Ирина Звездина/GALA

Автор фото: Ирина Звездина/GALA

Автор материала: Любомир Ковырушин

Архитектурные стили Казани: от барокко до сталинского ампира

Где их увидеть и как различать?

Границы между стилями в искусстве немного стёрты. В архитектуре отличать модерн от барокко и пилястры от лопаток гораздо проще. В Казани намешано много архитектурных стилей, и по ним легко можно научиться азам. Так что, если хотите удивить девушку на свидании или друзей на прогулке своими глубокими познаниями в архитектуре – эта статья для вас. Мы опустим тему массовой застройки и «хрущевок» – их вы определите и без нашей помощи. О том, где в Казани классицизм, а где эклектика, мы поговорили с архитектором Павлом Теняевым и архитектором-реставратором Альбиной Хайруллиной.

Барокко

Барокко пришло к нам в конце 18 века. Этот стиль – олицетворение пышности и торжественности. Он отличается изогнутыми линиями, витиеватыми узорами, обильным использованием статуй и кариатид (это статуи в виде женского образа, которые ставятся вместо колонн). Фасады зданий часто украшаются куполами и окнами с орнаментом. Особенно много в барокко растительной деталировки. А если вы заметите так называемую «ракушку» – можете смело доказывать другу, что перед вами здание именно в стиле барокко. В Казани ее можно увидеть на Петропавловском соборе или мечети Марджани.

В рядовых зданиях, которые строились для жилья, такой нарядности не было. В доме Чекмарева-Каменева по улице Карла Маркса стиль барокко выдают наличники (рамы вокруг окна) с «ушками», «полотенце» (элемент между окнами первого и второго этажа) и замковый камень (элемент посередине верхней части наличника) — все это характерные приемы барокко. Еще барокко отличается аттиковыми стенками («перила» сверху здания) и пилястрами (прямоугольные колонны, которые входят в сам фасад здания).

Кажется, с терминологией разобрались. Не так уж и сложно, да? Не пугайтесь, дальше будет проще.

Автор фото: Ирина Звездина/GALA

Классицизм

Классицизм приходит в начале 19 века – это простые геометрические формы, портики (как в доме Котелова), симметричная зеркальная композиция, цветовые решения всегда в светлых пастельных тонах. Здания в стиле классицизма обычно имеют четкие линии, гармоничные пропорции и строгие формы, призванные подчеркнуть благородство и элегантность.

К примеру, дом Чемезова – одно из самых ранних зданий классицизма в Казани, выдает себя за счет особой расстекловки с очень мелким членением окон (такое иногда называют «шоколадка»). Но подобное можно увидеть и в барокко. Впрочем, как и пилястры. А вот рустованные поверхности – прием именно классический. Рустовка – это способ отделки внешних стен в форме прямоугольных блоков, иногда расположенных наподобие кирпича в кладке.

Отличительными особенностями классицизма будут портик (выступающая часть с колоннами), как в доме Котелова, и треугольные фронтоны, как на третьем доме по улице Баумана. Отличным примером классической постройки также будет ансамбль КФУ. Здесь классицизм читается не только в архитектуре (тут вам и портик, и расстекловка «шоколадками», и рустовка на первом этаже, и наличник с сандриком – небольшим горизонтальным карнизом над оконным или дверным проемом), но также и в классической постановке зданий по оси симметрии. Кстати, крупные здания в тот период редко выстраивались единовременно, в структуре главного здания КФУ располагаются несколько более ранних, которые объединили в одно для размещения Императорского университета.

Автор фото: Ирина Звездина/GALA

Эклектика

В середине 19 века классицизм как стиль застройки перестал удовлетворять потребности людей: и социальные, и бытовые, и планировочные. Города росли, технологии менялись. Требовались крупные сооружения, промышленные здания, большие доходные дома. Появились новые типы зданий: железнодорожные станции, торговые (сейчас мы это называем центры) галереи, пассажи и так далее. Такие крупные здания уже не представлялось возможным строить в классическом стиле, а отмена альбомов с образцовыми постройками поспособствовала творческому развитию архитектуры, которое плавно перетекло к смешению ранее существовавших до этого стилей. Так появилась эклектика.

Когда мы говорим про эклектику, мы даже не можем четко обозначить, какие элементы ей присущи. Это смешение стилей во всех проявлениях: и готика, и ренессанс, и классицизм, и барокко. Такой вот архитектурный винегрет. Отличают его линии третьего порядка, которые описываются либо очень сложными формулами, либо не описываются математически вовсе.

К эклектическому стилю можно отнести здания на Федосеевской улице. Они сочетают в себе образы барокко, классические элементы и даже налет ренессанса за счет скульптур. Архитектура «сказка», замешанная на классических пропорциях, пышных формах и крайне богатом убранстве, пропитанная духом Будапешта, Австро-Венгерской империи. Однако в Будапеште все это сделано из гранита, а вот у нас – из бутафорского бетона и гипса. Это красиво, по крайней мере сейчас. Но этим объектам не так много лет, и то, как они будут выглядеть лет через 150 – большой вопрос. А ведь одна из важнейших задач архитектуры – красиво стареть.

