Лев Зулькарнаев: «Это была искалеченная, больная эпоха»
В эксклюзивном интервью для GALA актер, исполнивший роль Зимы в сериале «Слово пацана», рассказывает о проекте, своей роли и личной жизни.
Сложно вспомнить столь же нашумевший русский сериал, который буквально находился бы на слуху у всех. Можно бесконечно рассуждать, что повлияло на резонанс «Слова пацана» — талантливые создатели? Удачно подобранный костяк актеров? Немалую лепту внесли и чиновники, пытающиеся его запретить, создав «эффект Барбары Стрейзанд». Так или иначе, на тему сериала высказались, наверное, абсолютно все медийные личности, а в соцсетях даже появился «оберег от сторис про «Слово пацана». Турбо, Адидас, Пальто, Маратик, Ералаш — всем хорошо запомнились экранные герои, погруженные в эпоху 80 – 90-х, до сих пор вызывающую у многих болезненные воспоминания. Набирающий популярность актер Лев Зулькарнаев сыграл в этом сериале одного из самых колоритных персонажей. В эксклюзивном интервью для GALA он рассказал о детстве, первых шагах в профессии и съемках сериала, ставшего легендарным еще до выхода последней серии.
Наш герой родом из Тюмени. В 2022 году Лев окончил ГИТИС по направлению «режиссура». Ему всего 23 года, но «Слово пацана» не первый сильный проект в его фильмографии. В 2022 году на экраны вышла комедия «Экспресс» с Зулькарнаевым в главной роли. Следом за ней выходит драматический сериал «Шаляпин», где Лев играет Рахманинова. В «Слове пацана» актер исполнил роль прямо противоположного персонажа — гопника по кличке Зима, необычайно органично вписавшегося в казанский вайб 80-х.
— В прошлом году ты окончил ГИТИС по направлению «режиссура». Но в твоей фильмографии уже есть несколько сильных работ, где ты принимаешь участие в качестве артиста. Ты планируешь заниматься режиссурой или дальнейшая твоя карьера будет связана с игрой в кино?
— Когда я поступил на направление режиссуры в ГИТИС, это было достаточно спонтанное решение, изначально я планировал поступить на актерский факультет. В процессе обучения у меня однозначно поменялись взгляды на этот счет – именно тогда и случились мои первые спектакли в театре и съемки. И на данный момент я решил для себя, что все-таки хочу посвятить себя актерскому мастерству. Конечно, и насчет режиссуры у меня много идей, планов, задумок. Но сейчас я понимаю, что нужно выбрать что-то одно для себя, чтобы обрести успех и некое реноме в своем деле. Безусловно, для меня самое главное — внутренняя готовность к определенной задаче. Режиссура — это не то дело, где все получится просто так: здесь нужна внутренняя воля, зрелость и решимость, которые, возможно, придут ко мне со временем.
— Как тебе удалось сделать такой прорыв в карьере за год после окончания универа? И как ты вообще выбираешь проекты, в которых будешь сниматься?
— Как мне удалось сделать такой прорыв? Да я особо и не трудился в поте лица над этим, все случилось само собой: я шел туда, куда меня звали, и делал то, что от меня зависело. Когда была возможность выбирать проекты в начале моего пути, это было прекрасно. Повезло с тем, что в конце третьего курса появилось предложение по фильму «Экспресс» — он стал большим дебютом в моей карьере. С помощью этой авторской кинокартины, излюбленной критиками, я смог заявить о себе в качественном, фактурном, эксклюзивном проекте, а не просто «залетел куда-то», в какой-то непонятный резонанс. «Экспресс» был близок мне по сценарию, да и вообще как целостное кино, которое просто интересно смотреть. И дальше, шаг за шагом, стали появляться предложения – как ответ на мой дебют в этой киноленте. Например, то, что произошло с сериалом «Слово пацана. Кровь на асфальте», этот беспрецедентный ажиотаж, — для меня и всех остальных актеров настоящая удача, в которую ты не можешь поверить и за которую не можешь не быть благодарным. Нужно быть внимательным к таким вещам — это значит, что ты сделал правильный выбор. Нужно уметь выбирать проекты, выстраивать свой путь в соответствии с внутренними критериями, актерским вкусом, участвовать только там, где есть смысл твоего участия.
Автор фото: Маша Добрыгина
— Расскажи, как ты попал в «Слово пацана»? Ты сразу пробовался на роль Зимы или рассматривал другие варианты? В кастинге участвовал на общих основаниях или тебя позвали?
— Меня сразу же позвали на роль Зимы. Я приехал, там был только кастинг-директор, и мы записали с ней видеопробы. Я уехал, мне позвонили и сказали, что я утвержден. Все было максимально прозаично: дальше мы уже просто репетировали с режиссером Андреем Першиным (Жорой Крыжовниковым. — «ВК»).
— У тебя самого в детстве была кличка?
— У меня и сейчас есть кличка — Зима, многие начали отождествлять меня с моим героем из сериала. А вообще, моя фамилия Зулькарнаев, поэтому всю жизнь меня называли Зуля — ласково, в приятном ключе - что в школе, что в институте.
— Что ты знал о гопниках и вообще о тех временах до съемок? Кто помогал тебе найти образ?
