«Сценаристы должны продать клише так, как этого еще никто не делал»
Почему в российском кино плохие сценарии?
Когда российских режиссеров спрашивают, что не так с российским кино, обычно они отвечают: «Нет хороших сценаристов». GALA поговорила с тремя популярными в нашей стране сценаристами о том, почему в России плохие сценарии и как вообще их писать.
Наши собеседники: Илья Петрухин («Воронины», «Ольга», «Вика-Ураган»), Тагир Мингазов («Бери да помни») и Олег Гольдфайн («Ольга», «Вика-Ураган»).
Как сценаристы попадают в «киновселенную»
Обычно схема простая: учишься на сценариста, например, во ВГИКе или в бесчисленных школах и на курсах. За время учебы человек пишет несколько сценариев, пара из которых (чаще – короткий метр) будет готова для экранизации. Можно даже самому изучить основы драматургии по книгам, пробовать что-то писать и предлагать студиям. При желании сейчас сценарист легко найдет предложение работы, потому что спрос на них бешеный.
— Я как раз из таких «непрофессионалов». Еще в начале века играл в Казани в КВН, из-за чего мне предложили попробовать написать несколько серий к комедийным сериалам — «Папины дочки», «Универ» и «Воронины». Оказалось, что с КВН это ничего общего не имеет, так что приходилось учиться на ходу, — делится Илья Петрухин.
— Изначально я учился в московской киношколе на режиссера. А потом увидел объявление, что ищут сценаристов для проекта на СТС. Я прошел тестовое задание, и меня взяли. Вот так я стал работать в сфере сценариев, — вспоминает его коллега Тагир Мингазов.
Сценарист VS писатель — в чем отличие?
Главное отличие в том, что писатель создает конечный продукт — рассказ, повесть или роман. А сценарист — только часть большой команды киношников. Его сценарий — это важная, незаменимая и даже основная, но все же часть работы, в которой участвует еще большое количество людей: режиссер, оператор, актеры и так далее. И когда сценарист своей легкой рукой написал в сценарии, что «Вася перепрыгнул через забор и потерял свою большую зеленую шляпу», он должен понимать, что вся эта «толпа» будет сначала искать актера, сыграющего Васю, каскадеры будут учить его, как безопасно приземлиться с забора, художники по костюмам будут с бешеными глазами бегать по городу и искать большую зеленую шляпу, а остальная группа – просто проклинать автора за то, что Вася просто не мог выйти в калитку. Поэтому хороший сценарист вынужден заранее думать о многих вещах.
— Принципиального отличия между писателем и сценаристом нет, потому что оба пишут историю. Просто писатель может позволить себе что угодно в плане ремарок и описания событий, а сценарист создает творческий документ, по которому будут работать все цеха. Поэтому есть определенный стандарт написания сценария, — говорит Мингазов.
Автор фото: личный архив Ильи Петрухина
С чего начинается работа над сценарием
Конечно, работа над сценарием начинается с идеи! С простой задумки, рождающейся у автора, или с которой к сценаристу приходят режиссеры или продюсеры. Эта идея раскручивается до концепции, в которой указано какое-то начало истории и чем она может закончиться. Указываются основные герои. И дальше эта заявка, если она заинтересовала продюсеров, превращается в эпизод, в синопсис истории.
— Остальное — вопрос техники, — убежден сценарист сериала Олег Гольдфайн.
Автор фото: личный архив Олега Гольдфайна
Не в деньгах счастье, или Сколько зарабатывает сценарист
В нашей стране у сценаристов нет так называемого профсоюза, как, например, в Америке Гильдия сценаристов США, который представлял бы интересы работников сферы. Режиссерам и кинокомпаниям невыгодно нанимать людей из кинодраматургов, и они обычно ищут сценаристов «со стороны», у которых нет фиксированных цен на работу. Если ты начинающий сценарист, то сумма гонорара может быть в районе 500 тысяч рублей, а если опытный — ставка может увеличиваться и до четырех, пяти миллионов рублей и больше. Серия несложного дневного эфира сериала стоит примерно 40–50 тысяч рублей, а полнометражный фильм 2–3 миллиона. Но здесь надо понимать, что написание сценария, если сценарист действительно вкладывается в работу, может занять от года до полутора лет.
