GALA

Автор фото: GALA

Автор материала: Любомир Ковырушин

Фабрика по производству звезд: как живет казанская школа рока The Road

В честь Дня рок-н-ролла публикуем интервью с основателем самой первой открывшейся в России профессиональной рок-школы.

Музыка. Му-зы-ка. Само слово звучит мелодично, не правда ли? Наверняка и вам когда-нибудь хотелось овладеть каким-либо инструментом. Возможно, вы уже встречались с примерами людей, чью любовь к музыке отбило именно обучение ей в музыкальной школе — либо вы и есть этот человек. Действительно, уроки сольфеджио выдержать дано не всем.

В школе рока побывали группы «Воскресение», «АнимациЯ», «Кино», «Крематорий», «Пилот», «Ва-Банкъ», «Мистер Твистер» и многие другие. Все они оставили свои росписи и пожелания на фотопортретах. Кубков с наградами здесь действительно много. Одного шкафа не хватает. Таких нужно восемь. Рок-школа часто устраивает мероприятия с приезжающими музыкантами. Они выступали на одной сцене с «Кино» и с группой «Воскресение».

Рядом со стендом с кубками фотография группы «Воздушная кукуруза». Она сейчас «образцовый коллектив Республики Татарстан». Таким званием награждает министерство культуры РТ за заслуги в культурном ремесле. Ребятам из группы всего по 13—14 лет.

Также рок-школа сотрудничает с другими музыкальными коллективами города. Иногда они дают концерт вместе с нашим местным оркестром La Primavera. Однажды к ним приехал соло-гитарист группы «Кино» Юрий Каспарян. Сегодня День рок-н-ролла, и мы решили узнать, как живет школа, чья цель — воспитание в человеке любви к музыке и умения получать от нее настоящее удовольствие. Об этом мы поговорили с основателем школы Айратом Яруллиным.

Автор фото: личный архив Айрата Яруллина

- Почему люди идут в рок-школу, а не в классические музыкальные заведения?

- А вы сами учились в музыкальной школе? Вы можете спросить любого выпускника о том, пошли они туда сами или их привели родители. Если сказать ребенку, что завтра он пойдет в музыкальную школу учиться на фортепиано, то большинство детей ответят:  «Зачем?» А вот если предложить ребенку: «Хочешь завтра пойти учиться играть на барабанах?» — эффект будет противоположный. Школу рока дети выбирают, потому что знают, что они будут играть ту музыку, которую они слушают и любят, и будут играть на том инструменте, который им нравится. Дети зачастую не понимают, зачем учиться на скрипке. Они лишь чувствуют, что это нечто грустное, скрипучее и долгое. А барабаны — это весело. Подростки редко слушают классическую музыку. Они слушают Nirvana, Red Hot Chili Peppers. А когда узнают, что могут еще и сами сыграть любимые мелодии, то конечно же бегут в рок-школу. Плюс на этих инструментах мало кто учит. Найти хорошего преподавателя по гитаре или по барабанам практически невозможно. Это очень трудно. И когда мы в 2009 году открывали школу рока, умные люди об этом и спрашивали: «А где вы найдете преподавателей?» Но мы нашли. И мы гордимся ими, ведь они показывают большие результаты. Например, даже в этом году на самом главном барабанном конкурсе в России и СНГ «Ударная волна» в Санкт-Петербурге четыре ученика нашей школы заняли первые места в разных номинациях. Всего их поехало пятеро. И ведь там международное жюри! А участников несколько тысяч. Это говорит о том, что мы на правильном пути.

- Я так понял, по большей части к вам записываются дети?

- Нет, взрослых тоже много.

- А какое соотношение?

- 50 на 50. Другое дело, что дети чаще ездят на конкурсы и фестивали. У взрослых семья, работа.

- Какие у вас требования к преподавателям?

- Как правило, у них практически у всех высшее профессиональное образование. В этом моя гордость. Подобрать преподавателя, который имеет специальное образование, — это тяжело. У нас преподаватели из консерватории, из музыкального училища, из института культуры. Рафаэль Ильдарович, наш барабанщик, — один из лучших в Казани. Наши преподаватели — это не только те, кто получил образование, но и те, кто играет часами в коллективах. Высшие учебные заведения дают еще такой предмет, как педагогика. Люди очень разные, и к ним нужен свой подход. Здесь нужно понимать, чего человек хочет вообще, зачем он пришел в школу рока. Здесь нужно быть педагогом и психологом. За 15 лет руководства в этой школе я понял, что самое ценное здесь — это преподаватели. Которые могут не только играть на инструменте, но и работать с учеником. Понять, какую музыку он слушает, почему она ему нравится.

- С каким запросом люди приходят на обучение в рок-школу?

