Коля Андреев: «Можно просто придумать шутку без боли»
Поговорили со стендап-комиком о взаимодействии с публикой и теме, которую он никогда не затронет в своем выступлении.
Коля Андреев – популярный стендап-комик, участник Stand Up клуба #1. Отличительная черта всех его выступлений – это не только веселье, но и глубокие, порою меланхоличные размышления. В разговоре с GALA обсудили, почему он не придумывает новые форматы для шоу, как выглядит проект «Разгоны» изнутри и почему не стоит бояться строить отношения с творческими парнями.
– В подкасте с Димой Ковалем вы говорили, что с возрастом люди «становятся карикатурной версией себя». Как это проявляется у вас?
– «Карикатурная версия себя» – это про какие-то речевые и поведенческие обороты. Я, например, всегда был ворчливый, и стал просто еще больше ворчать. Ворчать для меня – это теперь какая-то комфортная рутина.
– В том же подкасте вы сказали, что юмор стал гораздо грубее, нежели раньше. В чем это проявляется?
– Грубее стало просто потому, что люди могут говорить вещи, которые раньше могли бы посчитаться не шуткой, а грубостью – например, представителями старшего поколения. Это люди, которые знакомы с юмором по советским комедиям или по чему-то более цензурированному, выверенному, правильному, доступному для всех. Да и юмор раньше был более семейный – тот же самый КВН можно смотреть с 12 лет. Сейчас же больше шуток ниже пояса.
– Вы производите впечатление человека-философа, флегматичного склада ума и души. Так было всегда?
– Меня сильно сформировала мальчишеская школа, в которую я в 8-м классе пошёл. Это всегда про специфическое чувство юмора – там ты не выпендриваешься перед девочками. Со временем чувство юмора стало чуть более, наверное, мрачным – из-за того, что какие-то грустные вещи в жизни происходили.
– Ваш сценический образ сильно отличается от того, как вы выглядите в жизни?
– Насчёт образа: я вообще не уверен, что он у меня есть. Вернее, не могу точно сказать, ведь не могу поглядеть на себя со стороны. Я ничего специально не делаю и не говорю каких-то особенных фраз, не изменяю свое поведение или тембр голоса. Просто рассказываю то, что мне кажется смешным.
– Вы ещё в одном из стендапов говорили, что получали философское образование. Как оно отразилось в вашем юморе?
– Да, получил. Но я два раза уходил в академический отпуск на четвертом курсе. А потом меня уже не ждали обратно особо. Повлияло ли образование? Да как-то повлияло, наверное. Я был пытливым умом, который в 17 лет пришел в вуз – там рассказывают что-то про философию, антропологию. Иногда было что-то смешное, типа фразы «Сократу в рот наклала ящерка!». Но я не имел представления о том, как шутки строятся, до того, пока не начал выступать.


– В начале карьеры вам часто приходилось лететь на ночных рейсах, вместо гримерок были кулисы, а бытового райдера как такового не было. Можете вспомнить самое трешовое выступление с тех времен?
– Как будто у меня треша и не было никогда: я его не искал специально. Были не очень хорошие выступления в странных местах, когда тебя везут в минивэне с затемненными стеклами и высаживают непонятно где, и ты идешь рассказывать глупые шутки.
– Всегда ли шутка произрастает из боли?
– Можно придумать шутку и без боли. Мой любимый пример: «Если долго есть виноград – можно начать есть изюм». Здесь нет никакой боли. В шутке может не быть и личных отношений – она может взяться просто из космоса, из вещей, которые тебя окружают.
– Как вы реагировали на выкрики из зала в начале карьеры и есть ли сейчас у вас какие-то защитные механизмы или скрипты для работы с такими ситуациями?
– Я стараюсь помнить, о чем говорю. Не нахожу какой-то суперценности во взаимодействии с залом и предпочитаю уходить целиком в материал. Если у людей возникает желание что-то выкрикнуть рассказать, поделиться в зале – это иногда может быть чем-то смешным, нелепым или неожиданным. Но я стараюсь не отвлекаться. Тем более, из этого же не состоит все шоу.
Я был как-то на дне рождения на выступлении в пиццерии, где люди кричали каждые 10 секунд «С днём рождения!» и поднимали бокалы. Я тогда тоже пару раз крикнул «С днём рождения», всех поблагодарил и ушел. Зато именинник получил нормальное поздравление и всем людям понравилось.
– А в начале вашей карьеры вас сбивали выкрики?
– В начале у меня не было столько зрителей (улыбается).
– Про комиков (да и вообще всех творческих парней) часто говорят: «С ними лучше не ввязываться в романтические отношения». Но у вас в медиа сложился противоположный образ: девушки часто ставят вас как пример того, как должен вести себя мужчина. Как думаете, откуда в вас это?