— В России нет понятия авторского права и роялти для сценаристов. Так что мы дружно завидуем композиторам, у которых роялти есть, — смеется Гольдфайн.
Как сделать так, чтобы твой сценарий заметили
Есть сценарные питчинги. Они проходят в разных городах России, в том числе и в Казани. Каждый год свою идею можно презентовать на этом сценарном питчинге. Лучше всего начинать, например, с написания короткого метра, потому что его легче снять. Можно написать короткий метр, снять его, и при выигрыше на фестивалях у вас уже будет какое-то сценарное резюме. Если мы говорим про 15-минутные фильмы, то он может быть и пилотной серией сериала. И, соответственно, вы можете найти режиссера, снять эту пилотную серию в рамках короткого метра и говорить продюсерам, что у вас уже есть первая снятая серия и полностью готовый написанный сценарий сериала.
— Подписывайтесь на каналы, следите за индустрией. Есть много конкурсов как раз для сценаристов-дебютантов. Не стесняйтесь присылать свою работу напрямую продюсерам или их секретарям. Читать сценарии — их работа! — говорит Олег.
Учитывается ли интерес аудитории
Интерес аудитории важен, когда работа должна понравиться большему количеству людей. Однако если это какое-то авторское высказывание, то мнение массового зрителя не играет особой роли. Но нужно понимать, что «я художник, я так вижу» будет бить только в узкую аудиторию.
— Я думаю, что точно не стоит пытаться угадать запрос аудитории и подстраиваться под нее. Я стараюсь писать сценарий, исходя из того, что я сам лично хочу донести, обсудить то, что меня в данный период времени беспокоит. Для меня написание сценария — некая терапия, которая заменяет походы к психологу. То, что я хочу сказать близким людям, но не могу, мне проще изложить на бумаге в виде сценария, — делится Тагир.
Как предсказывать тренды в сценарном деле
Предсказывать тренды невозможно и не нужно. Намного важнее — чувствовать время, если вы пишете про современность. Даже если вы пишете про прошлое или про будущее, все равно вы отражаете реальность — важно ее чувствовать и понимать. В этом плане хорош research, то есть наблюдение за жизнью, за людьми, за процессами, которые происходят в обществе, чтобы в вашей истории была жизнь и была достоверность.
— Очень сложно предсказать тренды. От написания сценария до выхода на экраны может пройти и год или два, а то и больше. Мы можем только предполагать, что будет со всеми нами в ближайшем будущем, — считает Олег.
«Правила» написания сценария — какие они?
Чем отличается написание сценария для рекламы, клипа или, например, полного метра? Во-первых, важен вопрос хронометража. Реклама — это не всегда история, это может быть просто набор кадров, скетчей. А в полном метре, даже в коротком, это всегда история целостная, у которой есть начало, середина и конец. И здесь сложность в том, чтобы проследить развитие этой истории и удерживать внимание зрителя на ее протяжении. Потому что в клипах и рекламе хронометраж от 30 секунд до 3 минут, а в полном метре — полтора часа минимум. Зритель должен не скучать, ему должно быть интересно, и происходящее на экране должно вызывать у него эмоции.
Самые популярные клише
Клише действительно большая проблема в сценарном деле. Но на самом деле все, что сейчас создается, — это клише, потому что за многовековую историю сценариев и в целом писательского ремесла всё уже было написано. Сейчас сценаристы занимаются синтезом, неким объединением, перестроением того, что уже придумано. Найти что-то действительно новое достаточно сложно, но есть моменты, которые являются моветоном. Например, когда фильм начинается с того, как герой просыпается, собирается на работу, когда показывается утренняя рутина. Но при этом даже этот момент может быть переделан — если мы как зрители знаем, что это, например, серийный убийца, и уже сам факт этого делает сцену интересной, потому что мы смотрим за рутиной серийного убийцы.
— Я обожаю сценарии, в которых в самом начале герой просыпается у себя дома один, а на кухне капает кран. Он ставит грязный чайник, идет в ванную и долго смотрит на свое отражение. Навскидку так начинается каждый десятый сценарий, который мне приходилось читать, — смеется Илья.
