Кинопоиск

Автор фото: Кинопоиск

Автор материала: Дарья Малиновская

«Сны Алисы» — заявка на успех, ставшая провалом

Чего ждать от нового психологического триллера Андрея Джунковского?

Андрей Джунковский успел зарекомендовать себя как создатель неплохих сериалов под его режиссурой вышли «Бихэппи», «Сладкая жизнь» и «Лучше, чем люди». Он уже узнаваем по собственному почерку: ощущение, когда зритель остается в состоянии постоянного удивления. Теперь на экраны вышел новый проект, где Джунковский вновь выступил режиссером «Сны Алисы».

Сериал рассказывает историю девочки по имени Алиса, обладающей (хотя скорее страдающей) редким даром — видеть (зло)вещие сны. Старшеклассница мучается от предсказывающих будущее сноведений с раннего возраста. Девочка-подросток живет в северном городке неподалеку от секретного объекта, связанного с запуском ракет. Алиса вместе со своей подругой и одноклассницей Викой мечтает сбежать в Петербург от ненавистных родителей и школы. В день, когда план должен был осуществиться, главной героине снится окровавленный труп девушки, висящий на дереве. Старшеклассница не может разглядеть лица и пытается понять, кого вскоре убьют. Параллельно в город приезжает Костя отец пропавшего четыре года назад ребенка, которого вдруг нашли в зимнем лесу.

Автор фото: Кинопоиск

Автор фото: Кинопоиск

Вообще персонажей в сериале немало, и в них даже можно запутаться. Уже с первой серии становится ясно, что нас ждут тяжелые истории судеб героев, переплетенные как клубок. Но из всего этого множества лиц положительные эмоции вызывают лишь два персонажа — это мать самой Алисы, роль которой исполнила Екатерина Вилкова, и ее одноклассник Владислав, которого сыграл Глеб Ефремов. Но на остальных актеров смотреть тяжеловато. Костяк, прямо скажем, не самый удачный ты просто не веришь в то, что происходит на экране, а потому и сопереживать ни героям, ни событиям не можешь.

Создатели определили жанр сериала как «мистический триллер» и начали работать над картиной еще в 2019 году. В начале 2021 года проект был представлен на Берлинском фестивале (всего было отобрано 12 сериалов). В прошлом году первый эпизод «Снов Алисы» показали на фестивале «Пилот», где исполнительница одной из главных ролей Василина Юсковец была признана лучшей актрисой.

Многообещающая, казалось бы, новинка, претендовала на признание права российского триллера существовать. Согласитесь, сколько бы отечественные киноделы не пытались двигаться в сторону мистики и хоррора, пока ни одного удачного примера такой работы мы не знаем (заставка «ВИД» не в счет). Но авторы сериала свернули не туда: взяли котел и накидали в него все ингредиенты, которые только попались под руку: и слезы девственницы, и кровавый снег, и «Сны Алисы». В результате получилась наваристая солянка, а должен был французский луковый суп. Для массового потребителя пойдет, но в ресторан мы шли не за этим.

Автор фото: Кинопоиск

Среди достоинств «Снов Алисы» техническая составляющая картинки и заметный профессионализм художников-постановщиков. Благодаря им визуал ленты представлен с аутентичной северной эстетикой, сотканной с большим вкусом. Хороша и операторская работа, исполняющая сонату дуэтом с аудиальным оформлением. Полный арсенал камеры и звука выходит на пьедестал в эпизодах, критичных для ключевых действующих лиц, безоговорочно погружая зрителя в происходящее.

На этом сильные стороны сериала, пожалуй, заканчиваются. Создатели явно замахивались на скандинавский нуар в стиле «Твин пикс» или «Тьма». Но попытка вышла беззубая. В первую очередь, виной тому слабый сценарий но у нас в стране сильные сценаристы всегда были в дефиците. Зритель просто не может сконцентрировать свое внимание на конкретном интересе: из-за отсутствия большой доли контекста возникает слишком много мелких, отвлекающих от сюжетной основы вопросов.

Герои сериала, к сожалению наборы заурядных клише. Арки персонажей настолько плохо прорисованы, что зритель не понимает мотивации элементарных действий, а если таковая все-таки и прослеживается, то не выдерживает никакой критики.

Автор фото: Кинопоиск

Потенциал у проекта действительно был, но в финале мы получили очередную болванку. Отсутствие главных составляющих картины не могут скрыть ни хороший кадр, ни монтаж, ни какой-либо другой визуал. Но проект, конечно, все равно найдет своего зрителя а когда было иначе?