Ремейки классики: танцы на костях VS переосмысление
Зачем киноделы снимают фильмы по старым сюжетам вместо того, чтобы придумать новые?
Прямо сейчас в мировом производстве находятся 125 крупнобюджетных фильмов и сериалов по великим литературным произведениям, а агенты продолжают включаться в переговоры о превращении текстов в сценарии. Российская киноиндустрия тоже присматривается к текстам писателей золотого века. В последнее время возобновляется тенденция снимать фильмы по русской классике. Только в 2024 году ожидается несколько экранизаций культовых произведений русской классической литературы. Среди них — уже вышедшая кинолента «Мастер и Маргарита» Михаила Локшина, ожидаемый фильм Клима Шипенко о Есенине «Декабрь», сериал «Преступление и наказание» с Иваном Янковским в главной роли, а также «Онегин» Сарика Андреасяна. По словам последнего, его экранизация — это дань уважения великому наследию. Андреасян не намерен уводить Онегина из классической формы в современную интерпретацию, в отличие от Михаила Локшина с его новым видением классического произведения через личное переосмысление.
Киноиндустрия регулярно пытается вдохнуть жизнь в успешные проекты прошлых лет с помощью ремейков. Иногда новые версии фильмов получаются настолько крутыми, что затмевают оригиналы, но чаще всего зрителей ждет разочарование, гнев и отчаяние. GALA поговорила с кинокритиком и ведущим на радио «Говорит Москва» Микаэлем Огановым о разрастающейся тенденции к пересъемкам именитых картин и новой волне любви к русской классической литературе.
Автор фото: «Кинопоиск», кадр из фильма «Вий»
Интерес к адаптациям классических произведений в России был всегда. Вспомним фильмы «Вий», «Палата номер 6», «Дама пик», «Солнечный удар», «Мёртвые души», «Тарас Бульба», «Бесы», «Тихий Дон», «Анна Каренина» — экранизаций классики не счесть. Прослеживаются и тенденции, связанные с фолклором: параллельно с фурором франшизы «Последнего богатыря» в кинотеатрах недавно прогремели «Конек-горбунок», «По щучьему велению», «Бременские музыканты» и «Баба Яга спасает мир». Успех «Чебурашки» также дал понять российским компаниям, в каком направлении двигаться для того, чтобы получить хорошие сборы. У зрителя есть запрос на русские сказки, на семейный продукт.
Автор фото: «Кинопоиск», кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
Автор фото: «Кинопоиск», кадр из сериала «Преступление и наказание»
Осовременивание классических произведений
По мнению нашего собеседника, осовременивать классические произведения кино и литературы не только правильно, но и необходимо. Нездоровый трепет некоторых людей к любимым книжкам, написанным Достоевским, Булгаковым и прочими, вызывает недоумение. Во-первых, благодаря свежим адаптациям можно привлечь к классике молодое поколение, продемонстрировать ему, насколько исторически насыщенным является творческое и художественное пространство России. Разве не будет прекрасно, если условный студент, который считает русскую классическую литературу неинтересной и тяжеловесной, посмотрев новых «Мастера и Маргариту», решит ознакомиться с оригиналом? Омоложенный стиль таких проектов вызывает интерес к ними. Кто в 2024 году в очередной раз клюнет на раболепное построчное прочтение того же Булгакова (с ужасом вспомним 2005 год). Зачем тратить на это время и деньги?
— Если я захочу снова ощутить эмоции, которые я прожил при прочтении оригинала, я, прости господи, перечитаю книгу, но уж точно не буду рвать на голове волосы из-за того, что абсолютно чужая для меня личность с абсолютно индивидуальным восприятием первоисточника представит горячо любимых мной персонажей какими-то иными. Что касается непосредственно производителя: не осмелюсь заявлять, что нынешним творцам не хватает фантазии для создания оригинального контента, ведь есть целый жанр артхаусного кино. Если говорить о развлекательном функционале и больших компаниях, то их авторскую импотенцию, скорее, охарактеризуют включенные конвейеры и бесконечные ремейки, за сладкой медленной гибелью которых мы можем наблюдать, опираясь на ситуацию в Голливуде, когда речь заходит, например, о Disney, — говорит кинокритик.
К отдельным отечественным адаптациям и экранизациям русской литературы вопросов нет по той причине, что в этих случаях продюсерская логика вполне прозрачна и оправданна. Представить массам свое коммерческое детище легче, когда у него уже есть культовый бренд и кредит доверия, проработанные персонажи и история, а главное — пока зритель еще не успел насытиться подобным аттракционом. Хотя давайте вновь вспомним «Мастера и Маргариту» (2024). Сможем ли мы, осознав и прочитав концепцию картины, заявить, что в ней недостаточно авторского, или пожаловаться на ее несамостоятельность, паралич перед запросом «сделать лучше»? Нужно полагать, что общественное возмущение той деформацией булгаковского текста, которую произвели Локшин и Кантор, уже выступает ответом на вопрос.
Низкопробность отечественных ремейков
— Каждое поколение должно иметь право на свое видение классики, это поможет ему оставаться в потоке национальной культурной повестки, а самой классике не кануть в лету. Другое дело — чем будет обусловлена инициатива. Если во главе угла стоит глухая потребность в социальной и политической пропаганде, либо банальная алчность, то ремейк зачастую выходит низкопробным, — считает Микаэль.
Отличие российских и зарубежных киноверсий
В российских ремейках сейчас становится меньше политики — мотив, из-за которого, как мы знаем, сильно страдают фильмы за рубежом. Если сегодня в РФ ремейки стали отражением развития индустрии и привлечения к отечественному продукту внимания широкой аудитории, то в США они, наоборот, представляются отражением системного кризиса развлекательного американского кино. В остальном у западных партнеров просто больше опыта и денег. Не стоит в данном дискурсе ссылаться на опыт СССР.
— После 1991 года вселенная перезагрузилась — достаточно почитать о том, как Шахназаров восстанавливал «Мосфильм». Дайте нашему производителю немного времени и будете гордиться им еще больше, чем сейчас, — убежден Оганов.
Популярное
Игорь Чехов о резком похудении и победителе проекта «Звезды в джунглях»
В эксклюзивном интервью для GALA комик приоткрывает небольшой секретик.
Бюджетные подарки на Новый год
В нашей подборке идеи презентов в рамках ₽500, ₽1500 и ₽5000.
Сериал «Первый номер»: глянец, который мы не заслужили
На KION начался показ новой картины о буднях печатного журнала. Что с ней не так?
Wake Up Champ: как танец раскрывает личность
В интервью для GALA организатор казанского хип-хоп фестиваля Виктория Подогова рассуждает о предназначении танца и танцевальном комьюнити.