Кинопоиск

Автор фото: Кинопоиск

Автор материала: Дарья Малиновская

Сериал «Я знаю, кто тебя убил» — НТВшное мыло для пенсионеров

Александр Яценко, Юлия Снигирь и Александр Ильин младший в детективном триллере дебютантки Софьи Райзман.

На Wink и Кинопоиске вышли первые четыре серии из восьми психологической драмы «Я знаю, кто тебя убил» (рабочее название — «Дело Германа»), снятой по роману Любови Бариновой «Ева» из лонг-листа «Национального бестселлера» 2020 года. Объясняем, почему, казалось бы, многообещающая новинка — хитрая ловушка промокампании.

Фото: Кинопоиск

События сериала происходят в трех временных периодах — в 1970-е, в начале 2000-х и 2010-х. Главный герой — сисадмин Герман (Александр Яценко), который четыре года назад потерял единственного близкого человека — сестру Еву (Юлия Снигирь), и никак не может смириться с болью утраты. По официальной версии следствия, Ева покончила жизнь самоубийством. Но Герман в нее не верит и убежден, что к смерти сестры причастны ее муж Олег (Михаил Тройник) и его новая жена Ольга (Ольга Озоллапиня). Герман решает похитить их трехлетнюю дочь, чтобы отомстить.

Сюжет первых четырех серий тестит зрителя на терпение своей жутчайшей неторопливостью. Мы больше наблюдаем не за детективной историей, а за страданиями героев: Герман страдает без своей сестры, Олег, Ольга и бабушка (Евгения Симонова) страдают от неизвестности, следователи Миша (Александр Ильин-младший) и Аня (Мария Карпова) страдают от невозможности предпринять что-либо осмысленное в плане поисков ребенка. А зритель страдает от того, что ровным счетом ничего не происходит. И только в самом финале четвертой серии мы услышим одну фразу, которая хоть как-то приоткроет завесу тайны и, наконец, заинтригует.

Фото: Кинопоиск

Подобно телевизионному дневному мылу с криминальным уклоном, «Я знаю, кто тебя убил» нагнетает зрителя излишне драматичными сценами с бесконечной истерикой всех и вся. На самом деле от «криминальщины» здесь только напряженный аккомпанемент да около 20 минут (в совокупности) самих событий. Ходу самого расследования и флешбекам дня смерти Евы посвящено не так много хронометража, как перепалкам горюющих родителей и неуместному флирту следователей, ведущих дело. Красной линией очерчена тема всеобщего равнодушия. Хорошо прослеживается эта мысль в эпизоде, когда Герман при няне (Агния Кузнецова) говорит, что пропавшая девочка из телерепортажа очень похожа на его дочь, как бы желая быть пойманным, но собеседница как будто пропускает его слова мимо ушей.

Одиночество и оставленность при живой, но отсутствующей матери, издевки в школе — базовый набор социопатов из сериалов, от которых стоит ждать беды. Таким набором обладает и Герман, который на самом-то деле при всем этом вырастает незлым человеком. На все события в фильме его толкает отчаяние. Да и того, что случится после, он предугадать не мог.

Именно Wink выпустил один из самых обсуждаемых и убедительных отечественных тру-краймов (если не считать игры Бортич) «Фишер». Яценко там, кстати, тоже выступил в качестве одного из главных героев. Поэтому казалось, что экранизация романа Любови Бариновой «Ева» будет соответствовать успеху проекта, ведь опыт создавать картины с похожим напряжением уже был. Но новый сериал существует в абсолютно другой плоскости и, видимо, обращается к аудитории не стримингов, а телеэкранов: пустые и скучные диалоги, ввергающие в гипнотический ступор потоком бессвязного малоинформативного бреда, нелепые и затянутые постановки в лучших традициях ширпотреба с какого-нибудь НТВ, молящие об ампутации сюжетные линии и постыдный монтаж, изничтожающий последний шанс зацепить публику в виде сцен с перестрелками.

Фото: Кинопоиск

Виток сюжета с инициативами героев второго плана, вероятнее всего, призван дать повод людям по ту сторону экрана вдоволь попричитать, что все вокруг мерзавцы, лишенные морали. Возможно, при должном внимании к драматургии «Я знаю, кто тебя убил» мог бы стать если не триллером, то мрачной психологической драмой об одиноком человеке, сознание и рассудок которого разрушило горе. Но даже столь пронзительному артисту как Александр Яценко не под силу выбраться из капкана ошибок. Например, довольно странным и полным несоответствия показалось поведение похищенной малышки — не верится, что трехлетний ребенок в чужих стенах не рыдает, не просится к родителям, а когда ему приказывают, прячется и замолкает, да и вообще принимает ситуацию как должное. С другой стороны, речь об экранизации, а в первооснове эта линия прописана именно так, поэтому упрек скорее автору романа.

В конечном итоге «Я знаю, кто тебя убил» кажется телемылом, которое только притворяется детективным триллером. И зритель, проглотивший эту наживку, просто недоумевает: зачем ждать еще четырех серий? С логической точки зрения повествование закончено. Все, кто должны были, умерли, кто не должны — остались в живых. Создателям проекта как будто бы больше нечего предложить, ну а нам просто и не хочется больше ничего знать — уже все сказано.