- Взрослые, приходя сюда, ставят немного другие цели. Чаще они пытаются реализовать свои детские или подростковые мечты, когда хотели освоить инструмент и выступать на сцене. Дети приходят, потому что любят музыку. Они чувствуют в себе талант. Они поют, сочиняют и хотят свою рок-группу, но не знают, как реализовать себя.

- Как обычно проходят занятия? Не только индивидуально, но, наверное, и в группе?

- Нет, отличие именно нашей школы рока от других школ в том, что мы подходим только индивидуально. Нельзя сажать рядом на одном занятии пятилетнего ребенка, десятилетнего и рядом 35-летнего дядю. Ни в коем случае. Не получится преподавать со всеми на одном языке. Взрослый любит Муслима Магомаева, подростки — Nirvanа, а пятилетний — «Смешариков». У нас никогда не было групповых занятий. Я понимаю, что для школы выгоднее провести часовой урок для двадцати учеников одновременно, но результатов от этого не будет. И в этом наш принципиальный подход к обучению – с каждым учеником работать только индивидуально, учитывая его музыкальные пристрастия, способности.

- А как часто ученики приходят на занятия?

- У нас преподаватели встречаются с учениками дважды в неделю по 45 минут, а группы репетируют два раза в неделю по два часа

- Можно ли прийти с нулевым опытом?

- Мы стараемся брать именно таких. Мы очень любим, когда приходят без музыкального образования. Они очень искренние, они «с чистого листа», они просто любят музыку. А после музыкальной школы люди приходят немного другие, с иным отношением к творчеству.

- А сколько времени потребуется, чтобы дойти до среднего уровня?

- Три года. У нас есть план обучения на три года. В наших  программах четко расписано, что если человек приходит к нам в сентябре, то через три года он должен сыграть получасовую программу перед комиссией. На выпускной экзамен мы приглашаем лучших казанских рок-музыкантов. Вокалист обязан спеть пять песен, гитарист сыграть пять пьес, барабанщик — пять композиций. И все — разных жанров.

- У вас собираются музыкальные коллективы из учеников самой школы?

- Да, у нас всегда в школе примерно 10 рок-групп. Туда попадают дети или взрослые примерно одного возраста, а также любящие примерно один стиль музыки. Не все сразу могут найти общий язык. Нет такого, чтобы человек привел друга, и вот он играет на клавишах. Отбор идет тщательный. Мы проводим зачеты и экзамены, приглядываемся к детям. Потом собираемся здесь с родителями и предлагаем создать группу. Мы судим по уровню, по общему возрасту и вкусу на музыку. Факторов большое количество. Но если создается рок-группа и держится год, два, три и даже больше, то для нас это большая гордость.

- Чему учат коллектив?

- Они репетируют два раза в неделю по два часа. Приходит группа и репетирует вместе с руководителем. Тот должен фактически играть на всем. Условно, приходит солистка, ей понравилась песня, очень хочет ее сыграть. Если группа не возражает против этой песни, то дальше мы советуемся с преподавателем по вокалу. Может ли вокалистка спеть это, будет ли ей это удобно. Наша задача не в том, чтобы взять все подряд, а в том, чтобы это выигрышно звучало, в том, чтобы это нравилось человеку. Если он не справляется с этой песней, тогда нужно брать другую. И вот так идет довольно долгая профессиональная работа по подбору материала, по подбору самих участников. Ну и самое важное — чтобы они выступали, участвовали в фестивалях и конкурсах.

Автор фото: GALA

- Вы помогаете устраивать им свои собственные концерты?

- Да, естественно. Иногда приезжают музыканты с выступлением в Казань. Они спрашивают, есть ли у нас какой-нибудь коллектив, подходящий по стилистике, чтобы выступить на разогреве. Где-то на разогреве, где-то в заведении на аккомпанементе вечера.

- Есть ли у вас примеры учеников, которые добились некоторой популярности?

- Да почти во всех казанских рок-группах играют наши ученики и выпускники. Если брать преподавателей, то практически весь состав группы «Мураками» были нашими преподавателями, чем мы очень гордимся. Начиная от Диляры Вагаповой, заканчивая клавишником, который учился в нашей школе рока. Но в основном наши музыканты вливаются в другие коллективы. Кто-то вместе с преподавателями начинает играть в одной группе.

- То есть вы обучаете не только рок-музыке?

- Самые близкие направления — это рок и джаз. А вообще всему, к чему есть запрос.

- Рок-школа устраивает свои мероприятия?

- Да: мастер-классы, экзамены в форме концертов. Группы часто ездят на фестивали. «Волга-Волга», «Дикая мята». Мы организуем цикл концертов. Недавно ездили по госпиталям по городам России с циклом концертов «Сила в правде»: были в Москве, Самаре, Нижнем Новгороде. Иногда приезжает музыкант или именитая группа, с которыми мы организуем встречи с детьми. Он делится своим опытом, это такой же образовательный процесс. Есть фестивальная программа, конкурсная.

