соцсети

Автор фото: соцсети

Автор материала: «Вечерняя Казань»

Матвей Астраханцев: «Я никогда этим не хвастался, но в жизни я альфа-самец»

Актер фильма «Сто лет тому вперед» о работе с Юрой Борисовым, незаслуженном хейте и о новом уровне фильмов ужасов в России.

Не так давно на экраны вышел фильм «Сто лет тому вперед» — экранизация приключений Алисы Селезневой из одноименной повести советского писателя-фантаста Кира Булычева, и один из самых обсуждаемых новых российских проектов. Одну из ролей в этой картине сыграл Матвей Астраханцев. На съемочной площадке он работал с Марком Эйдельштейном, Юрой Борисовым и Александром Петровым.

Астраханцев — восходящая звезда российского кино из Санкт-Петербурга. Родившийся в культурной столице актер в 2021 году окончил Российский государственный институт сценических искусств (мастерская Сергея Дмитриевича Бызгу). К 2024 году Матвей успел засветиться в таких проектах, как сериал «Немодельное агентство», триллер «Дополнительный урок» и драма «Родитель». В эксклюзивном интервью для GALA актер рассказал о кумирах в профессии, первой любви и о предстоящем ужастике с его участием.

Как ты попал в дебютный режиссерский полнометражный проект Александра Андрющенко «Сто лет тому вперед»?

— Это был очень долгий кастинг. Обычно присылают сцены для самопроб, ты их записываешь, и в течение месяца тебя утверждают. Тут же случилось немножко иначе. Мне не прислали никаких сцен. Я просто рассказывал о себе на камеру. Рассказал о своей жизни, о том, как я начал работать в кино, какие у меня были трудности в детстве, как я их прорабатывал. Записывая видео тогда, я даже не знал, кто режиссер и что это за проект. После отправки самопроб полгода была тишина. Я уже забыл про этот проект. Подумал, если так долго не отвечают, значит, «мимо кассы».

Но потом мне пришло письмо с просьбой приехать в Москву записать две сцены. Я без особых ожиданий поехал. Не был уверен, что меня утвердят — полгода все это обдумывалось. Я приехал, мы записали две пробы с ассистентами. Я узнал, кто режиссер, кто продюсер, кто сценарист. Увидел, что там где-то сверху было имя Федора Сергеевича Бондарчука, и понял, это то, что мне надо, и это надо забирать любой ценой. На пробах была сцена, где я ем какую-то инопланетную жидкость, когда мы встречаемся все в логове Весельчака У. В итоге это оказалась обычная лазанья. И два дня я ел лазанью, которую теперь не буду есть никогда… После этого где-то через 3-4 дня мне позвонили и сказали, что я утвержден. Я приехал снова и познакомился со своими коллегами Марком Эйдельштейном, Дашей Верещагиной и другими. Самое интересное то, что у нас был репетиционный период, а это бывает очень редко. Около недели мы репетировали все основные сцены и сцены драк. Это очень сплотило нас, и вот после этого мы начали снимать. В общем, путь получился тернистым.

Создатели как-то объяснили такой долгий кастинг?

— Я знаю точно, что Федор Сергеевич Бондарчук очень любит такие пробы. Ему интересно смотреть на человека, который рассказывает о себе, как он себя ведет, как он себя чувствует. Саша Андрющенко, наш режиссер, объяснил это тем, что он сразу понял, что я тот, кто ему нужен. Но он опасался, что я очень гиперактивный мальчишка. И это было заметно на пробах. По итогу он сказал, что никаких проблем со мной не было.

Автор фото: соцсети

Расскажи подробнее о твоем персонаже? Как ты создавал его? Кем вдохновлялся?

