Павел Хайаюк/GALA

Автор фото: Павел Хайаюк/GALA

Автор материала: Дарья Малиновская

Самые яркие инсталляции с новой выставки в каморах двора Присутственных мест

Рассказываем о пяти экспозициях с арт-показа «Калейдоскоп».

Во дворе Присутственных мест Казанского кремля начала работу выставка «Калейдоскоп». В экспозицию вошли работы девяти художников – финалистов open call музея-заповедника. Каждая инсталляция является переосмыслением классических татарских сказок через призму современных творческих подходов. Работа выставки началась с кураторской экскурсии Елизаветы Козыревой, на которой спикер рассказала о том, какие предметы, логические цепочки и символы спрятаны в произведениях. Предлагаем подборку пяти главных работ, которые вы точно должны увидеть на этой инсталляции.

«Шурман Шуралеевич» (Дима Шленкин)

Художник-скульптор Дима Шленкин из Казани представил на выставке представителя лесного народа «Шурмана Шуралеевича» – четырехметрового великана, олицетворяющего «дипломата», цель которого – наладить связь между людьми и лесным народом. Яркие глаза Шурмана – его зеркало души, своеобразный почерк автора, который стремится оживить свои скульптуры.

Некоторым Шленкин знаком по самовольным установкам «Сильверменов» в городских парках, которые начинались как социальный эксперимент. В своей новой инсталляции, расположившейся в стенах Казанского кремля, художник стремился передать важность взаимопонимания и сотрудничества между разными группами, а также значение доброты и уважения к различным культурам и традициям.

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

«Су Анасы» (Тимур Микулишна)

Инсталляция «Су Анасы» — синергия древних татарских легенд, сказок и современного искусства. Работа раскрывает новые грани культурного наследия региона и вдохновляет на размышления о вечных ценностях и человеческих качествах. По преданию, Су Анасы живет в реках, озерах и колодцах, охраняя их и следя за чистотой воды. Она может быть как доброй и помогать людям, так и гневной, если кто-то загрязняет воду или нарушает покой водоема. Именно поэтому художник Тимур Микулишна вместо лица мифического существа установил зеркало, чтобы каждый человек чувствовал настроение татарской русалки через призму своих отношений с природой.

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

«Главное — глубоко не нырять!» (Руслан Гилазов)

Существует легенда, что крыша театра Камала — водная горка-бассейн. Для автора Руслана Гилазова эта легенда — не просто фантазия о том, каким мог бы быть театр под водой, но и метафора о том, что иногда нужно смотреть на вещи не только снаружи, но и задумываться о смысле, мечтать и погружаться в мир фантазий. Экспозиция «Главное — глубоко не нырять!» — воплощение бунтующего против общепринятых правил Contemporary Art искусства, где главенствует отказ от формы в пользу самой концепции и идеи. Включив воображение, в каморе каждый может увидеть нечто свое, и чем дольше смотреть, тем больше смыслов может открыться.

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

«Культурный слой» (арт-группа «Замороженная конина»)

Во время реставрации башни Сююмбике в Казанском кремле были обнаружены различные биоморфные скопления, которые, как оказалось, и повлияли на наклон башни. Некие зеленые нитевидные ответвления неизвестного происхождения проросли через весь фундамент. Эти ответвления проходят под землей словно грибница, тянутся к другим историческим зданиям и уходят в глубину на несколько метров.

В экспозиции комнаты авторы арт-группы «Замороженная конина» представили целый комплекс этого «существа». Считается, что данное вещество обладает разумным ядром, так как реагирует на контакт с людьми, их эмоции и голоса. И каждый год эта грибница расширяется и эволюционирует вместе с городом, изучая его жителей.

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA

«Эхо Татарстана» (Я-Лиза)

На создание работы художницу вдохновили исследования археологами стен Кремля в начале ХХІ века, когда они обнаружили небольшое отверстие в одной из стен. Внутри были изображены различные символы, напоминающие смешение старотатарского и древнерусского языков, смысл которых так и не удалось разгадать по сей день.

Своей работой «Эхо Татарстана» художница Я-Лиза посылает нам важное, но не новое сообщение. Автор призывает зрителя задуматься о культурном многообразии нашего региона, подчеркивая важность сохранения языков. Казанский арт-деятель изобразила забытый язык в необычном виде, соединив знакомые буквы с неизвестными символами.

Автор фото: Павел Хацаюк/GALA