«Чёрная пятница»: что нужно знать, чтобы не потратить лишнего
Самая главная для шопоголиков пятница длиной в месяц не оставляет шансов сэкономить. Или все-таки?..
Русская народная скороговорка «Расскажите про покупки! Про какие про покупки?..» сейчас становится остроактуальной, остросоциальной и часто вспоминаемой: 29 ноября начинается «Чёрная пятница» в нашей стране и миллионы любящих побаловать себя импульсивными покупками людей ринутся в магазины и на маркетплейсы, чтобы потратить (иногда впустую) кровно заработанные. На самом деле черная пятница начинается куда раньше — вы везде можете заметить баннеры «11:11». Но почему эти распродажи настолько популярны? Действительно ли в эти дни настолько сильно роняют цены? Давайте разбираться. Спойлер: экономисты говорят, что ни один продавец не будет работать себе в убыток.
Немного истории
Как вообще появилась «Чёрная пятница»? Мысленно представим себе страну, которая, по мнению многих, заразила мир эпидемией неконтролируемого гиперпотребления. «ОМЕРИКА», скажут на выдохе со злобой негативно настроенные граждане, и будут правы. Первые распродажи проходили в США после Дня благодарения ещё в XIX веке и давали начало скидочному рождественскому сезону, а термин «чёрная пятница» ввели в обращение в 1960-х годах. Событие настолько популярное, что часто магазины открываются в полночь, чтобы привлечь больше покупателей, а те терпеливо поджидают у дверей, а потом бегут шопиться, сминая всё на своём пути, — вы наверняка видели эти дичайшие видосики. Чтобы прочувствовать всё сумасшествие, посмотрите фильм «День благодарения», где всё показано в кровавых красках.
А что в России?
В нашей стране эта традиция появилась не так давно, в 2010-х. И продавцы, и покупатели, не привыкшие к таким щедротам, относились к нововведению настороженно и робко, а потом вошли во вкус. В Америке «Чёрная пятница» всегда приходится на конец ноября, в России многие крупные сети устраивают распродажи под этим названием когда душе угодно.
Официально главная распродажа в нашей стране начнётся 29 ноября 2024 года в полночь, продлится три дня и объединит магазины обуви, бытовой техники, зоотоваров, косметики и парфюмерии, книг, онлайн-школы и многие другие. Полный список участников акции можно посмотреть на официальном сайте российского события.
Почему такое недоверие к «Чёрной пятнице» у российского покупателя? Всё идёт с начала нулевых, когда жадные и недобросовестные продавцы завышали цены незадолго до начала распродажи, а потом опускали их на прежний уровень, но факт скидки был зафиксирован. Особенно этим грешила крупнейшая и существующая до сих пор сеть магазинов бытовой техники. А как сейчас обстоят дела со скидками? Некоторые участники рынка уверены, что в России нет честных продавцов: все задирают цены, а после их немного опускают. И чтобы вы понимали, все специальные акции, которые видите в сетевом магазине, предлагают производители, а не продавцы. Потому что в убыток работать не будут никогда. Да и производители, будем откровенны, в накладе не остаются: у них есть массовые продажи, а покупатели, распробовав товар, будут покупать ещё и ещё.
Наши любимые маркетплейсы
Если вы думаете, что в онлайн-магазинах покупать дешевле/выгоднее и в «Чёрную пятницу» можно найти что-то по бросовой цене, то вы ой как ошибаетесь. Маркетплейсы — это витрина, на которой выставляют свои товары магазины и производители, а площадка вкладывается в своё продвижение, борясь за внимание покупателей, а значит, и их деньги. Теоретически продавцу или производителю не нужно тратиться на рекламу — маркетплейс сам покажет его товары в ленте пользователю. НО! За это WB, Ozon и другие популярные площадки берут от 35% до 45%. В ту же «Чёрную пятницу» маркетплейс может авторитарно включить продавца в участие, уронив его цены на размер скидки, которые предлагают покупателю, поэтому стоимость позиций обязательно будет скорректирована в большую сторону. Продавец может отказаться от участия в «Чёрной пятнице», но тогда площадка перестанет показывать его товары в ленте предлагаемых товаров. Чтобы покрыть издержки и отработать не в минус, продавцы вынуждены ставить конские наценки. Например, сейчас в среднем они составляют 250% от закупочной цены, но чтобы хоть что-то заработать и возместить забираемые маркетплейсом деньги, она должна составлять 350%. После Нового года вступают в силу новые налоговые законы, и тогда цены станут ещё выше, а наценка будет составлять уже 600%. Не хотелось бы, но по итогу за всё платит покупатель. То есть в офлайн-магазинах аналогичные товары дешевле, чем на онлайн-площадках.
Покупать или нет на распродаже?
Выбор за вами. Но уже сейчас можете начинать мониторить цены, фиксировать их, а уже в «Чёрную пятницу» сравнивать и, возможно, покупать. Но мы-то знаем, что все поддадимся этому безумию: слово «распродажа» действует мистически, романтически, шикарно-изысканно, и мы обязательно купим ненужную сумку или того хуже.
Есть альтернатива — байеры, покупающие за вас в «Чёрную пятницу» товары в американских магазинах. За свою работу они берут комиссию, но получается всё равно дешевле, чем приобретать у нас. Да и к тому же многие бренды ушли из страны, так что это выход из положения.
Как подготовиться?
Обязательно составьте список того, что вам действительно необходимо. Это банальщина, но она работает идеально и спасает от импульсивных покупок.
Промониторьте цены на разных площадках. На сайте производителя часто бывают цены ниже, чем на маркетплейсах.
Нечестные продавцы могут компенсировать предлагаемые скидки платной доставкой — обращайте внимание, это может быть завуалировано и стыдливо прикрыто мелким шрифтом. Ну кому же понравится, если его обвинят в жадности?
Банки часто предлагают повышенный кешбэк как за общие покупки на маркетплейсах, так и за отдельные бренды/категории/товары. Не поленитесь и изучите эти предложения в мобильных приложениях финансовых организаций. Или оформляйте новую карту специально к «Чёрной пятнице» — пусть вернутся 500 рублей, но всё равно это приятно.
Никогда, ни при каких обстоятельствах не покупайте под бокальчик винишка: алкоголь затуманивает сознание, и вот вы уже заказали пальто из собачьей шерсти, фигуру кабарги в полный рост и ящик шампуня «Лошадиная сила», прости господи. Оно вам надо?
Ну и последнее — удачных покупок, и да пребудет с вами сила не сорваться и не уйти в шопоголизм с головой.
Популярное
Office core - всё про шик рутинной повседневности
Рассказываем, почему офис перебрался на подиумы и как сделать поход на работу модным.
Как найти казанскую девушку в толпе — 7 стильных признаков
Разбираем фешен-код татарских модниц.
Игорь Чехов о резком похудении и победителе проекта «Звезды в джунглях»
В эксклюзивном интервью для GALA комик приоткрывает небольшой секретик.
«Мегалополис»: золотой во всех смыслах эпик
Главный фильм в карьере Френсиса Форда Копполы уже цитируют зумеры в тиктоках. Только что в этом хорошего?