«Молодежка» или «Беременна в 16» — почему мы это смотрим?
Вместе с психологом пытаемся понять феномен явления guilty pleasure.
После премьеры нового сезона «Молодёжки» поисковики затрещали по швам — количество запросов информации по сериалу в первый день увеличилось на 500%. Реалити «Беременна в 16» продолжают снимать и выпускают сиквел о жизни молодых родителей после прибавления в семье. «Ждули» — это ещё одно реалити, которое жители России с удовольствием смотрят. С порочным удовольствием.
Это явление называется guilty pleasure («гилти плеже»). То, что доставляет человеку радость, удовольствие или восторг, но и то, чего он стыдится. То, из-за чего чувствует себя виноватым перед обществом, немодным. Слушает в наушниках условную Анну Асти, но убирает звук на минимум, чтобы стоящие рядом не услышали. Или читает книги Олега Роя, но только дома и под одеялом с фонариком. Или смотрит трешовые шоу по федеральным каналам.
«Гилти плеже» — это тщательно хранимая ото всех слабость, от которой тяжело отказаться. Но это удовольствие оттого и тайное, что человек боится осуждения других людей. Это стереотип, навязанный окружением и социальными сетями. Ведь если нам будут каждый день говорить, что есть хлеб и пить коровье молоко — это сильно стрёмно, мы в это поверим и будем испытывать стыд от того, что в нашем рационе они присутствуют. Но все мы люди и у каждого из нас есть слабости, выработанные годами привычки, которые никому не причиняют вреда, но за них мы обязательно словим хейт.
Важно понимать, что «гилти плеже» основывается на чувстве стыда (когда мы зависим от чужого мнения и опасаемся осуждения даже незнакомых людей), а не на чувстве вины (в этом случае нам совестно внутри себя, перед своим сознанием). Иными словами, «гилти плеже» — это не всегда дикая дичь, но это точно будут осуждать и обсуждать.
Почему же мы смотрим все эти постановочные шоу с драками, построением отношений и сверхлюдьми? Почему каждый вечер прилипаем к телевизору, чтобы потребить ещё одну серию низкопробного сериала? Разобраться в этом вопросе нам помогла квантовый психолог, гипнотерапевт, специалист по работе с подсознанием Лилия Юсупова.
- Моё субъективное, но экспертное мнение: люди смотрят трэш-контент, потому что он занижает рейтинг психоэмоционального ресурса, блокирует области мозга, отвечающие за позитивное видение и в будущем создает почти наркотическую тягу к просмотру. Возьмём пример домашней кошки. Если происходит какой-то конфликт между животными, они максимально фокусируются. У животных это происходит, потому что в определённых областях мозга есть инстинкт самосохранения. Когда ты наблюдаешь за конфликтными ситуациями, за трэшовыми историями, ты в будущем сможешь предупредить себя, своё потомство, это поможет тебе выжить, — считает Лилия.
Вот у людей то же самое. У нас есть рептильная область мозга, отвечающая за инстинкты выживания, за максимальное удержание безопасности. Мир быстро эволюционирует, люди давно научились жить не как обезьяны, не как первобытные существа, но всё равно рептильная область мозга нуждается в периодическом подпитывании этой программы. То есть в наблюдении за трэш-контентом, за конфликтами, за скандалами — вследствие этого возникает психологическая тяга, зависимость, мы периодически нуждаемся в минимальных негативных сплетнях, просмотрах негативных программ.
Если я буду больше знать о конфликте и наблюдать за тем, как из этого выходить, я могу учиться на чужом опыте и допускать, что такое тоже в жизни возможно. А потом возникает тяга, когда область мозга, отвечающая за выживание, понимает, что мы даём ей этот контент. И когда мы просматриваем эти видео или шоу, весь гомеостаз тела, химический состав тела, который создают наши железы, вырабатывает определённую комплектацию, вызывающую тревожные расстройства, потребность узнать, что плохого сегодня случилось, чтобы держать свой внутренний эмоциональный рейтинг пониженным. Потому что если человек перейдёт в состояние радости и блаженства и потеряет интерес к просмотру трэш-контента, у него активируется психологическая взрослость. А психологически взрослый человек учится решать свои проблемы сам, учится не сплетничать, заниматься своей жизнью, развиваться, не оставлять свой мозг в покое, как-то тренировать его.
Взрослость — это про полное взятие ответственности и наделение себя правом управления своей жизнью, своими реалиями, своими потенциалами, своими силами. Но нам взрослость не прививается, потому что с самого детства система вбивает человеку, что он должен служить обществу, должен на первое место ставить кого угодно, кроме себя. Люди взрослеют, но по факту психологически остаются подростками или детьми. Люди с детско-подростковым сознанием отдают энергию внимания на наблюдение за кем-то, кто живёт в более худших условиях. После просмотра становится легко, потому что начинается сравнение со своей жизнью — как здорово, что у меня всё не так плохо. За счёт негативного контента человек себя успокаивает.
