Кинопоиск

Автор фото: Кинопоиск

Автор материала: Дарья Малиновская

Мини-сериал «Олененок»: смотреть больно, но оторваться невозможно

Личная трагедия сценариста и главного актера, ставшая одним из самых популярных контентов на Netflix.

В апреле стриминговая платформа Netflix выдала хит, который в медиа заметили не сразу, но спустя время о нем заговорили абсолютно все. «Олененок» — автобиографичная трагикомедия шотландского комика и сценариста Ричарда Гэдда, в которой он сыграл главную роль. Пронзительный сюжет заинтересовал зрителей не только непредсказуемым развитием событий, но и тем, что основан на реальном опыте жертвы сталкинга.

По сюжету главный герой Донни Данн (Ричард Гэдд) — писатель-неудачник, который работает барменом, но мечтает о карьере стендап-комика. По натуре добрый и отзывчивый парень с грузом из невероятного количество комплексов однажды на смене оказывает сострадание и угощает чаем посетительницу Марту (Джессика Ганнинг), у которой не оказалось с собой денег. Приняв поступок Донни слишком близко к сердцу и проникнувшись к нему симпатией, Марта начинает проявлять к парню весьма навязчивое внимание, которое совсем скоро для обоих обернется трагедией.

Автор фото: Кинопоиск

Автор фото: Кинопоиск

Если вы понимаете значение слова «сталкер» не только в разрезе творчества Тарковского, но и смотрели такие фильмы как «Мыс страха» и «Мизери», то с легкостью представите себе основную фабулу фильма, которая сделала его таким востребованным. Миллионы людей ежедневно потребляют разного вида истории о жертвах и их преследователях в видеорассказах о разрушенных судьбах под псевдодокументальным соусом. Шотландский комик превзошел их все, заточив свой личный опыт в художественную форму с минимальной разницей между выдумкой и реальностью. Ричард Гэдд прошелся по избитой теме, превратив свой автобиографический моноспектакль в увлекательный и напряженный сериал. Реальная история произошла с автором в 2015 году: на протяжении двух лет его преследовала 40-летняя сталкерша. После выхода сериала неравнодушная общественность быстро вычислило прототипа героини - Фиону Харви, и это только увеличило хайп вокруг проекта.

Что касается динамики повествования, тут у сериала проблем нет: формат 7 серий по 35 минут каждая идеален для такого жанра. Автор рассказывает историю без лишней воды и затянутости. Совмещая юмор, драму и удушливый триллер Гэдд ставит зрителя в максимально некомфортные условия, которые когда-то переживал и он сам. Чем дальше двигается повествование, тем глубже раскрывается характер самой жертвы, а в четвертой серии (самой яркой и жуткой) происходит резкий разворот, благодаря которому вектор событий кардинально меняется. Сюжетный каркас рушится, обнажая множественные более ужасающие составляющие человеческой драмы.

Тяжелый, но захватывающий от первой до последней секунды просмотра «Олененок» — история, полная психологических нюансов, в которой мучитель и жертва пребывают в состоянии созависимости, садомазохистского симбиоза. Марта так же нужна Донни, как и он ей. Как бы ни было мучительно ее навязчивое внимание, оно тешит его самооценку, из-за страшных событий падшую ниже уровня городской канализации. И даже после того, как английская Фемида наконец-то разлучит их, увлечение Донни Мартой на этом не закончится — он продолжит перечитывать ее бесконечные безграмотные письма и слушать ее голос — голос женщины, которую он так любил ненавидеть. Вторая половина «Олененка» фактически лишена юмора: это жесткая исповедь жертвы сталкинга и сексуального насилия. Гэдд беспощаден и к себе, и к зрителям. Интересна и финальная сцена фильма, которая отражает схожесть Донни и Марты в их одиночестве и глубинной потере себя.

Автор фото: Кинопоиск

Зрителя здесь цепляет формат повествования в виде подглядывания за чьей-то перепиской. Готовьтесь читать бесчисленные, но дозированно и уместно интегрированные в повествование сообщения Марты. Они играют роль знаков препинания в рассказе: расставляют акценты, передают настроение, обозначают смысловые блоки. Навязчивые, неуместные, ставящие в тупик, неприличные, пугающие — они раскрывают преследовательницу не хуже ее диких очных перформансов.

Культура жертв стала одной из главных характеристик современности. Хочешь славы и признания? Расскажи историю про свою собственную жизнь и выстави себя несчастной жертвой. Это работает. Это сработало в 2020-м у сценаристки и актрисы Михаэлы Коэл, которая сняла «Я могу уничтожить тебя» об опыте сексуализированного насилия, и получила восторженные отзывы во всем мире. Это сработало и четыре года спустя у Ричарда Гэдда. Подход тот же, что и в трагикомичной «Дряни» Фиби Уоллер-Бридж или «Луи» Луи Си Кея. Но если в вышеупомянутых баланс смешного и пугающего скорее склоняется в сторону смешного, то в случае с «Олененком» — в сторону пугающего.

К жутковатому и морально изматывающему британскому проекту трудно придраться. Актерская игра великолепна по всем направлениям. В особенности игра Ричарда Гэдда — комик предстал на экране в амплуа заблудившегося мужчины на грани суицида. Гэдд выдает целую палитру эмоций несчастного лузера, каждое действие которого становится очередной порцией земли на могиле его беспросветной жизни. А вот кто действительно внушает ужас и страх, так это Джессика Ганнинг в образе Марты.

Автор фото: Кинопоиск

Шоу жестокое и честное: персонажи не всегда принимают те решения, которые мы от них ждем. В сериале есть моменты, которые надолго останутся в памяти. Это не тот тип картины с четким разрешением в финале. «Олененок» как сон, от которого трудно избавиться. В итоге вы обнаружите, что ваши мысли возвращаются к сериалу еще долго после того, как до конца досмотрите титры.