архив Светланы Брайловской

Автор фото: архив Светланы Брайловской

Автор материала: Валерия Ракова

Реклама — это целое искусство. Сегодня ее механизмы настолько сложные, что искусство превратилось в науку. Забавно смотреть на рекламные заголовки прошлого столетия, когда понятия «кликбейт» еще не существовало: как сделать бюст пышным, «смыть» грехи молодости и отрастить самые длинные усы на свете. Какой реклама была в дореволюционной Казани, рассказывает руководитель родословного бюро, генеалог и журналист Светлана Брайловская.

Усы до неба

В самом центре старой Казани, на углу Малой Проломной и Поперечно-Воскресенской улицы (ныне улицы Профсоюзная и Астрономическая) в 1855 году открылся один из самых успешных и популярных аптекарских магазинов нашего города, основателем которого был загадочный иностранец — Фердинанд Христианович Грахе, которого часто «по-доброму» называли Федей. В ассортименте Грахе были представлены различные помады для роста усов. На усачей и бородачей работала целая индустрия. 

Одним из ярких изобретений девятнадцатого века был мусташ-кап (чашка для обладателей пышных усов) — его придумал керамист Харви Адамс. По сути это обычная чашка, но с небольшой выемкой — неким «предохранителем», который не позволяет усам намокнуть. Для мужчин выпускали как кружки, так и чайные пары. 

Фото: архив Светланы Брайловской

Тем, у кого возникали проблемы с пышностью усов, рекламные заметки советовали пить «Перуин-Пето». Производители гарантировали колоссальный рост бороды: «Скоро разовьется пышная борода и роскошные щегольские усы, ну а волосы будут такими же пышными и кудрявыми, как у мужчин, изображенных в рекламе».

А если после шести недель применения этого волшебного средства мужчина обзаведется «щегольскими усами», то компания бренда обещала вручить пять тысяч датских марок. 

Но даже 200 лет назад можно было столкнуться с подделкой. Каждый товар «Перуин-Пето» сопровождался предостережением – остерегайтесь подделок. При случае покупки оригинального чудодейственного средства его должны были сопровождать парижская золотая медаль и аттестат изобретателя Пето.

Никаких лысин под шляпами!

Еще одно невероятное средство – волосораститель, который приводил русский народ в изумление. Это средство для избавления от лысины и перхоти: волосы снова вырастали и меньше выпадали. Все благодаря химику Брокману, который создал рецепт целительного средства.

Если же читатели не верили в чудесные свойства средства, то им предлагали его совершенно бесплатно. Говорят, пробные флаконы этого препарата творили чудеса уже при первом применении.

Фото: архив Светланы Брайловской

Эпиляция по старинке

Что же было делать тем, у кого волос было слишком много? Правильно — удалить их. В то время еще не изобрели лазер, а станки для бритья не обещали долговечного результата по понятным причинам. В то время на страницах газет была такая реклама: «Депилатория доктора Томсона решит все проблемы с нежелательной растительностью». 

На картинке была изображена женщина, у которой якобы отросли усы после первого применения. В самой рекламе было указано, что средство испытывали аж сорок лет.

«Груди мои увеличиваются с каждым днем»

Когда-то пластики не было. Но дамы прошлых столетий верили в «волшебные» пилюли «Марбор» за 3 рубля 50 копеек, которые обещали, что уже через два месяца после приема грудь станет идеальной и результат сохранится надолго.  

Если же эти пилюли не помогали, реклама предлагала альтернативу —  «Белла Форма» за 5 рублей, причем производители отмечали, что за такую цену это фактически даром. Они гарантировали дамам не только идеальный бюст, но и красивую шею и полные округлые плечи, которые тогда были в моде. 

«Всякая женщина может сделаться красивой и приобрести очаровательную фигуру!» — говорилось в объявлении. Также в дореволюционной газете можно было увидеть статью на тему «Вы разовьете ваш бюст в короткое время, если прибегните к моей помощи!».

Некая Жанна Гренье, живущая в Москве на Большой Дмитровке в доме Бахрушина, обещала дать личные консультации и отправить рекомендации по почте всем, кто хочет добиться желаемого результата. Но, к слову, это были не пустые слова: мадам приводила кучу восторженных отзывов. Например, некая мадемуазель из Вологды писала: «Груди мои увеличиваются с каждым днем».

Дама из Оренбургской области также ничуть не уступала в «пышных» комплиментах средству: «Благодаря вам мой бюст принял такую форму, о которой я и мечтать боялась».

«Вот уже более года, как моя фигура благодаря вашему методу считается самой красивой на купанье Лидо в Венеции», — пишет еще одна особа.

Сколько стоили услуги госпожи Гренье? Жанна просила женщин лишь направить ей письмо, оплатив почтовые расходы в 21 копейку, и вложить три почтовые марки по 7 копеек на пересылку ответа, который она обещает запечатать в закрытом конверте, чтобы никто не узнал вашей тайны.

Наилучшие гигиенические резиновые изделия

Контрацептивы еще не были распространены, и рекламодатели пытались привлечь к ним внимание с помощью запугивания венерическими заболеваниями. Реклама в «Казанском телеграфе» обещала потребителям самые свежие предохранители и презервативы с такими говорящими названиями, как «Венус», «Рамзес» и «Неверин». Многие могут прочесть как «неверен», оба варианта правильные.

Наилучшие гигиенические резиновые изделия, то есть предохранители, казанцам предлагала компания, созвучная с Икеей – торговый дом «Игеа». Прежде чем сделать покупку, производители предлагали ознакомиться с иллюстрированным каталогом, который высылался бесплатно в закрытом конверте.

Нет прыщам 

Проблемы с кожей испытывали как дамы, так и господа. Мы наслышаны о том, что ухаживать за собой, уж тем более мыться и иметь собственный душ, который представлял собой ведро с напором воды, было несказанно дорого. Поэтому многие люди страдали от проблем с кожей, и мы говорим не только о прыщах, а о лишае, экземах и чесотке. 

Фото: архив Светланы Брайловской

«Угрин» — еще одно изобретение, пришедшее к казанцам из Санкт-Петербурга. По заявлению рекламодателя, проблемы с кожей исчезают за самое короткое время: «…кожа делается чистой, белой и мягкой...».

Также в продаже имелся крем японского происхождения «Банзай» стоимостью один рубль и пятьдесят копеек, который обещал девушкам избавиться от веснушек и желтых пятен на лице.