Вообще, в клише нет ничего плохого. Наш мозг так устроен, что, когда он видит что-то знакомое, ему комфортно. А если без остановки удивлять, пугать и обманывать зрителя, то он недополучит удовольствия от просмотра. И то, что сценаристы должны сделать, — постараться так продать эти клише, как этого еще никто не делал.
Принимает ли сценарист участие в съемочном процессе
Если он только сценарист, то на этом его работа заканчивается. Но бывает так, что автор является еще и шоураннером или креативным продюсером проекта. В таком случае он участвует в съемках, следит за историей, персонажами, жанром, помогает режиссеру и актерам, придумывает некоторые репризы уже на ходу.
— Чаще бывает так, что сценарист сдает свою работу, и дальше все происходит без его участия. Он только через пару лет смотрит, что там по его сценарию наснимали, и страдает от увиденного, — с горечью вспоминает Олег Гольдфайн.
Три лучших/худших картины 2023 года
— В лучших назову сериал «Одни из нас», третий сезон «Мир! Дружба! Жвачка!» и, конечно же, сериал «Вика-Ураган»! А худшие назвать невозможно, потому что кино, как любое искусство, очень субъективно. Да и, думаю, по-настоящему худшие работы мы с вами даже не видели, — говорит Илья Петрухин.
— У меня 2 лучших — «Чебурашка» и «Поехавшая». Если можно, добавлю «Мастера и Маргариту» этого года. Про худших промолчу, очень ранимые коллеги у меня, — иронизирует Олег Гольдфайн.
Несколько талантливых коллег
— Если честно, я мало кого знаю, так как больше десяти лет работаю в окружении одной и той же суперталантливой команды, так что их и назову. Это все парни из Татарстана — Олег Гольдфайн, Дмитрий Данилов, Артем Лемперт, Павел Орешин, Ильшат Латыпов, Станислав Староверов, — говорит Илья Петрухин.
— Я не могу не выделить режиссера Байбулата Батуллина и сценариста Дашу Беседину, с которыми я писал фильм «Бери да помни», но это из близких. Из тех, кого я не знаю, но слежу за творчеством, — Роман Кантер — сценарист вышедшего недавно фильма «Мастера и Маргарита», — делится Тагир Мингазов.
— Сценаристы — Даша Грацевич («Интерны», «Измены», «Холоп»), Артем Логинов («Контакт», «Сладкая жизнь», «Восьмидесятые») и Макс Пешков («Жуки», «Неличная жизнь», «Интерны»), — перечисляет Олег Гольдфайн.
Почему российское кино в большинстве случаев плохое
Во-первых, не хватает профессионалов, которые пишут сценарии. Те, кто есть в профессии, вынуждены одновременно работать на несколько проектов, торопиться из-за дедлайнов, поэтому сценарии частенько не дописываются «на пять с плюсом». Во-вторых, сценарист — самый первый человек в цепочке «киношников», работающих над проектом. Он отдает свой текст, и потом каждый уважающий себя член киногруппы начинает его «улучшать». Улучшать так, как может. И хорошо, если это правда, но зачастую бывает так, что режиссер добавил что-то свое, оператор из-за красивого кадра выкинул какую-то важную вещь, актеры не захотели говорить реплику, продюсеры поменяли локацию, тут пошел дождь и важную сцену решили вообще не снимать. В итоге сценарист не узнает на экране своего произведения. Не говоря о темах и идеях, которые он в него закладывал.
Миллионы зрителей нашего кино очень довольны, и им нравятся фильмы, на которые они ходят. Конечно, часто это один поход в кино на Новый год или на 8 Марта. Но если смотреть в процентном соотношении, у нас не больше и не меньше успешных фильмов, чем во Франции, Корее или США. Есть такая поговорка: кино должно быть много и разного — по крайней мере, так считают наши собеседники.
— Я думаю, что это какой-то стереотип. Вокруг меня люди, которые смотрят российские сериалы и остаются многими довольны. То, что они их смотрят, — показатель, что они интересны. И кино российское только развивается, в том числе и региональное. Взять, например, якутский кинематограф. Мы отстаем действительно от американского кинематографа, но, может быть, нам и не стоит идти в эту сторону и не гнаться за технологиями, а придумывать просто интересные, захватывающие истории про нас, про нашу действительность, — говорит Тагир.
