Архив

Автор фото: Архив

Автор материала: Любомир Ковырушин

Какова судьба памятников архитектуры в Ново-Татарской слободе?

Посетили лекцию Айрата Файзрахманова и узнали, что предлагают сделать с историческим пространством в условиях развития «Новой Портовой».

Ново-Татарская слобода теперь известна как «Новая Портовая», и на нее у города много планов. Айрат Файзрахманов — кандидат исторических наук и заместитель председателя Всемирного форума татарской молодежи, а также автор экскурсионного маршрута по мечетям «Казань глазами инженера». В этот раз он популяризирует татарскую историю в галерее БИЗON — на лекции, посвященной наследию Ново-Татарской слободы. Посвящена она памятникам архитектуры на этой территории и их «реинкарнации».

Урта-таш (Белая мечеть)

Основана она была еще в 1801 году купцом Габдрахимом Урнашбаши на месте предыдущей деревянной мечети, которая была первой в слободе. Урта-таш можно назвать старейшей из сохранившихся мечетей в Казани. В 1904—1917 годах имам-хатыбом мечети был видный религиозный и общественный деятель, педагог, заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман и редактор журнала «Исламский сборник» Кашшафутдин Тарзиманов. А в 1916 году к приходу мечети относилось целых 900 человек. Но вот в советское время здание превратили в школу для девочек, а позже в цех меховой фабрики. Минарет тогда был срезан. С 2004 года здание было возвращено верующим. А сейчас его собираются отреставрировать.

Автор фото: архив

Иске-таш (Старокаменная мечеть)

Основана в 1802 году купцом Утямышевым на месте предполагаемого захоронения воинов-защитников Казани 1552 года. Могила была отмечена большим старым камнем — отсюда и название. Это была самая большая мусульманская община города того времени, в ней числились 1200 мужчин. Имамы в XIX столетии были из рода Амирхан (ханского рода), здесь рядом располагался их дом. В нем родился и жил историк Хусаин Амирхан, а также писатель и политик Фатих Амирхан. При мечети существовало медресе «Амирхания». В советское время там находился тарный цех. Позже здание использовалось как госпиталь и даже как художественная школа. Реставрация этой мечети уже завершена.

Автор фото:архив

Алая мечеть

Основана в 1808 году купцом Мусой Апанаевым в честь умершей дочери Зубайды. В 1906 году кардинально перестроена, приобрела современный вид. Попечителями мечети являлись богатые купеческие династии: Апанаевых, Якуповых, Галеевых. Муллами становились авторитетные имамы: из рода Муртазиных, Абдулбадиговых, Галеевых (брат Галимджана Баруди), последним имамом был религиозный поэт Мухаммад Иманкулов. При мечети действовало авторитетное в крае «Якуповское медресе» (основал купец Якуп Козлов), представлявшее целый комплекс зданий. Раньше, до «Точмаша», отсюда шла дорога на кладбище — именно тут несли в 1913 году тело Тукая. Сейчас проход закрыт. В советское время здание служило складскими помещениями меховой фабрики.

Автор фото: архив

Дом Якуба Козлова

Закрытый сайдингом и по большей части скрытый от глаз дом прочно вошел в топонимику Ново-Татарской слободы. После революции здесь располагалась школа рабочей молодежи, потом школа № 40, затем автошкола. Ну а до этого жил владелец кожевенных производств Козлов — меценат, на чьи деньги, в частности, жила Алая мечеть. Известно, что на этой же улице во время Первой мировой жили польские татары с дивными фамилиями — Резвановичи, Хасановичи, Богдановичи. Само здание было построено в третьей четверти XIX века.

Автор фото: архив


Автор фото: архив

Вот что предлагает сделать Файзрахманов для возрождения пространства Ново-Татарской слободы:

- Создать пешеходную и велосипедную связь между Старо-Татарской, Плетенёвской (чтобы зацепить Азимовскую мечеть) и Ново-Татарской слободой, вплоть до Татарского кладбища, образовав там туристический маршрут. А по улице Фатхуллина сделать бульварную зону с использованием сохранившихся деревянных домов в качестве аналога «131 квартала» Иркутска;

- Придать кладбищу Ново-Татарской слободы мемориальный статус, образовав там музей эпитафий и камнерезного искусства с экспозицией под открытом небом;

- Восстановить Белую мечеть, наделив её функциями открытого исламского культурно-просветительского центра;

- Превратить дом Мазута в дом Нефти. Для жителей Казани, несмотря на нефтяной статус республики, тема нефти практически не известна. Наличие музея-центра, связанного с Татнефтью, смогло бы восполнить данный пробел;

- Выделить часть открытой асфальтной площадки на территории бывшей меховой фабрики под роллердром. Любителей кататься на роликах здесь можно часто заметить по вечерам в теплое время года.