— Я всегда вдохновляюсь Юрой Борисовым. Потому что он для меня не просто величайший артист, а величайший человек с большой буквы. Его отношение к жизни, его отношение к миру кино, то, как он готовится, для меня огромный стимул. И я всегда на него опираюсь. Читаю про него, смотрю про него, и меня это очень вдохновляет. Периодически даже как-то пытаюсь соответствовать ему, потому что он готовится к ролям очень серьезно.

Мой персонаж Витек — мачо. И как обычно бывает, он встречается с мисс школы. И ему надо соответствовать образу. Он далеко не самый умный в компании, даже, наверное, туповатый. Но это мотивирует его проявлять другие качества: смелость, например. Когда Витек попадает в будущее, для него это своеобразная видеоигра, и там он себя чувствует главным героем. Ему это к лицу, поэтому он трансформируется, несмотря на то, что в начале он не самый позитивный герой. У Витька меняются внутренние убеждения, он хочет помогать. Потому что это то, для чего он был рожден, это его предназначение.

Тебе удалось подсмотреть, как Юра Борисов готовится к роли? Что-то узнать для себя новое?

— Есть один момент, о котором мне рассказывал режиссер. При подготовке к этому проекту была сцена, когда герой Юры стоит на трассе. И как зрители могут заметить, Глот там топлес и босиком. Мы снимали это, по-моему, в ноябре, и было уже прохладно. И в тех сценах, когда снимали крупный план Юры Борисова, то есть когда не было видно его ног, он все равно продолжал стоять босиком на мокром асфальте. И когда к нему подходили люди и говорили: «Юр, давай мы тебе постелим что-то, чтобы ты не простудился?», он отказывался от этого и говорил, что его персонажу не холодно. Он должен прочувствовать его героя, он полностью вселяется в своего персонажа. Такие моменты со съемок очень мотивируют.

Это действительно здорово!

— Да, это на самом деле очень круто! Я к этому стремлюсь. Очень сильно стремлюсь.

Автор фото: соцсети

Как твои друзья-студенты отнеслись к твоей первой большой роли в кино? Уже появились завистники?

— Завистников нет пока никаких. Может быть, я о них просто не знаю. Что касается моей семьи, моих друзей, моих коллег — всем очень понравилось. Все, кто видел [фильм], до сих пор продолжают писать отзывы. Мнение людей для меня очень важно, потому что мы все старались сделать качественно, интересно, чтобы зритель остался доволен. Есть и негативные отзывы, конечно, но мы стараемся на них не обращать внимания. И я хочу сказать, что на самом деле это, конечно, мой дебют в кино такого масштаба. Но у меня была еще одна главная роль в другом полном метре, который тоже крутили в кино. Я думаю, потом мы поговорим и о нем.

Ты имеешь в виду триллер «Дополнительный урок»?

— Да-да.

В нем ты сыграл одну из главных ролей. Тут твой персонаж тоже некий задира. Как ты относишься к тому, что тебя видят в подобных образах? И какую роль ты бы мечтал сыграть в будущем?

— Наверное, это связано с тем, что я просто немножко хулиганистый. И жизнь у меня всегда была направлена на не очень социальное поведение. Хотя сейчас я могу сказать, что я хороший человек. Я всегда хотел сыграть какого-нибудь задрота или инвалида с нездоровой психикой. Кстати, вот Игорь, который в «Дополнительном уроке», он физически нездоров, потому что совершает очень плохие поступки. Я не знаю, почему мне дают такие роли, но я на этом не собираюсь останавливаться.

Почему именно таких людей ты хотел бы сыграть?

— Потому что это интереснее. Сыграть красавчика много ума не надо. Мне хочется копаться в персонаже, хочется от чего-то отталкиваться. Когда ты играешь человека с какими-то ограниченными возможностями — это очень интересно. У меня в детстве было много всяких историй, связанных с тем, что я отличался от остальных. У меня мама с папой очень красивые, может быть, мне просто повезло с этим. Я никогда этим не хвастался, но в жизни я как бы альфа-самец и есть. А вот покопаться и попробовать себя в совсем другом амплуа, это намного интереснее.

