Русские комиксы: что вы могли пропустить?
Рассказываем об отличных сюжетах и необычных рисовках в одной из самых малоразвитых индустрий в России.
«Комиксы — это детские книжки» — примерно так об этом думает среднестатистический россиянин. Но на западе это огромный бизнес. И сейчас в России намечается подъем этой индустрии. Растет число не только комиксов, но и их читателей, магазинов и фестивалей. Достойные отечественные комиксы есть уже сейчас. И сегодня мы поговорим о девяти из них.
Самые первые комиксы в России
Изначально у нас были «лубки». Лубки — это такая традиционная русская гравюра на дереве, которая была популярна среди простого населения и часто использовалась как способ недорогого и доступного декора. Обычно на них изображались сцены исторического или бытового характера, русского фольклора. Это было одним детализированным изображением с большим количеством текста, описывающего происходящее. Лубки печатались многомиллионными тиражами вплоть до октябрьской революции, но пропали как самостоятельный продукт после.
Комиксы же пришли к нам из-за рубежа в конце XIX века. Мы их переводили, печатали, а те пользовались большой популярностью. Русские комиксы появляются немного позже, но продолжают сохранять детали лубков. Появляется многокадровое повествование, сопровождаемое текстом, часто юмористического содержания. Появляются различные журналы, такие как «Шут» и «Сатирикон», где активно публикуются карикатуры и комиксы. Одним из первых таких журналов был «Ералаш».
После Октябрьской революции...
Многие виды искусства устраняются, а комиксы с плакатами приобретают агитационный посыл. Меняются комиксы и внешне. От «лубковых» традиций отказываются, а покадрового повествования становится все меньше. Они заменяются сериями плакатов или «сравнительными» комиксами с идеалистическим подтекстом, и даже детские сюжеты интерпретируются под новые реалии. Однако, русское творчество продолжает развиваться, постепенно обрастая своими уникальными образами: рабочими, крестьянами, буржуазией, красноармейцами и другими.
Уже тогда отношение к комиксам в стране становилось несерьезным. Не только из-за могучего литературного пласта, но из-за банальной нехватки бумаги в СССР. Позже наступили годы идеологического прессинга и считалось, что подобное искусство чуждо советскому человеку. Тем не менее, продолжали существовать детские журналы с короткими комиксами: например, «Мурзилка». Постепенно начинали появляться «Крокодил» или «Смехач» с сатирой, расчитанной на более взрослую аудиторию. Придумывались собственные узнаваемые образы — та же Мурзилка или Макар Свирепый из журнала «Еж». Во время войны комиксы почти полностью заменяются на агитационные и пропагандирующие плакаты и листовки. В 1942 году выходит поэма Твардовского, в которой «Вася Теркин» был самым узнаваемым образом красноармейца, а зарисовки с ним высоко ценились, прежде всего — на фронте.
Первым «полноценным» комиксом в СССР стали «Необыкновенные приключения Пети Рыжика и его верных друзей Мика и Мука». Он выпускался в нескольких изданиях, а позже был собран в свое собственное издание. После этого было небольшое затишье, пока в конце 80-х годов не произошел резкий рост интереса к западной культуре.
В наше время
Сегодня в России есть комиксы абсолютно на любые темы: войны, социальные конфликты, приключения, фэнтези, музыка и так далее. Рынок растет, индустрия развивается. Издатели покупают лицензии и переводят зарубежные комиксы. Особенно популярна японская манга. Пик востребованности подобного искусства в России наступил с появлением фильмов Marvel — стала интересна оригинальная история полюбившихся супергероев.
Сейчас российская комикс-индустрия по развитию примерно на уровне США конца 30-х годов. Тогда у них появился «Супермен», и комиксы стали серьезным бизнесом: в журналы отправляли много заказов на рекламу, а тиражи резко возросли. У нас же нет такого хита, который потянул бы всю индустрию вперед.
На данный момент самой популярной отечественной комикс-студией является «Bubble». Она появилась в 2012 году и сейчас одновременно выпускает несколько линеек комиксов, некоторые из которых уже успели получить перезапуск, а другие и вовсе свою киновселенную. Так уж вышло, что в российской сериальной индустрии очень популярен стал криминальный жанр. «Ментовские» сериалы зародились в 90-х, а оформились в «нулевых», зародив в головах зрителей некий образ русского народного мстителя, идеального стража порядка, честного и неподкупного «супермента». Поэтому популярнейшим произведением у нас является комикс «Майор Гром» — про противостояние идейного полицейского и хладнокровного убийцы.