– Не совсем согласен. Если ты творческий – это значит, что ты смелый, а это привлекательно для противоположного пола. Ты ведь транслируешь свой внутренний мир большому количеству людей, которые в обычной жизни тебя бы не спросили о нем, а ты бы им о нем не сказал. И мне кажется, к людям, у которых есть хоть какая-то медийность, есть повышенное внимание со стороны противоположного пола. Опять же, я здесь говорю о мальчиках-комиках – за девочек говорить не могу. В любом случае, даже если у медийного человека негативный образ – он не отпугивает, а привлекает.
– А есть ли у вас какие-то внутренние табу насчет выступлений – может быть темы, которые вы никогда не поднимите?
– Я стараюсь не шутить над людьми, которые попали в тяжелые жизненные ситуации. Когда ты триумфатор – значит, ты сильный, и шутку выдержишь. Если я чувствую, что человек сейчас уязвим и слаб – мне не хочется о нем говорить.
– Была ли у вас шутка, которую все считали ужасной, но вам от нее было очень смешно?
– Есть, но её я, конечно, рассказывать не буду (улыбается).
– Как трансформировалось стендап-комьюнити, если оно как-то вообще в целом трансформировалось за эти годы?
– Честно – не знаю. Раньше я с друзьями на опенмайках пил и тусил. Потом перестал, когда это из хобби превратилось в работу. Нельзя же назвать комьюнити твоих коллег по офису. Да, может, у нас более неформальный вид – татуировки там, бутылки в руках. Это просто чуть более раздолбайская работа. Насчет нынешнего комьюнити – не знаю. Комики живут вместе, тусуются, ходят на пейнтбол, а я, к сожалению, не очень компанейский. Может, меняются формы досуга в свободное время – в остальном все то же самое.
– Вы же ещё периодически ходите на подкасты, и ваши коллеги – тоже. Думали ли вы, может быть, насчёт какого-то нового формата? Хотели бы сами что-то изобрести?
– Конечно хотел, но это сложно. Все хотят что-то изобрести и перевернуть игру. Ходят и говорят: «А что, если… А нет, это было… А если так… Ладно, это тоже снова было». То есть да, всем хочется нового формата, я не исключение. Мы все находимся в погоне за эльдорадо. Но где его найти? Это ж думать надо! Трудиться. А так – есть каналы, которые выпускают очень много проектов. Что-то залетает, а что-то – совсем нет. Вот так другие комики ищут новые форматы.
– Многие люди поражаются тому, как вы на «Разгонах» быстро придумываете шутки. Вы всегда были хорошим импровизатором или это натренированный навык?
– Навык импровизации выработался не сразу. И я вообще себя хорошим или плохим импровизатором назвать не могу. Мне кажется, мне понадобилось много лет, чтобы расслабиться, потому что я очень долго был в напряжении. И только сейчас понял, что успеха не будет никогда – стало чуть легче расслабиться. Импровизировать можно научиться. То есть это навык, который работает на тебя – это как история о чуваке, который всегда носил ведра с водой, и вдруг оказывается сильный в плечах и руках, хотя никогда не дрался. Еще помогает то, что «Разгоны» – монтируемый проект. Можно нести много ерунды – и один раз хоть что-то смешное ты скажешь. Самое главное, что я понял – нужно расслабляться.

– Кому бы вы точно посоветовали не идти в стендап?
– Мне почему-то представился просто политик. Политик, 56 лет. Он смешной может быть, но по-своему – а-ля Жириновский (хотя у него немного другая школа).
Скорее всего в стендап не пойдет тот, кому точно не надо идти в стендап. У него не возникнет нигде вот этого нервного возмущения, где он такой: «Хм, мне стоит попробовать себя в этом». Ему нечего будет сказать.
– Что планируете делать летом? Какие ваши концерты можно будет посетить?
– Я собираюсь купить блэкаут шторы, потому что плохо работает кондиционер, и просто лежать в темноте. Иногда выходить гулять – всем это советую. А так буду выступать как жизнь пойдет.
Популярное
Тралалело Тралала и Крокодило Бомбардиро: почему зумеры тащатся от нейромемов
Разбираемся, над чем сейчас смеётся молодежь и почему в топе абсурдный юмор.
Азия вышла из тени и стала главным игроком, от которого зависит развитие стритвира и haute couture.
Что за лабуда эти Лабубу? Откуда взялся тренд на плюшевый обвес и как с ним жить
С лабутенами у них одно общее — неоправданно высокая цена.
Носим шорты в городе и не выглядим колхозно
Как стилизовать одну из самых противоречивых вещей в городском гардеробе.