Кинопоиск

Автор фото: Кинопоиск

Автор материала: Аделя Рахматуллина

«Джентльмены»: сериал, которому за тонкий английский юмор можно простить всё

Объясняем, почему новый проект Гая Ричи нельзя сравнивать с одноименным фильмом и нужно ценить за солянку из манипуляций.

Гай Ричи любит эксперименты и ставит их постоянно, в том числе и над собой как над творцом. Одним из таких экспериментов были и полнометражные «Джентльмены» — солянка из визитных карточек режиссера типа «Карты, деньги, два ствола», «Рок-н-рольщик», «Большой куш» или «Револьвер». Ошеломительный успех этой остроумной картины затмил предыдущие промахи (например, «Аладдина» с Уиллом Смитом) и все затаив дыхание ждали продолжения. Но кем бы был Гай Ричи, если бы просто видеоизменил историю полюбившихся героев в стриминговом формате? Нет, он замахнулся на первый в своей карьере сериал, дав ему одноименное название, но нарочито подчеркнув сюжетом, что с двухчасовыми «Джентльменами» восьмиэпизодные сравнивать нельзя. Такое уж у Ричи чувство юмора.

Автор фото: Кинопоиск

Говорят, изначально сериальные «Джентльмены» должны были стать спин-оффом полнометражных, но все пошло не по плану. На события в фильме не будет ни одной отсылки, да и общего у них разве что только образ английских лордов в криминальной среде. На самом деле сериал не нуждается ни в каких сравнениях – это абсолютно самостоятельный продукт, который нужно воспринимать вне контекста. Не пытаться найти подвох, сопоставить героев или темп сюжетных поворотов, а просто расслабиться и получать удовольствие – хотя бы от шикарного юмора, который присутствует даже в немых сценах. Актеры буквально отыгрывают каждую секунду кадра настолько смешно, что им даже не нужны реплики.

И все-таки называть сериал «Джентльмены» проектом одного Гая Ричи – не совсем справедливо. У каждых двух серий были разные режиссеры, и Ричи снял только первые две (но выступил сценаристом всех восьми эпизодов). Также режиссерское кресло попеременно занимали: Нима Нуризаде («Проект Х: Дорвались», «Банды Лондона», «Воин»), Эрен Криви (из популярных работ – «Гарри Поттер 20 лет спустя») и Дэвид Кэффи («Острые козырьки», «Любовь/ненависть», «По долгу службы»). Не нужно быть кинокритиком, чтобы почувствовать резкую смену почерков во время просмотра. Темп повествования то резко набирает скорость, то замедляется до скукоты – и в итоге вы катаетесь на эмоциональных американских горках.

Автор фото: Кинопоиск

Полнометражные «Джентльмены» были первой картиной Ричи, в которой появилась сильная женская линия. Ну а в сериале женскому персонажу буквально поются оды. Сьюзи Гласс в исполнении Каи Скоделарио (ставшей известной после «Молокососов») идеальна: она красивая, стильная, бесстрашная, гениальная и харизматичная (по крайней мере, по сценарию). Но в этом персонаже не хватает силы, которая в него закладывалась по задумке, – уж слишком хрупкой смотрится Скоделарио с ее красивыми оленьими глазами в амплуа женщины-вамп.

Автор фото: Кинопоиск

Отдельный восторг – саундтреки. Под французский рэп гангстерская Англия выглядит куда динамичнее. Да и контраст между музыкальным сопровождением и происходящим на экране всегда вызывает улыбку: зрителя призывают не испытывать лишних переживаний и напоминают ему, что все происходящее – лишь выдумка, обрамленная в тонкий английский юмор. Привычных сторон добра и зла, противостояния между ними здесь не существует: есть только неприятное зло и зло симпатичное. Герои не мучают себя угрызениями совести, они живут в детской сказке о добрых разбойниках, которые обижают только плохих людей, а сами – в белом пальто. Ну да, выращивают коноплю. Ну да, убивают людей. Но все это делается так «по-джентльменски», что не придерешься.

Гай Ричи давно вывел формулу удачного кино и не собирается от нее отказываться. Его сложно в этом винить. Согласитесь, глупо было бы каждый раз искать разные способы приготовления одного и того же блюда, поэтому режиссер использует одни и те же манипуляции. Он создает идеальных героев, одетых с иголочки и чувствующих себя королями мира – какой бы ни была философия этих персонажей, им хочется подражать. Он помещает события картины в такие визуально наполненные декорации, от которых невозможно оторвать глаз. В конце концов, режиссер постоянно иронизирует над всем происходящим, в том числе над канонами кино и самим собой, – и только за эту иронию ты готов восхищаться всем подряд.

Автор фото: Кинопоиск

Ричи – тот редкий пример массового режиссера с авторским видением, который пусть и выпускает проекты «на поток», но все же в каждый вкладывает душу. Сериальные «Джентльмены» не перевернут вашу жизнь, не заставят рыдать и не оставят на сердце рубца. Но кто сказал, что искусство обязательно должно в вас что-то сломать, а не просто спасти, например, от тяжелого дня?