Но это то, что называется «массовым продуктом». Столь же массово у нас пытаются повторить зарубежную супергероику, которая просто не прорастает на русской почве. Но издательства здесь можно понять: затраты на производство комиксов действительно огромные, а супергероев любят и покупают. А вот что произойдет с неординарным, пусть и глубоким произведением — никто не знает. Поэтому многие авторы, которые не смогли заключить контракт с издательством, начинают выкладывать свои произведения в сеть. Только вот с вэб-комиксами вообще сложилась странная вещь: что попало в интернет – то никто больше не купит. Россия.
Мы приводим примеры тех редких глубоких и неординарных произведений, которые смогли добиться печатного издания. Некоторые из них переосмысливают исторических личностей или национальный фольклор.
«Шапочка»
Автор: Денис Калмыков
Это переосмысление классической «Красной шапочки» в хоррор-жанре голливудских масштабов, где все перевернулось с ног на голову, рассказывать о вторжении маленьких девочек в красных шапочках в сказочный мир и последующем геноциде. Серый Волк и Пиноккио — среди выживших. Они очутились на странном космическом корабле и их интересуют только два вопроса: «Как здесь выжить?» и «Как отсюда сбежать?». Поверьте, такой «Красной шапочки» вы еще не видели. Произведение насыщено отсылками и черным юмором. Визуальная составляющаяя порадует яркой, красочной рисовкой тушью и обилием дополнительных материалов. Из минусов: сюжет коротковат.
Автор фото: ЛитРес
Автор фото: ЛитРес
«Гимн для пионеров»
Автор: Александра Шевченко
Комикс сделан в жанре советского ретро-футуризма, визуальный стиль которого пропитан приглушенными, темными тонами и выполнен в манере карандашного рисунка. Рассказывает он нам историю одного космонавта, чей космический корабль разбивается на неизвестной и опасной планете. Напарники погибают, а ресурсы практически исчерпаны. Казалось бы, время опустить руки, но главный герой встречает выжившего, и теперь у них есть цель — добраться до маяка, с помощью которого они смогут связаться с «центром управления» и узнать, как им спастись. Но на самом деле эта история не про опасности жизни первооткрывателей, а про изучение своего внутреннего мира. Произведение напоминает, зачем и, главное, как вставать по утрам, несмотря ни на что. Под простым сюжетом и обычной историей чувствуется, как автор сама пытается разобраться с волнующими ее вопросами.
«Книга тела»
Автор: Юлия Никитина
Этот комикс — попытка осмыслить связь культуры и природы. Она о соединении ментального и телесного, о том, как связаны сознание и форма, в которую оно заключено. По большей части это «книга» о женском теле. Рисунки для книги сделаны кистью и тушью, а колорит в ней преимущественно состоит из красных, белых и черных тонов. Оформлено она в виде последовательности коротких историй. Текста здесь нет, но в данном случае он и не нужен. «Книга» условно поделена на две части, первая из которых рассказывает истории о мифологии телесности, а вторая — о столкновении с этим самым телесным. Это произведение называют одним из самых сложных, выпущенных издательством комиксов Live Bubble.
Автор фото: ЛитРес
Автор фото: ЛитРес
«Дешево и сердито: Выход в город»
Автор: Мария Протас
Этот комикс, наверное, самый популярный в этом списке. Получивший несколько тиражей бестселлер рассказывает о 17-летнем парне по имени Дид. В очередной раз поссорившись с родными, он решает уйти из дома и начать новую жизнь. Путешествие в большой город, опасности, ночёвки на улице и сложности выбора в сеттинге современной России. История отличается особой реалистичностью и делает акцент на чувствах героев. Читатели отдельно отмечают атмосферную рисовку, отличный, в меру детализированный визуальный стиль и отдельные шрифты у реплик каждого персонажа. Авторский слог прост и понятен, но диалоги не отличаются особой глубиной. Впрочем, это и не важно, когда произведение по-настоящему уютное.
«Раскольников»
Автор: Владислав Погадаев
Мир – это многообразие бетонных муравейников, в которых обитают сломленные люди. Они не живут, а существуют: без идеалов, сил и надежд. Это беспросветная и лишенная надежды история. Мрачная, жестокая и иногда омерзительно липкая. Визуальный стиль можно охарактеризовать похожим образом. В этом мире можно встретить и таинственного парня Раскольникова. Как и все, он навечно заперт в безысходной реальности и не верит в сказки. Вот только нечто мистическое всё чаще начинает преследовать героя, заставляя обратить на себя внимание и, может быть, стать его частью. Спальный район, затхлые бетонные многоэтажки, боди-хоррор — любителям такого точно стоит оценить этот комикс.