Автор фото: соцсети

Каково было работать с актерами такой величины, как Александр Петров и Константин Хабенский? Как они вели себя на съемочной площадке?

— Саша Петров прекрасный человек! Я его очень люблю, мы с ним подружились. Всех преследует какое-то мнение, что Саша Петров весь из себя звезда. Я хочу сказать, что это не так, он прекрасный человек, замечательный, очень добрый и искренний. Когда мы начинали снимать и я стоял в кадре с Сашей, он правда превращался в своего персонажа, и я понимал, что он — талант. Никаких трудностей с ним не было.

С Константином Юрьевичем Хабенским мы не пересеклись на съемочной площадке, хотя общались потом. И у меня был бы мандраж, потому что это не просто человек, а история.

Что ты думаешь об Александре Петрове? Его карьера вызывает большую дискуссию в сети.

— Я не считаю, что он играет всегда одного персонажа. Знаете, когда он снимается в комедийном проекте, он веселый: ты смотришь на него и тебе смешно. А потом он снимается в драматическом проекте, ты смотришь на него и тебе хочется плакать. Я не понимаю, как можно говорить о том, что Саша играет одни и те же роли, играет себя. Я с этим не согласен.

Ты поддерживаешь с ним как-то общение сейчас, после съемок?

— Так, чтобы переписываться каждый день, нет, но у нас есть группа с актерами фильма, там есть Саша, и мы общались там. Если что-то нужно, я могу ему позвонить и спросить какого-то совета, так же как и у Юры Борисова. Мы с ребятами каждый день общаемся, с молодыми, с Марком [Эндельштейном] например.

Недавно в Каннах фильм с его участием выиграл, передавай ему поздравления!

— Да. Это очень здорово. Вместе с Юрой Борисовым кстати. Я обязательно передам ему!

Вернемся к тебе. Съемки «Сто лет тому вперед» преимущественно проходили на зеленом фоне. Каково тебе было играть без вспомогающих декораций? Труднее ли входить в роль при таких условиях работы?

— Вообще-то декорации у нас были, и они были грандиозные. Их строили очень долго, но в то же время оперативно для такого масштаба. Все, что вы видите — школа, например, это не декорация, так же как и автобус в финальной сцене. Город сзади нарисован, но все остальное — декорации. Единственное, были моменты, когда ты смотришь в стену, и тебе нужно как бы поверить в то, что там не стена, а мегаполис темного будущего. Что там летают корабли, тарелки, какие-то пираты и все остальное. Мы это обсуждали еще на репетициях, что все должны в это верить. Потому что если мы не будем в это верить, а будем делать вид, что мы в это верим, то это все не будет работать вообще. У меня с воображением все, слава Богу, в порядке, поэтому вроде получилось это сделать. Константин Юрьевич сказал, что мне очень понравилось, что это кино не про графику, не про экраны, это кино про актеров, которых где-то дополняет графика. Но в первую очередь — это история о любви, история о дружбе. Поэтому, нет, было несложно.

А как ты относишься к тому, что в сети фильм считают паразитированием на успехе советского кино, в частности — «Гостьи из будущего»?

— Большинство этих отзывов оставляют люди, которые не видели фильм. Я в этом убежден. А как мы знаем, предвзятое отношение лишь внутри, этого нет в реальности. И чтобы от него избавиться, нужно просто сходить и посмотреть кино, потому что я убежден, что это кино не может оставить негативных впечатлений. «Сто лет тому вперед» — отдельная история, за основу которой просто взяты главные персонажи от той экранизации «Гостьи из будущего». Это отдельная история. Это не продолжение Алисы Селезневой и не продолжение «Гостьи из будущего». Все, кто посмотрел кино из тех, кого я знаю, остались с положительными эмоциями. Поэтому сравнивать его категорически нельзя ни с чем. А вы смотрели «Гостью из будущего» сами?

