобренные драками, лазерами из глаз или ножами из рук.

Первым экспериментировать с жанром взялся Тодд Филлипс, в 2019 году представивший первого «Джокера» своей эры с Хоакином Фениксом. О, это был катарсис, вышак и настоящее взрослое кино про антигероя в одном гремучем и грамотно скроенном флаконе. Филлипс подал комиксы так, как никто — авторское кино, арт-хаус, фильм не для малолеток на «Комик-Коне». То была серьёзная работа на подумать и порефлексировать. Режиссёр взял глобальный мир Готем-Сити без Бэтмена и показал историю главного антагониста. Перевернул с ног на голову его летопись — и вот Джокер уже не суперзлодей без принципов, а антигерой, пропитанный болью. Это была даже не история корнями из комикса, а настоящее арт-высказывание.

Случился неожиданный поворот, который изменил индустрию. Супергероика повзрослела, а металюди в латексных костюмах на экранах всё больше стали задаваться вопросами морали и поднимать острые темы (например, геноцид в финале «Мстителей»). Филлипс намеренно отказался от формата блокбастера, сделав упор на внутренний мир сумасшедшего, показал его, раскрыл, обнажил, влюбил. И на этом надо было бы остановиться.

Автор фото: Кинопоиск

Разговоры о продолжении истории появились в 2022 году. Редкие новости со съёмочной площадки, фан-арты и постеры грели интерес, раздражали длительностью ожидания. Сначала слухи, а после подтверждённая информация об участии Гаги в фильме взорвало соцсети (не наши, американские). И, наконец, премьера в Венеции на фестивале, где зал устроил овации стоя. Это уже потом, больше месяца спустя, дотошные фанаты прочитали по губам Феникса, говорящего Гаге в зрительном зале, что это стыд и позор. Мы не верили, пока сами не проверили. Спойлер: всё не так уж и плохо.

Главный минус в том, что Тодд Филлипс заигрался в эксперименты. Второй «Джокер» сильнее и настойчивее погружает нас в безумство Артура Флека, но уже с новой позиции. Артхаусный мюзикл — это на любителя, такое мы не осилим. Фильм сильно затянут именно из-за песен, плотняком набитым по хронометражу. Убери их — останется час на всю историю того, как Артур стал Джокером, почему начал убивать и как встретил любовь в психиатрической лечебнице. Вселенная Бэтмена перестраивается на глазах: нет Тёмного рыцаря, имя Джокера, которое полностью ни в одном комиксе не раскрывается, становится известным, историю его жизни за все 80 лет существования в Готэме нам тоже расскажут. А нужно ли было это делать под аккомпанемент рояля? Едва ли, нам бы и дальше хотелось додумывать и строить теории.

Тодд Филлипс попытался показать мир безумца не через параноидальные мысли и желание убивать, а через прекрасное, через песни. Когда реальный мир отключается — включается музыка, где влюблённый Джокер ревёт аки медведь, а не поёт. То, что задумывалось как смешение жанров, вышло скомканным двухчасовым нудным повествованием: роскошные канонические киношные кадры сменяются театральной постановкой с утрированными декорациями, мюзикл включается неожиданно в любой момент, а четвёртая стена рушится не пронзительным взглядом прямо в душу, а трясущейся камерой, следующей за сумасшедшими. Ничего не понятно и не очень интересно.

Что же по визуалу, то он прекрасен, как и в первой части. Идеальная ретростилизация без привязки к определённым годам и датам; прекрасная игра с экспозицией и постановкой кадра; просто НЕВЕРОЯТНАЯ работа с отражениями и наложением слоёв. Вторая половина фильма полностью построена на крупных планах лиц главных и второстепенных героев. Просто визуальный оргазм, просто мастерская работа оператора. Прибавьте сюда костюм Джокера из комиксов Золотого века и великолепный грим, наложенный ровно и до миллиметра гладко.

Автор фото: Кинопоиск

Фильм ещё до выхода в прокат растащили на цитаты в соцсетях: кадры с Фениксом на цепи под дождём или его истерический смех в такси станут киноклассикой, вот увидите — настолько они гениальны, не меньше.

Второй «Джокер» — это оммаж. Не цитаты, не подражание, не плагиат. Великолепный реверанс хорошим фильмам. «Ла-Ла-Лэнд» с танцем и песнями под луной и Гагой в платье лимонного цвета; «Отряд самоубийц» с разбиванием витрины и безнаказанным воровством — вот два ярких пятна, которые сильно бросаются в глаза. Наверняка их гораздо больше, но, чтобы их разглядеть, нужно заставить себя ещё раз посмотреть фильм. Лунная призма, дай мне силы на это.

Феникс прекрасен. Болезненно худой, нервный, набирающий по ходу разматывания истории уверенность, наглость и опасность — это символ свободы, борьбы с режимом, олицетворение прекрасного безумия, способного на любовь. Израненная душа, с детства копившая в себе гнев, боль и скрытые раны — дико интересно наблюдать за изменением и становлением главной опасности Готэма. Гага хороша, хотя когда она была не хороша? Органичная, не деревянная, уверенная — спасибо, берём. Артистка давно уделяет внимание не музыке, а кино (её работа в AHS — блеск), и здесь всё сложилось, хотя с избытком. Безумие прекрасно, безумие на двоих — бесценно.  

Автор фото: Кинопоиск

И последнее: сиквел «Джокера» не смог привлечь зрителей ни овациями на Венецианском фестивале, ни гениальной игрой Хоакина Феникса, ни стараниями Леди Гаги. Во вторую неделю американского проката фильм ещё сильнее провалился по сборам и получает звание главного недоразумения года. Может быть, не надо так много ля-ля?