Это тоже защитная первобытная животная реакция человека, который не занимается развитием интеллекта, расширением сознания, не проходит терапию и подсажен на такие телепрограммы, которые, к сожалению, до сих пор ещё набирают рейтинги.
На «гилти плеже» сильно влияет мода. Например, молодым людям было стыдно слушать песни Юрия Антонова, но после того, как Dj Smash сделал забойный эдит «Летящий походкой» и она стала звучать во всех клубах сначала Москвы, потом и остальной России, он снова стал популярен, но уже среди молодого поколения. Иными словами, то, что сейчас модно, не всегда бывает постыдным удовольствием.
Лилия Юсупова говорит, что «гилти плеже» обладает сильнейшей тягой. Человек, который смотрит эти шоу, зависит от кортизолов, адреналинов, тревожных расстройств, латентных панических атак, в которых при просмотре постоянно хронически находится и другого уже не знает. Тело к этому привыкает, и мозг начинает искать способы поддерживать этот химический состав.
Люди не понимают, что эти шоу созданы, чтобы забирать самое ценное, что у человека есть — концентрацию внимания. За наше внимание с самого детства борются большие корпорации через видеоигры, телевизор и информацию, воруют его. Чтобы мы не остались наедине со своим внутренним «я», иначе станем знакомиться с собой, узнавать себя, понимать, что определённые вещи нам больше не подходят. Мы тогда перестанем предавать себя, научимся уважать себя, любить, решать свои проблемы.
Внимание человека — это работа эпофиза и гипофиза. Это шишковидная железа, которая вырабатывает гормон ДМТ, отвечающий за полное спокойное мироощущение, что в жизни всё получается и всё будет хорошо. Этот гормон даёт ощущение, что по факту ты мирный правитель своих линий жизни, создатель своей реальности, истинный творец, конструктор и проектировщик своей жизни. И те люди, которые не распознали эту опцию, отдают своё внимание в форме синдрома гуляющего ума.
Посмотрю я «Дом-2», а потом об этом думаю, продолжаю отдавать энергию, трачу время. Оно идёт, а я убиваю энергию и внимание внутри себя на персонажей, которые просто как театр — может быть, это даже не настоящие жизни людей, а просто театральные постановки, снятые очень правдоподобно. Многим не приходит в голову, что человек становится как мусорное ведро, в котором поселились много идей, мыслей и умственных конструкций, которые никак не сделают его счастливым, процветающим, не послужат его высшему благу.
Более того, такие люди, чтобы разгрузить себя, начинают запускать процессы эмоционального и психоэмоционального заражения, пересказывая друг другу увиденное, чтобы в этой «тюрьме» не сидеть одному. Такие люди верят, что все экстрасенсы сильные и обладают сверхспособностями, они живут в иллюзиях, думают и о мире так, как им транслируют через трэшовые шоу. Очень важно очищаться от этого и научиться устраивать детокс, максимально изолировать себя от этой информации и осознанно выбирать, что конкретно хочется смотреть и слушать, что послужит личному процветанию. Либо снижать дозу просмотров, чтобы потом не сорваться опять.
На проявление «гилти плеже» влияют возраст и социальный статус. Сложно представить, что директор крупной компании, летающий только частными джетами, в полёт просит предоставить тыквенные семечки и скрученный из газеты кулёк-плевалку. Одна из наших собеседниц рассказала, что покупала раньше самый популярный глянцевый лайфстайл-журнал и читала его от корки до корки. «Я прихожу домой уставшая после того, как весь день управляла большим коллективом. Единственное, чего мне хочется — это переодеться в пижаму, лечь на диван и читать этот журнал».
Guilty pleasure — это не только и не столько про стыд, а про внутреннюю свободу. Где написано, что фильмы Копполы невероятно хороши, а Сарика Андреасяна плохи? Что книги Агаты Кристи — это детективная классика, а Донцова — мусор? Главное в guilty pleasure — удовольствие, которое не причиняет вреда ни вам, ни окружающим. Это прежде всего способ отключить голову, не думать над тайными смыслами, получать законную и положенную каждому дозу маленького счастья. И пусть оно приходит через сериалы сомнительного качества, «Битву экстрасенсов» или «Гравити Фолз» — мы, вообще-то, взрослые люди и имеем право на небольшие слабости. Главное, держать их под контролем — наш психолог советует не погружаться в это бездонное болото с головой.
Популярное
Жизнь после шоу: Эльмира Калимуллина
Начинаем новую рубрику, в которой расскажем о бывших участниках шоу на федеральных каналах.
«Молодежка» или «Беременна в 16» — почему мы это смотрим?
Вместе с психологом пытаемся понять феномен явления guilty pleasure.
Обзор российских онлайн-кинотеатров: какой выбрать среди множества одинаковых
Постарались найти по стоимости и качеству контента самую лучшую платформу.
Импортозамещение: российские аналоги иностранных брендов
Замена Timberland от производителей карьерных самосвалов и кеды с советским вайбом вместо Converse.