Очень давно, когда была маленькой.

— Похожа история?

Нет.

— Она как минимум не может быть похожа только потому, что там дети 14-15 лет, а здесь дети, которые заканчивают школу, 11-классники.

Согласна. А в личной жизни ты такой же человек, как и на публике, или у тебя есть некий сценический образ?

— Нет, сценического образа у меня никакого нет. Я открыт с аудиторией и такой же в жизни.

Как ты относишься к тому, что в интернете тебя сравнивают с актером «Временных трудностей» и «Вторжения» Риналем Мухаметовым?

— Мне говорят, что мы с ним просто похожи внешне. Было бы классно сыграть его сына, например, или брата. А про то, что нас прям сравнивают, я не слышал. Я отношусь к нему с уважением, он классный артист, я слежу за ним. Поэтому у меня не вызывает никаких негативных чувств то, что нас сравнивают. Это даже клево (смеется).

Ты как-то пытался выйти с ним на связь?

— Пока нет. Я считаю, если нужно, то судьба меня с ним сведет. И мы обязательно вместе поработаем.

Автор фото: соцсети

Автор фото: соцсети

Расскажи об ожидаемом проекте с твоим участием «Дети леса: Мельник». Роль кого ты исполнил в этом триллере?

— У меня там одна из самых главных ролей. Это будет фильм ужасов, снятый здесь, в Москве. Для меня было очень необычно, что наши ребята решили запустить такую историю. Я хочу сказать, что фильм должен выйти к Хеллоуину, где-то в конце октября. И я от него ожидаю очень много, потому что снят он невероятно талантливо, естественно, в артхаус-стиле. Я не могу, к сожалению, рассказывать, что там будет. Потому что сейчас нет ни тизера, ни трейлера еще. Есть только история про ребят, которые едут в дом в лесу, чтобы выявить какие-то паранормальные явления. Я думаю, что фильм соберет достаточно хороших отзывов. Это будет новый уровень фильмов ужасов в России.

Звучит круто. Мы желаем успеха твоему фильму! Увидели у тебя в одном из интервью татуировки. Они не мешают при прохождении кастингов?

— Я ждал этого вопроса очень давно, но мне почему-то никто его не задавал. У меня есть подготовленный ответ на него. Мне татуировки не мешают, они мешают продюсерам и режиссерам. Но в свою очередь хочу сказать, что на больших проектах мне их закрашивают. Те, кому надо меня снимать, с этим заморачиваются, а кому проще найти кого-то другого — они и находит кого-то другого. И я даже могу сказать, что жалею о том, что их сделал давно в детстве. Они у меня с 14 лет. И сейчас я занимаюсь их сведением. Это очень долгий, болезненный процесс. И очень дорогой, поскольку у меня забита вся правая рука полностью. Это займет несколько лет. Я думаю, что через пару лет у меня будут чистые руки.

Как ты набил в 14 лет татуировки? Тебе родители разрешили?

— Нет, конечно, никто мне не разрешал. Просто я был глупый несформировавшийся пацан, которому пришло в голову это сделать. Тогда это было модно. И еще ни у кого не было татуировок, а я решил стать первым на районе. И я забил всю руку в седьмом классе. Это было круто на тот момент, все очень это оценили. Но я считаю, что в таком возрасте их не нужно делать, потому что твои жизненные стереотипы, твои убеждения меняются с возрастом. Я в детстве был наивный и глупый парень. Никому не рекомендую набивать татуировки вообще.

В одном из интервью ты говорил, что твоя мама тоже актриса. Она как-то следит за твоими проектами? Дает советы? Может быть, хвалит или критикует?