- У вас есть занятия по звукорежиссуре и сценическому мастерству. Чему вы там обучаете?

- Да, звукорежиссуру преподает Игорь Сиденко, он также учит в институте культуры. Если человек хочет записать свою песню, преподаватель объясняет, как работать в программе, происходит освоение процесса звукозаписи. А после записи звук нужно еще и обработать, сделать мастеринг. То есть человек обучается всему процессу от того, как придумал песню, до того момента, когда ее уже готовую можно выпускать, отдавать в тираж. Многие люди дома для себя герои. А когда выходят на сцену, у них все застыло, слова забывают. Преподаватели из института культуры приходят и учат, как наработать сценический опыт, как хорошо чувствовать себя на сцене, как психологически отвлекаться, как выстраивать «стенки» или, наоборот, разрушать их, как общаться со зрителями.

- То есть это не про сальто с гитарой?

- Почему же? Это тоже есть, если человек к этому готов. Это должно быть очень естественно. Приходят артисты театров, помогают, вникают в этот процесс. Это очень важно. Потому что «мертвые» рок-музыканты на сцене не будут иметь эффекта.

- Какую изначальную цель перед собой ставила рок-школа?

- Когда я открывал эту школу рока, я был директором классической музыкальной школы. Я часто видел, что к нам приходят люди, которые хотят учиться на других инструментах. Поэтому мы решили открыть еще одно учебное заведение, где учат играть на совершенно других инструментах. У нас и девиз самой школы «Учим играть рок». Потому у меня и возникло желание открыть учебное заведение, в котором будет дана возможность разным людям, взрослым, детям и подросткам, учиться электрогитаре, бас-гитаре. Ведь нигде этому не учат. А это великие инструменты. В обычной музыкальной школе вас не будут учить играть как Queen, а у нас — запросто!

- Вы не мешаете соседям, когда громко играете?

- Нет, никогда. У нас отдельно стоящее здание. Жалоб, к счастью, никогда не было. У нас здесь хорошая звукоизоляция. Но окна мы стараемся особо не открывать. Правда, по другой причине — с улицы идет много посторонних шумов.

Автор фото: GALA

Автор фото: GALA

- Какие занятия наиболее популярны?

- На барабанах. Барабаны и электрогитара — это то, что все хотят попробовать.

- Проводите ли занятия по диджеингу? Было ли в планах?

- Да, мы одно время пробовали проводить такие занятия. Но все-таки немного специфический предмет. У нас было бы много желающих. Наверное, все же когда-нибудь придем к этому, потому что продолжают периодически подходить, спрашивать. Это как с битбоксом. Мы битбокс тоже очень любим и даже начинали проводить занятия, но найти в Казани хорошего преподавателя — очень трудно. Очень трудно найти такого преподавателя, который окончил бы высшее учебное заведение и при этом был шикарным диджеем и умел передавать ученикам свой опыт.

По губной гармошке мы тоже пробовали давать уроки. И не то чтобы нет хороших специалистов. Тяжело найти именно преподавателя. Человек может показать один-два урока — и всё. А ведь нужно выстраивать программу хотя бы на год. Очень трудно найти человека, который может выстроить хорошее стабильное обучение. По звукорежиссуре мы нашли. По другим предметам — стараемся.

- Как именно вы связаны с роком? С чего началась ваша музыкальная история?

- Я окончил музыкальную школу, училище и консерваторию как профессиональный пианист и дирижер. В молодости играл в рок-группе на клавишах. Потом стал директором музыкальной школы. И в 2009 году открыл это место.

- Вы уже организовывали какие-нибудь совместные мероприятия, например по обмену опытом или конкурсы с аналогичными рок-школами из других городов или из-за рубежа?

- Это мы делаем. С зарубежными школами получилось только по переписке. Но мы делаем совместные мероприятия с питерскими, с московскими школами. Мы очень тесно сотрудничаем. У всех свои проблемы, и мы делимся друг с другом опытом их решения. Вот недавно приезжала питерская школа, у них басист заболел, они у нас попросили ученика на выступление в Чебоксарах.

- Вы можете описать, как изменилась рок-музыка за последние годы? Может, появились какие-то тренды?

- Рок-музыка очень здорово развивается. Много новых команд, много талантливых людей. Самое интересное, что многие из них откликаются и приходят к нам в школу на мероприятия. Недавно учащиеся нашей школы встречались с группами «Чайф»,  «Кипелов», «Воскресение», «Черный обелиск». Я иногда удивляюсь, как некоторые ученики после встречи с ними начинают брать их песни на разучивание. Очень много, особенно среди инди-рок-групп.

- Каким будет рок через 10 лет?

- Живым.