Автор фото: Ирина Звездина/GALA

Хорошим примером эклектики также является дом Кекина на улице Горького. Готические детали здесь сопряжены с мавританским стилем, присущем Испании времен влияния на нее арабского халифата.

В эклектике здания начали выкладываться в кирпиче. До этого кирпичные здания, как правило, оштукатуривались – это было связано с плохой технологией его изготовления. Здание центрального вокзала как раз возведено в этот период. Также использовали элементы псевдорусского стиля в самой композиции здания, в частности, в его куполах. Подобное можно заметить в здании художественной школы по улице Карла Маркса.

Особенно выделяется на этом фоне дом Ушковой. Здесь добавляются балюстрады (перила из фигурных столбиков) и эркеры, характерные для модерна.

Наше время

Последовательным продолжением конструктивизма, но только в новых формах и с новыми материалами, стал модернизм. К ранним его проявлениям можно отнести здание Речного вокзала, Центральный универмаг и Театр Камала. Сейчас мы живем в эпоху изобилия архитектурных решений. И то, в каком стиле мы сейчас творим – смогут сказать только наши потомки.

Автор фото: Ирина Звездина/GALA

Отдельная благодарность экспертам, с которыми я имел удовольствие общаться на вышеизложенную тему – архитектору Павлу Теняеву и архитектору-реставратору Альбине Хайруллиной.

Модерн

Параллельно с эклектикой существовал модерн. К примеру, Дом Шамиля – это эклектика с модернистскими элементами. Модерн выражается в асимметричности здания. Здесь уже не использовались колонны или пилястры. Зато было много эркеров (многогранные выступы в стене здания), башен, балконов и лоджий. Строительные технологии уже позволяли делать широкопролетные оконные проемы. Были текучие плавные формы, линии, напоминающие растительные элементы.

Дом Воронкова – представитель пышного модерна. Здесь заметны плавные линии декоративных элементов под окнами. Очень нестандартная круглая расстекловка на углу здания. И фриз – фасадная керамика изумрудного цвета над и под окнами третьего этажа, которая характерна именно для модерна.

Дом Варвары Дружининой – тоже модерн. Пускай и деревянный. Об этом говорят вертикальные разноуровневые и широкопролетные окна.

Автор фото: Ирина Звездина/GALA

Конструктивизм

После революции пришел конструктивизм: простые геометрические объемы, отсутствие декоративных элементов, плоские отштукатуренные стены, широкие оконные проемы. Несмотря на подобную упрощенность, сами здания между собой очень сильно отличались – в зависимости от их функционала. Самый яркий пример – Дом печати на Баумана с ленточным остеклением и всеми вышеперечисленными особенностями.

При конструктивизме на внешнее оформление здания влияло именно его функциональное направление. И вот Мергасовский дом – жилое здание с интересной логикой. Угловые балконы, рамы в клеточку, все было нацелено на эргономику. Конструктивизм – просчет человека с точки зрения его удобств. В нем было много экспериментов, вплоть до того, что отказывались от кухонь в квартирах, чтобы сделать какую-то общую столовую в доме, как в домах-коммунах. Двухуровневые квартиры, хитрые планировки в стиле тетрис (когда часть одной квартиры нависала над другой) – смысл в том, что советские люди должны ходить на работу, кушать в столовой, заниматься творчеством, а дома просто спать. Поэтому появлялись такие дома-коммуны, где на первом этаже можно было оставить ребенка в детсаду, поесть на общей кухне, помыться в общих душевых, сходить на работу, преисполненным верой в коллективизм, и вернуться в свою небольшую квартиру – сугубо для сна.

Автор фото: Ирина Звездина/GALA

К сожалению, многие эти шедевры строились при плохих технических возможностях, на базе старых строительных технологий, но уже с новой архитектурной мыслью. Оттого небольшое количество произведений казанского конструктивизма дожило до наших дней.

В конце 30-х годов случился эпизод пост-конструктивизма. Тогда к предыдущей стилистике начал добавляться небольшой декор. В фасаде дома на Назарбаева, 35 можно увидеть, как начинают появляться определенные элементы во фризе и рустованные первые этажи. А в жилом доме полка НКВД – рустовка на углах и аттиковые стенки с пилястрами. Был даже советский неоклассицизм – в экстерьеры зданий возвращались полуколонны с балюстрадами, как в доме Татваленка на улице Татарстан.

Автор фото: Ирина Звездина/GALA

Сталинский ампир

После победы в войне появился очень пышный стиль архитектуры, который всем своим видом пытался показать, что мы – страна-победитель. Так появился сталинский ампир. По большей части здесь использовались приемы, присущие классицизму, где каждый элемент был гипертрофирован, укрупнен. Это должна была быть помпезная архитектура, отображающая праздничное, торжественное восприятие возможностей страны-победителя в ВОВ. Эти объекты больше всего сконцентрированы в Московском и Авиастроительном районах. К этому же периоду относится здание старого аэропорта, а также дом на Право-Булачной, 37, и седьмой и девятый дом на улице Пушкина.

Автор фото: Ирина Звездина/GALA