— У меня не только мама актриса, а еще и отец Андрей Астраханцев. Он невероятно крутой актер, который работал очень долгое время в театре и снимался в кино, у него больше 150 ролей. Собственно, мои родители познакомились в театре. И что мама, что папа, естественно, мною гордятся. Мама всегда мне говорит, что я молодец, и полностью меня во всем поддерживает. А папа вот недавно мне сказал: «Матвей, что-то ты вот здесь переиграл, по-моему». Я думаю, бать, как так? В смысле? Но ему проще сказать мне правду, чем маме. Она меня всегда хвалит, но при этом очень много чему и обучает.

Давай поговорим о твоей жене Алине. Где и как вы с ней познакомились?

— Я коренной петербуржец, а она — москвичка. Познакомились мы вообще во Владимире по счастливой случайности: я ездил туда к своим знакомым, и она — к своим. И так получилось, что у нас знакомые оказались общими. Мы просто в компании пересеклись и познакомились. Потом она меня позвала к себе на день рождения. Ну я и приехал. Мы поцеловались. И так получилось, что мы оба влюбились друг в друга с первого взгляда. Самое интересное, что мы начали жить вместе сразу. И вот продолжаем жить вместе в Питере. Уже пять лет будет в июле. Так мы с ней рука об руку двигаемся. Знаете, отношения — это тяжелейшая работа, которая тебе потом дарит приятные чувства, ощущение удовлетворенности, чувство любви. Самое главное в отношениях — это уступать друг другу. Это дается всегда тяжелее всего, но когда ты думаешь не только о себе, а думаешь о ней и поступаешь так, как лучше будет ей, то потом это все в тысячекратном размере тебе возвращается.

У тебя есть кумир в профессии. С кем бы ты мечтал поработать в будущем?

— С Юрой Борисовым!

А из режиссеров?

— Я бы очень хотел поработать еще раз с Сашей Андрющенко, потому что для меня это невероятной силы режиссер. Я бы поработал с удовольствием с Жорой Крыжовниковым. Хочу поработать сейчас с Федором Бондарчуком. Для меня это просто мужчина-идеал. А так я вообще открыт всему новому.

Автор фото: соцсети

На что ты готов ради роли?

— Я на все готов. Если скажут побриться налысо и потолстеть на 100 килограмм — я готов. Или сыграть женщину, или еще что-нибудь. Вообще все что угодно. На самом деле у меня в этом нет никаких ограничений. Эксперименты в мире кино — это очень интересно.

Согласился ли бы ты сыграть в фильме, который тебе не понравился бы ни по сценарию, ни по роли, но ты бы точно знал, что он принесет тебе народную известность?

— Интересный вопрос. Если сценарий — дерьмо, думаю, что я буду об этом общаться не только с самим собой, но и с моими коллегами доверенными лицами, на которых я опираюсь. И если это будет единогласно идти вразрез со всеми моральными устоями, то я откажусь от этого.

Что бы ты хотел получить от профессии актера? Славу, денег или, может, чего-то другого?

— Профессия актера абсолютно непостоянная. Она то есть, то ее нет. И, конечно, как и любому другому человеку, мне хочется, чтобы мое творчество нравилось людям. Потому что зрители — основная обратная связь в нашей профессии. И мне бы очень хотелось, чтобы я нравился людям, чтобы меня ждали в каких-то фильмах, чтобы за мной следили. Но я не могу сказать, что мне хочется это делать ради денег.

Как ты относишься к критике в твой адрес?

— Вообще отлично. Мне написали тут недавно, что я тупой мажор в этом фильме. Я поулыбался, думаю, клево! Я вообще очень просто к этому отношусь. Сколько людей, столько и мнений, приятно послушать каждого (смеется).

Автор фото: соцсети

Какие новые проекты с твоим участием нам ждать в ближайшее время?

— «Дети леса» будут самыми ближайшими из тех, которые выходят. Также сейчас начнутся съемки третьего сезона сериала «Против всех». Я там буду немного мелькать.

Если бы ты писал книгу о том, что происходит с тобой сейчас — как бы она называлась?

— Первое в голову мне пришло «Просто очень интересная история».