Автор фото: ЛитРес
Автор фото: Литрес
Собакистан
Автор: Виталий Терлецкий и Катя
Комикс повествует нам о Собакистане — тоталитарной социалистической республике населенной антропоморфными животными. Страна долгое время жила в изоляции, пока товарищ Дружок, местный лидер, не решил познакомить Собакистан с остальным миром. Он пригласил на пышную репетицию своих похорон глав других государств. Вместе с гостями прибыл и Анри Паскаль, лягушка-журналист из Франции. С его приездом благополучный на первый взгляд мир республики начинает рушиться. История рассказывается от лица нескольких персонажей и подается всего в нескольких днях. Рисунок яркий и красочный, но выдающимся его назвать нельзя. Впрочем, функцию он свою выполняет хорошо, создавая когнетивный диссонанс от контраста между детскими изображениями и их невеселым наполнением. Автор заявляет, что все совпадения с реальным миром случайны.
Кстати, «Собакистан» имеет несколько томов. Но прочитать их можно отдельно друг от друга и в любой последовательности. Последний из них — «Собакистан. Процесс» рассказывает о Ханни Свит Лав — молодом и амбициозном адвокате, защищающую в абсурдном судебном режиме пожилую собаку. Законы меняются на ходу, а вместо присяжных — псы режима.
«ШУВ»
Автор: Ольга Лаврентьева
«ШУВ» — один из самых необычных русских комиксов. По жанру, как заявлено на обложке, это «готический детектив», хотя во многом произведение схоже с мрачной сказкой, рассказывающей про детей 90-х. Это серьезная история, выполненная в черно-белых тонах. Рисунок в ней пусть и своеобразный, но отлично гармонирует с общим нарративом. Сюжет разворачивается вокруг брата и сестры, играющих на даче в свои странные, мрачные игры. Внезапно они узнают, что один из соседей совершил самоубийство, тогда дети решают разобраться, а точно ли все было так, как выглядит? Эта жутковатая история впитала в себя характерные черты девяностых: военные конфликты, боевики по ТВ, теракты в новостях. Нуарный и отчасти фантастический детектив лишен классических для жанра улик и традиционных методов расследования. Здесь их замещают слухи и сила воображения.
«Театр Отчаявшихся»
Автор: Евгений Гришковец
Вот вам еще один комикс «не для всех», хотя на самом деле «Театру» больше подходят определения «иллюстрированная история» или «графический спектакль». Это веб-произведение из нескольких самостоятельных историй, происходящих в одном мире, но почти не связанных между собой. Персонажи кочуют, местами их сюжеты перекликаются. Весь рисунок сделан в черной-белых тонах, а текст написан от руки. Именно стиль написания зачастую несет дополнительные смыслы. «Театр Отчаявшихся» это циничные истории, ставящие читателя перед непростыми вопросами и суровой правдой жизни.
Автор фото: ЛитРес
Автор фото: ЛитРес
«Сказки Гамаюн»
Автор: Александр Уткин
Заключает наш список еще одно произведение, основанное на русском фольклоре. По сюжету Василиса Прекрасная знакомится с Бабой-ягой, а судьбы Царевны-воительницы и Ивана-царевича пересекаются благодаря золотым яблокам. Автор связывает русские сказки так, будто они происходят в одном мире, иногда даже параллельно друг другу, а связывает истории Гамаюн — птица с девичьим лицом. Знакомые сюжеты тут обретают цельность и связность: главный герой одной истории может забежать на пару кадров в другую. Произведение насчитывает два тома, но читать можно в любом порядке. А отдельного внимания заслуживает уникальный визуальный стиль автора — в нем присутствует сочетание и восточных, и западных, и русских элементов. Сам автор признавался, что во многом вдохновлялся шедеврами Миядзаки, серией «Хеллбой» и классическими сказочными иллюстрациями Билибина.
Популярное
Игорь Чехов о резком похудении и победителе проекта «Звезды в джунглях»
В эксклюзивном интервью для GALA комик приоткрывает небольшой секретик.
Сериал «Преступление и наказание»: плевок в лицо всем, кто ждал премьеры
Рецензируем провалившийся претенциозный проект, который выбесил зрителей еще до своего выхода.
Сериал «Трасса»: кошмар в ярких красках
Премьерные серии не пугают, а шокируют мрачной реалистичностью.
«Один день в Стамбуле» — о чём ещё могут говорить эти мужчины
Мы сходили на премьерный показ. И кино нам сначала не понравилось. А потом как понравилось!