Ирина Звездина/GALA

Автор фото: Ирина Звездина/GALA

Автор материала: Денис Фокин

Авиастроительная: стильное подземелье или провинциальный шик?

Запускаем рубрику, в которой вместе с дизайнерами разбираем по кирпичикам оформление станций казанского метро.

Если не все, то почти все знают историю казанской подземки, но мы напомним. О строительстве метро в нашем городе впервые заговорили в прошлом столетии. С 1930-х годов пролетарии мечтали запустить современный транспорт в городе, но начало войны отсрочило эти планы. Да и партия официально не давала добро — на то время в Казани проживали до полумиллиона человек, а метро «даровали» только городам-миллионникам. В 1979 году город с рождением миллионного жителя стал официально мегаполисом, и строительство метрополитена снова вернули в повестку, а первый проложенный участок был открыт для пассажиров 27 августа 2005 года, в день тысячелетия Казани. Это были 5 станций — «Кремлёвская», «Площадь Тукая», «Суконная слобода», «Аметьево» и «Горки». Метрополитен не пользовался популярностью — ежедневно под землю спускалось не более 20 тысяч пассажиров. Всё потому, что первые три станции находятся в условных границах центра и пройти этот маршрут можно за час быстрым шагом, а две другие в районах, которые на то время только начинали плотно застраиваться - жителей там было не так чтобы много. 

О, что это были за времена! Новенькое метро, в котором зимой тепло, а летом прохладно, радовало своей чистотой и пустынностью. Только представьте — там, наверху, битком набитые «пазики» и «газельки» (в то время бывшие самым популярным видом транспорта), а внизу всегда пустые вагоны метро и специфический запах просмоленных шпал. Этот аромат долгие годы держался в казанской подземке, а сами вагоны казались по сравнению с московскими очень современными и не истоптанными тысячами ног пассажиров. 

Те, кто постоянно передвигается на метро, вспоминают буквально тёмные времена подземки — говорят, что раньше в целях экономии на каждой платформе были вкручены только несколько лампочек, тускло освещая центр и углы; сейчас же казанское метро светится от счастья, лампочек и внимания, а пассажиропоток растёт. За весь 2023 год казанский метрополитен перевёз 35,5 миллиона человек; с января по август 2024 года метро Казани уже успело перевезти 26,3 миллиона пассажиров, а это на 15% больше, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. Чтобы вы понимали, при постоянном населении, по данным службы государственной статистики, более чем 1,3 миллиона человек каждый будний день в метро спускаются около 130 тысяч пассажиров, а в выходные и праздничные дни поток, конечно, увеличивается. 

Для жителей столицы Татарстана вид казанской подземки стал привычным — в этом году первой открытой станции исполнилось 19 лет, а за это время хочешь не хочешь, но глаз привыкает и «замыливается». Нам уже не кажется внешний вид станций кричащим, вызывающим или слишком вычурным. Поэтому мы попросили помощь зала и взгляд со стороны.

Дизайн казанских станций метро вместе с нами оценивают учредители международной студии дизайна INGRESSO. В числе заметных проектов компании - интерьер в детском бутике «Ole! Twice» в легендарном ЦДМ на Лубянке в Москве, в столичных ЖК «Грин Парк», Tophills, «Синатра» и другие работы, за которые наши собеседницы были отмечены профессиональным сообществом.

Екатерина Астафьева (Россия). Закончила КГАСУ, архитектор-градостроитель. Проектировала жилой комплекс на Федосеевской улице и «Neo готика» в Казани. С 2009 по 2014 годы занималась олимпийскими объектами в Сочи, за что была удостоена награды.

Автор фото: личный архив архитектора

Валерия Хуснутдинова (Италия). Закончила КГАСУ, факультет «Дизайн архитектурной среды». Среди заметных работ проекты в Казани, Москве, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Краснодаре, Ульяновске. В работе руководствуется принципами экологичности и безопасности. 

Автор фото: личный архив дизайнера

Автор фото: Ирина Звездина/GALA

Валерия: Казань — это индустриально развитый город. Для такого важного города сделать подобный дизайн станции метро — великолепная идея. Этот богатый глубокий цвет стен, его элегантность должны подчёркивать гранитные полы. Но они визуально обедняют этот стиль, не поддерживают, не играют со всей концепцией, будто две части разных опер. Ощущение, что платформу просто вписали в концепцию из другого проекта, она выглядит как-то сиротливо.

Автор фото: Ирина Звездина/GALA

Валерия: В дизайне станции считывается идея взлётной полосы: светлая центральная часть, огни по бокам и на потолке. Это красиво — тёмный синий цвет, уходящий в бока, подчёркивает светлую часть. То есть я вижу, что заложили идею, связанную с названием станции. И детали здесь интересные — светильники инженерные. Но мне кажется, что нижнюю часть, пол-платформу, где люди стоят, не проработали, не дотянули до этой концепции. А идея хорошая, в лучших традициях метро Советского Союза, которое считается очень крутым. 

Автор фото: Ирина Звездина/GALA

Валерия: Здесь есть скамейки, заложены розетки для подзарядки гаджетов, но выглядит это всё относительно общей идеи недотянуто, как-то бедненько, но не дёшево: сами материалы станции качественные, но вот исполнение как будто не доходит до высочайшего уровня. 

Автор фото: Ирина Звездина/GALA

Екатерина: Много вопросов к оформлению пола на станции — его не доработали. Например, можно было оформить его яркой LED-подсветкой, ограничивающей путь и обозначающей места, где можно и нельзя стоять в ожидании поезда. А вот эти люки, встроенные в пол! Никто даже не позаботился, чтобы  сделать это как-то более эстетично. Их же можно было сделать, например, тёмными на тёмной плитке либо как-то обыграть. 

Автор фото: Ирина Звездина/GALA

Екатерина: Очень плохо видно название станции, его сложно прочесть. На мой взгляд, весьма скудная навигация, ее вообще не видно, а она должна выделяться. Точнее, она есть над лавками по направлению путей, но нет перпендикулярных указателей, чтобы, идя по залу, можно было увидеть, с какой платформы и в какую сторону идёт поезд.

Автор фото: Ирина Звездина/GALA

Екатерина: Возможно, я придираюсь, но считаю, что можно было добавить лавочек со спинкой. А ещё мне как иногороднему человеку непонятно, в честь чего эта станция получила своё название — можно было бы лучше раскрыть тему, чтобы пассажиры-туристы узнавали историю.