Автор фото: личный архив Тагира Мингазова
А вот Олег видит причину проблемы в том, что продюсеры зарабатывают на кино еще на этапе выделения средств, а конечный результат им уже неинтересен. Ситуация медленно, но меняется к лучшему. Такие фильмы, как «Чебурашка» и «Холоп», показали продюсерам, что можно зарабатывать совсем другие деньги со сборов. Сегодня они начинают осознавать, что качество — залог коммерческого успеха фильма.
— Все хорошо получается у наших сценаристов. Нужно просто больше работать. Больше переписывать сценарий, улучшать его до последнего. Мы, как правило, под проклятия продюсеров можем сцены дописывать и переписывать уже фактически на съемочной площадке. А потом даже на монтаже можно что-то тоже улучшить, — делится Илья.
— Поменьше бы копировать Голливуд и побольше своего делать. Потому что когда «это наш ответ ...» — это всегда ужас. А свое у наших местами очень прилично уже получается, — уверен Олег.
Зачем адаптировать классические произведения?
Адаптация или переосмысление классики не проще с точки зрения сценария, потому что адаптировать зачастую сложнее, чем написать новую историю. В кино большая концентрация на чем-то одном, а в произведении, как правило, очень много сюжетных линий. Пересъемка классики — это, по мнению наших собеседников, продюсерская история, потому что когда человек видит трейлер или афишу с персонажем из произведения, которое он уже читал, кредит доверия к нему выше.
— На самом деле пишут и адаптации, и оригиналы. Индустрия переживает настоящий бум. Мы за прошлый год наснимали больше, чем вся Европа вместе взятая. На платформах лежит 32 тысячи оригинальных российских проектов, — говорит Олег.
Сценарии по прежнему отстают от заданной планки кинематографа — почему?
Многие не понимают, что сценарий проходит через много этапов изменения уже после того, как он написан. Это может сделать как режиссер, так и актеры. И в итоге во время съемок сценарий может измениться вообще до неузнаваемости. Поэтому не очень резонно после просмотра фильма ругать сценарий, потому что никто не знает, каким он был написан изначально, кроме его автора.
— Не знаю, я только шедевры пишу! А если серьезно, все упирается в деньги и мотивацию. На сценарий не принято тратить много времени и средств. Был бы проект, на который выделят деньги, а сценарий — вопрос десятый… Я надеюсь, если продюсеры начали делать упор на качество кино, когда-нибудь они догадаются, что без хорошего сценария невозможно снять хороший фильм! — говорит Олег.
Важно ли сценаристу иметь профессиональное образование
Образование никогда не бывает лишним. Но здесь намного важнее именно опыт работы, завершенных проектов. Часто бывает, что у человека есть идея, но нет сценарного опыта, и тогда могут купить просто идею и передать ее другим сценаристам.
Главный совет начинающим сценаристам от гуру
— Писать столько работ, сколько возможно. Браться буквально за все подряд, набраться опыта. Писать и свое, и чужое. Учиться у других. Постоянно переписывать. И тогда, через два-три года, ты, может быть, поймешь, что к чему, — рекомендует Петрухин.
— Главный совет, который я могу дать начинающим сценаристам, — это иметь силы и волю переписывать то, что вы уже написали. Потому что переписывать придется много и много придется сталкиваться с критикой со стороны более опытных коллег. И эта критика может быть выражена даже резко. Поэтому нужно не держаться за материал, как за некое сокровище, и находить силы исправлять. Потому что сценарии не пишутся, а переписываются. Это главное правило сценариста. Просто нужно держать в голове мысль, что этим самым ты улучшаешь сценарий, а не ухудшаешь его. И не рассматривать сценарий как исключительно твой продукт, потому что он в любом случае будет переработан на площадке, — советует Мингазов.
— Прежде всего подумайте, а оно вам вообще надо? — смеется Гольдфайн.
Популярное
Продолжаем обсуждать с дизайнерами интерьеры станций Казанского метрополитена.
Полнометражку «Руки Вверх!» by Жуков фанаты будут пересматривать
В Казани киноисторию группы представил фронтмен.
Сериал «Комбинация» - провокация
Посмотрели первые серии и делимся впечатлениями.
5 трендов этой осени – core под любой лайфстайл
Этот сезон удивляет диаметральной противоположностью модных тенденций.