«Один день в Стамбуле» — о чём ещё могут говорить эти мужчины
Мы сходили на премьерный показ. И кино нам сначала не понравилось. А потом как понравилось!
Лето. Солнце. Знакомый многим (до дичайшего подорожания) Стамбул и воды Босфора. Всё те же на манеже — «Квартет И», чуток разбавленный тремя второстепенными персонажами (ну чтобы хоть как-то расширить вселенную бесконечных «О чём говорят мужчины»). На берег турецкий прилетают четверо взрослых состоявшихся друзей по приглашению супербогатого пятого, который во время полёта гостей успел скончаться «от сердца». Яхта заказана, стриптизёрши отменены, гид(ка?ша?есса?) — нет, помощник почившего всем заправляет, а компанию разбавляет молодая пиарщица, тоже прилетевшая по приглашению. После недолгих разговоров-уговоров компания решается на прогулку по Босфору (уплочено — значит, проглочено), грузится на борт яхты, где все события, точнее разговоры, и будут происходить.
Изначально премьера была назначена на 22 февраля 2024 года, но неожиданно из календаря релизов исчезла, а о причинах отмены никто не удосужился дать ̶п̶о̶к̶а̶з̶а̶н̶и̶я̶ объяснения. Поклонники «Квартета И» строили догадки и задавались вопросами, но это были вопли в пустоту — представители актёров хранили молчание. На это месте ̶м̶о̶г̶л̶а̶ ̶б̶ы̶т̶ь̶ ̶в̶а̶ш̶а̶ ̶р̶е̶к̶л̶а̶м̶а̶ включается теория заговора. Да, возможно, фильм задумывался как большая полуторачасовая реклама Стамбула и окрестностей, но в силу определённых обстоятельств гигантский рекламный ролик отменили, а чтобы фильм всё же вышел в российский прокат, его отправили на перемонтаж и мариноваться почти на год. Что на выходе: вместо прекрасных улочек старого города и стамбульского колорита нам немного показывают растиражированные панорамы, общие кадры и совсем не возбуждающие путешественский аппетит грязные подворотни. Да и самого Босфора во всём его великолепии практически нет в кадре. Вам жалко что ли? Ну нет у среднестатистического россиянина сейчас, как раньше, возможности собраться и смотаться по путёвке в Стамбул — так он бы посмотрел на виды, порадовался бы.
Ещё одна догадка — картину срочно отправили на перемонтаж из-за слишком смелых шуточек. В самом начале фильм, кажется, пережил заметные склейки — настолько видны дыры в сценарии. И ещё в первых сценах чувствуется, что это фарс, имитация событий, что такого не может случиться в обычной жизни (напомню, что это комедийная драма про нечаянные поминки).
Первые 10-15 минут в общем-то дают понимание того, что будет происходить весь хронометраж. Здесь случаются стандартные шутки на татарском от Камиля Ларина, возникающие на пустом месте перепалки квартетовцев, выяснение отношений и диалоги, плавно переходящие в философские монологи. Жанр, который первым в стране привил зрителю именно «Квартет И», здесь наложили в полном объёме. Оно и понятно: «Один день в Стамбуле» — это тоже экранизация спектакля квартетовцев, и от театральности, когда на передний план выходит один из четверых, никуда не деться.
Первый вопрос, возникший у меня — «Они все что, в пластическом гриме?». Настолько актёры, скажем так, повзрослели. А некоторые и потолстели, но отнюдь от этого не подурнели. Если это грим, то очень качественный. Нет, Барац, Хаит, Демидов и Ларин всё такие же харизматичные и улыбчивые, совсем не расплывшиеся (набравший вес человек не всегда расплывается), хорошо выглядящие, но какие-то повзрослевшие, перешагнувшие ту условную черту, когда тебе внутренние устои уже не позволяют даже в тонне грима играть 30-летнего ведущего московской радиостанции.
Главная печаль «Одного дня в Стамбуле» в диалогах. Они излишне витиеваты, пропитаны то ли тоской, то ли самоиронией, слишком ненастоящие, чванливые что ли. И произносятся с такой интонацией, будто в учительской заслуженные преподаватели ведут беседу «Ах, Генриетта Теодоровна, голубушка, я так люблю шум дождя за окном, он будто уносит меня в прошлое, кружит меня в вальсе воспоминаний о балах и гусарах, напоминает мне о босоногом родовом поместье моих предков. А Вы не кокетка, Вы проститутка». К середине фильма это начинает порядком утомлять, он выстраивается в две параллели: прекрасные мысли, которые озвучивают герои, откликаются в тебе, но произносятся с таким пафосом, что хоть святых выноси. И каждый из них регулярно произносит «когда эта херня закончится», а ты им тоже хочешь задать этот вопрос. Диалоги-монологи квартетовцев периодически разбавляются разговорами турков, размышляющих о загадочной русской душе — клише, собранные у бассейна где-нибудь в Анталье. Но всё равно это звучит правдоподобно и душевно, как-то наивно, ведь мы и есть такие — на поминках смеёмся, вспоминая хорошее, а выпьем — грустим.
Можно запараллелить всё происходящее с другими гостями Турции из «Нашей Раши»: те постоянно упарываются бесплатным алкоголем, засирают иностранцев и ведут себя как настоящее быдло. В «Стамбуле» тоже быдло, но не агрессивное, псевдоинтеллигентное — герои так же упарываются, так же засирают, но только не кого-то, а друг друга и покойного банкира, и кто ведёт себя хуже — непонятно, особенно когда вскрывается фарс.
Но несмотря на все интонации и сильно вымученные диалоги о жизни, детях и женщинах (о чём ещё могут говорить эти мужчины?!) незаметно ты ловишь этот вайб, становишься заложником их слов, начинаешь поддакивать. Две дамы, пронёсшие в зрительный зал коньяк в стаканах из-под кофе, весь фильм громко смеялись, вот прямо от души. Я же почувствовал другое — это глубокомысленное кино, ода благородному старению, неизбежности. Кино о том, что итоги всегда рано подводить, но может случиться и такое, что мы не успеем, и их подведут за нас. Каждый видит что-то своё в «Одном дне в Стамбуле» — одни комедию в лучших традициях «Квартета И», другие же считывают меланхолию и осень жизни. Что ж, каждому своё.
«Один день в Стамбуле» можно смело рекомендовать только ментально повзрослевшим вне зависимости от возраста. Это местами улыбающее кино до икоты будет смешить тех, кто любит баньку по выходным, рыбалку и отдых all-inclusive. Фильм до костей проймёт тех, кто за напускной бравадой уследит за мыслью о быстротечности времени и о том, что друзей нужно принимать любыми, иначе это не друзья, а потребительское отношение; увидит грусть и прощание с молодостью. Посмотрите это кино в кино. Впрочем, совсем скоро «Один день в Стамбуле» переедет в онлайн-кинотеатры.
Популярное
Игорь Чехов о резком похудении и победителе проекта «Звезды в джунглях»
В эксклюзивном интервью для GALA комик приоткрывает небольшой секретик.
Сериал «Преступление и наказание»: плевок в лицо всем, кто ждал премьеры
Рецензируем провалившийся претенциозный проект, который выбесил зрителей еще до своего выхода.
Сериал «Трасса»: кошмар в ярких красках
Премьерные серии не пугают, а шокируют мрачной реалистичностью.
Станция метро «Козья слобода»: серое на сером
Мы продолжаем вместе с дизайнерами находить минусы и подчёркивать плюсы казанской подземки.