Кинопоиск

Автор фото: Кинопоиск

Автор материала: Михаил Стеняшин

«Битлджус Битлджус»: бездушный фансервис или очередной шедевр Тима Бёртона?

Даже спустя 36 лет легендарный персонаж не постарел ни на минуту, а фильм не утратил души.

В океане бесконечных и всегда неудачных сиквелов и ремейков появился Тим Бёртон, который аки Моисей раздвинул воды своим талантом. Режиссер возродил свой культовый проект, продолжения которого ждали аж 36 лет. Разговоры о новом «Битлджусе» шли очень долго, но прессе Бёртон неоднократно заявлял, что готов продолжить историю о демоне-пранкере, только если Майкл Китон согласится вернуться к своей роли. В результате — триумфальный «Битлджус Битлджус» с все тем же Китоном, который просто не знает, что такое старение. Все с тем же запалом он скачет по безумным, абсурдным и сюрреалистичным сценам, создающим настоящее киношоу.

Автор фото: Кинопоиск

Сюжет

«Битлджус Битлджус» возрождает и со вкусом поддерживает стиль Бёртона 80-х: кукольная анимация, мультяшный хоррор, готическая атмосфера и странный юмор. Сюжет продолжает историю о семействе Дитц — теперь уже повзрослевшая Лидия (Вайнона Райдер) со своей неизменно безумной семейкой ведёт шоу о паранормальном и пытается избавиться от видений неугомонного чёртика-трикстера Битлджуса. Кульминация наступает буквально в один момент: сумасшествие сливается в единый карнавал событий. Вообще, на протяжении всего фильма вы ни на секунду не можете отделаться от щемящего напряжения в груди: каждый кадр занят либо нескучными, но максимально несерьёзными диалогами, либо визуальным юмором, либо в хорошем смысле чокнутым экшеном. Фильм не впечатляет смысловой нагрузкой, проникновенностью или глубиной сцен, но здесь этого никто и не ждал. Это смешное, странное, удивительное и местами пугающее погружение в мир мёртвых безумцев, который так небрежно и гениально изображает Бёртон.

Визуал

Я бы не назвал картинку в «Битлджус Битлджус» переворачивающей сознание или новаторской, но она точно завораживает и странным образом притягивает. Всё те же кукольные персонажи здесь бодро сочетаются со спецэффектами и безупречным гримом. Пестрота кадров, событий, костюмов и декораций вкупе с быстротой смены кадра превращает происходящее в фантасмагорию, в психоделику. Кажется, что вот-вот у тебя пойдет пена изо рта от этих ярких вспышек или неестественно расширяющегося лица Битлджуса (тут явный флёр спецэффектов 90-х).

Художники по костюмам каким-то образом сумели сделать мерзких мертвецов забавными и фееричными. Один персонаж сшивает себя из кусков, другого обглодали пираньи, третьему полтела откусила акула — всё это получилось по-бёртоновски эстетичным, не шокирующим. Именно за грим и спецэффекты первый фильм и получил свой «Оскар», в этот раз они снова на уровне.

Спокойный и даже серый городок Уинтер-Ривер сильно контрастирует с пёстрым, перекошенным и даже истеричным миром мёртвых. Анимация и графика фильма словно застыли где-то в начале 90-х. В контексте абсурдной комедии это не так сильно режет глаз, но, вспоминая «Кошмар перед рождеством» или «Труп невесты», кажется, что можно было сделать лучше.

Автор фото: Кинопоиск

Персонажи

Битлджус Майкла Китона, конечно, отодвигает всех остальных персонажей на второй план. Каждый эпизод с ним — фильм в фильме, где он по-прежнему искрометно и грязно шутит, плетет интриги, корчит рожи, провоцирует и устраивает полный балаган. А вот представители клана Дитц в этой извращённой семейной комедии показались недоработанными, хотя каждый из персонажей создан по определённому яркому и прямолинейному образу. Лидия (Вайнона Райдер) теперь стала обеспокоенной вдовой с психологическими проблемами, её новый бойфренд Рори (Джастин Теру) — это скользкий подлиза, мать Лидии Делия (Кэтрин О’Хара) — всё та же поехавшая и эгоцентричная артистка, а юная Астрид (Дженна Ортега) просто-напросто теряется в этом красочном фарсе. Приятно удивило появление Моники Беллуччи в роли хладнокровной ведьмы-убийцы. Из других запоминающихся ролей — артистичный детектив из загробного мира Уильям Дефо и уборщик Дэнни Де Вито, который так часто появляется во всевозможных камео (как будто режиссеры голливудских картин передают друг другу послания).

Автор фото: Кинопоиск

Музыка

Не можем не упомянуть саундтрек MacArthur Park Донны Саммер: чего только стоит сцена безумной свадьбы, превратившейся в карикатуру на типичный диснеевский мюзикл. Вся музыка идеально поддерживает мрачную и сумасшедшую атмосферу фильма. Ретрохиты тут переплетаются с композиторской работой Дэнни Эльфмана, которая воссоздаёт вайб комедии 1988 года.

Отсылки

Вторая часть «Битлджуса» — это чёрный юмор и характерная ирония Бёртона. Фильм пропитан отсылками, пародиями и карикатурами. Тут есть всё: смех над «Диснеем» с его музыкальными номерами, ребёнок-монстр Битлджуса, словно списанный с «Чужого», карманная «Дюна» с огромным песчаным червём, отсылки на ТВ-шоу Soul Train и куча всего другого. Сюжет и визуал фильма усеян стебом над американской поп-культурой, он складывается в одну большую шутку обо всём массовом, паранормальном или потустороннем.

Тим Бёртон снова снял прекрасный хэллоуинский фильм: комедию-ужастик с бешеным и умалишённым монстрячьим миром. Здесь чем страшнее, тем смешнее, и наоборот. Казалось бы, когда франшизы возвращаются из небытия, то от этого не стоит ждать ничего хорошего. Но тут кто-то очень могущественный три раза повторил имя Битлджус и призвал того самого легендарного чёртика обратно в мир живых, из-за чего мы получили не бездушный фансервис с ноткой ностальгии, а классное и самобытное кино.