Кинопоиск

Автор фото: Кинопоиск

Автор материала: Денис Фокин

«Тогда. Сейчас. Потом» — фильм про жизнь от начала до конца

Роберт Земекис снял душевное и тёплое кино. Посмотрите его обязательно — вот вам несколько аргументов.

Новый фильм режиссёра — это эксперимент. Очередной, дорогой, смелый. «Тогда. Сейчас. Потом» должен был выйти в официальный российский прокат 5 декабря, затем премьеру перенесли на неделю, но теперь нет никакого понимания, когда это кино доберётся до наших залов — релиз снова убрали из календаря, не назначив новую дату.

Земекис — авантюрист и экспериментатор, любитель соединить олдскульное и передовое. А ещё он мастерски манипулирует чувствами зрителя: тут чуть надавит — слеза пойдёт, здесь поднажмёт — сопереживать станешь больше, чем Хатико и Биму с черным ухом вместе взятым. «Изгой» или тот же «Форрест Гамп» это подтверждают.

Автор фото: Кинопоиск

«Тогда. Сейчас. Потом» — это последняя на сегодняшний день работа режиссёра, соединившая душевность, современные технологии, театральность и временные петли. И впервые за долгое время воссоединившая команду, сотворившую «Форреста Гампа» (который собрал шесть «Оскаров», на минуточку) — значит, к проекту подошли более чем обстоятельно и на него возлагали огромные надежды.

Впервые с 1994 года на одной площадке работали Земекис, Эрик Рот (сценарист), Алан Сильвестри (композитор), Дон Бёрджесс (оператор) и Том Хэнкс с Робин Райт в одном кадре. Я делюсь своими впечатлениями, моё мнение отличается от редакционного — это всего лишь субъективная оценка одного зрителя.

Изначально понять, что происходит на экране, в принципе невозможно: сумбурно меняющиеся картинки, времена года, временные отрезки, люди, и, кажется, локации. Через 15-20 минут становится понятным, что камера (зритель) стоит на одном месте и лишь наблюдает за происходящим. Динозавры сменяются коренными народами Америки, им на смену приходят первые поселенцы, затем снова временной скачок, и мы вновь в доисторических временах. Вся эта чехарда периодически разбавляется картинками в рамках, которые Земекис выводит на экран, чтобы схлопнуть несколько временных петель и сократить хронометраж: «Тогда. Сейчас. Потом» — это киноадаптация комикса, в котором события начинаются в 3 000 500 000 году до нашей эры и заканчиваются в 22 175 году (в далёком будущем), и этот пласт нужно было уместить в 104 минуты экранного времени.

Автор фото: Кинопоиск

Вся статичность камеры и неподвижность зрителя была нужна для эксперимента — Земекис выстраивает вокруг мир, меняет погоду и людей, показывает жизнь и смерть, и, наконец, возводит вокруг стены дома, в котором на протяжении всего фильма мы остаёмся на той же точке. В гостиной, где проходят множество жизней. Лишь раз, в самом конце, камера меняет ракурс, как бы выходя на поклон к зрителям, показывая оборотную сторону всей этой долгой, но совсем не скучной статики.

«Тогда. Сейчас. Потом» — это смелая попытка. Земекис соединил театральность, неподвижного зрителя и полнометражный фильм со своим узнаваемым почерком. Первым в истории кинематографа применил технологию real-time deepfake, при помощи которой актёры в реальном времени состариваются и омолаживаются (здесь оба эффекта). Это смотрится допустимо естественно и не крипово: Том Хэнкс и Робин Райт в начале фильма играют 18-летних — выглядят они, конечно, постарше, но хотя бы без эффекта дешёвой запрещённограммной маски.

О чём это кино? Наверное, о любви. Основная линия, которую несут Хэнкс и Райт, пропитана этим чувством — сначала лёгким, а потом горьким, безысходным, тягучим как смола. К тому дому, где все мы и собрались, к мебели, к дочери, родителям, к мечте, друг к другу. Это чувство, как и в жизни, смешивается с непониманием, сгущается ревностью, очерняется охлаждением. К середине всего хронометража всё реже появляются временные петли, всё больше развивается линия уже немолодых Хэнкса и Райт, всё больше погружаешься в эти отношения, которые, почему-то, обречены.

Автор фото: Кинопоиск

Для одного любовь — это безусловное чувство, наполненное и преисполненное, для другого — обременение, желание отстраниться, уйти, разбить. И кто в «Тогда. Сейчас. Потом» главные герои — дом, где всё это происходит, уже немолодые родители родителей или их тоже уже немолодые дети, в 50-летнем возрасте начинающие новую жизнь — до конца не ясно. Возможно, гостиная этого дома с историей — лишь повод, декорация, черта, как в «Вишнёвом саду» Чехова. Но все события, происходящие от начала времён и до финальных титров, распутывают изначально плотный клубок непонятных и несвязанных на первый взгляд событий. Даже поцелуй давно исчезнувших на атомном уровне коренных американцев ведут зрителя к точке, от которой расходятся, как круги на воде, другие события и сплетаются в тонкую материю чувств и эмоций.

Земекис снял великолепное кино. После премьеры на AFI Fest (фестиваль Американского института киноискусств) «Тогда. Сейчас. Потом» остался недопонятым, его приняли прохладно, даже критиковали с формулировкой «Режиссёр заигрался». По мне — это отличный экземпляр для домашнего просмотра, особенно в период кризиса отношений. Может быть, это поможет посмотреть на себя со стороны — на чужих примерах ведь учатся.

Автор фото: Кинопоиск

«Тогда. Сейчас. Потом» при всей его театральности и замкнутом пространстве широко раскрывает жизнь во всех проявлениях. Как зритель я советую посмотреть это кино — умное, глубокое, красивое, непрямолинейное, с идеей и посылом, с любимыми актёрами. Как человек я советую вам «Тогда. Сейчас. Потом», чтобы погрустить, порадоваться, всплакнуть, пожалеть себя и утраченные отношения, найти силы, как герой Тома Хэнкса, идти дальше и жить ради себя, семьи и тёплых воспоминаний. Впрочем, жить воспоминаниями — это дело неблагодарное. Но все мы люди, и именно память делает нас такими.