— Я сам очень далек от этой культуры, никогда не был к ней близок или как-то с ней связан. Поскольку это совсем не имеет ко мне никакого отношения, мне приходилось изучать множество материалов, чтобы понять специфику этой эпохи. Благо у нас был консультант на площадке — Роберт Гараев, который направлял нас в работе. Несмотря на то что я далек от этого времени, волей-неволей я привношу как Лев Зулькарнаев в этого персонажа что-то свое, уникальное: я предлагаю ему самого себя — тут как раз таки встречаются эти две полярности. Я наделяю его какими-то качествами, которых, возможно, и не было в сценарии — получается сложный организм, при этом интересный симбиоз. Отсюда объем — некая дистанция, которая разделяет меня с героем, я могу видеть его со стороны и говорить о нем. А мой персонаж делится со мной теми качествами, которых нет у меня.
— Как ты готовился к съемкам? Как вживался в роль? Ты читал книгу «Слово пацана»?
— Я не читал книгу Роберта Гараева, так как сам сериал — собирательная история о жизни подростков того времени, которая написана именно Андреем Золотаревым и Жорой Крыжовниковым, тут нет привязки к книге «Слово пацана» . Общение с Робертом было как с консультантом, человеком, который много знает об этом времени. Я готовился к съемкам с помощью документальных фильмов, интервью, архивных материалов.
— У тебя кто-то из знакомых или родственников был в ОПГ?
— Нет, никто из моих родственников или знакомых в ОПГ не участвовал.
— Герои, которых вы с ребятами сыграли, – это благородные пацаны-друзья или все-таки преступники?
— Во-первых, это прежде всего молодые люди, которые попали в очень сложное время, искалеченную и больную эпоху. И в связи с этим они совершили ошибки. Так жить нельзя — делать подобные ошибки просто неприемлемо. Я не вешаю на них клеймо «преступников» или «Робин-Гудов» — тут речь идёт не о том, как назвать, а о том, что общество того времени сбилось с верного пути и не могло себя найти. И, конечно, они придут к печальному финалу такой жизни, зло не может остаться безнаказанным.
Автор фото: Кинопоиск
Автор фото: Кинопоиск
— Я слышала, что у тебя есть татарские корни. Это правда? Расскажи о своей семье, чем занимаются твои родители?
— Да, я наполовину татарин по папе. Мама у меня работает в Сбербанке, папа связан с нефтяными делами, не буду вдаваться в частности. Прекрасная семья, я их очень люблю — они сами по себе внутренне очень творческие люди, несмотря на разные сферы деятельности. Мой креатив по жизни — это все от них!
— «Слово пацана» начинали снимать в Казани, но потом из-за запрета пришлось продолжить съемки в Ярославле. Как съемочная группа отнеслась к вынужденному переезду?
— У нас не было задачи, насколько я знаю, снимать проект в каком-то конкретном регионе или в Казани. Все объекты в кино, как правило, выбираются, исходя из графиков артистов, погодных условий, декораций и фактуры. В итоге остановили выбор на Ярославле.
— Как ты реагируешь на то, что чиновники хотят запретить сериал? И вообще, тебе обидно, что на него столько нападок и критики?
— Если честно, я об этом совсем не думаю, потому что споры ведутся ожесточенные и жаркие. Я могу сказать, что те, кто видят, о чем на самом деле этот сериал и история, они понимают, что это кино о большой трагедии, о том, к чему никак нельзя возвращаться и нельзя романтизировать, о том, как судьбы молодых людей калечатся. Люди, которые действительно смотрят этот сериал не поверхностно, делают совершенно другие выводы.
— Я не знаю ни одного человека, который смотрел «Слово пацана» и он бы ему не понравился. Как ты сам оцениваешь эту работу?
— На стадии сценария и съемок многие понимали, что результат будет достаточно хороший. Просто мы не ожидали, что будет такой ажиотаж. Я как зритель очень люблю подобные сложные, неоднозначные, объемные работы, которые бывают откровенными и болезненными. Я как зритель уважаю подобную честность, мне важно, чтобы со мной говорили, и, возможно, я с чем-то не соглашался, что-то не принимал, во что-то влюблялся. Когда разговор со зрителем поверхностный, банальный, «с пальчиками, фокусами» — от этого диалога нельзя будет извлечь ничего полезного, пустая трата времени.
— Как ты считаешь, станет ли сериал таким же культовым, как «Бригада», с которой вас часто сравнивают?
— Я не был свидетелем резонанса «Бригады», но думаю, что мы уже перегнали их или совсем недалеко от этого сериала. Честно, мне нужно посмотреть статистику просмотров, потому что я не так силен в этом.
— Многие обвиняют «Слово пацана» в романтизации бандитизма. Что ты можешь ответить этим людям?
— Могу посоветовать, чтобы они внимательно смотрели.
Автор фото: Маша Добрыгина
— Что ты думаешь по поводу того, что подростки в последнее время начали подражать сериалу?
— Надеюсь, что это все ограничится детскими играми. Нужно смотреть законченное художественное произведение, чтобы делать выводы. Мне кажется, что у сериала не зря рейтинг «18+», потому что его должны смотреть взрослые люди - подростки все же более подвержены каким-то эмоциональным всплескам. Но я надеюсь, что даже те, кто подвержен эмоциональным всплескам, все-таки досмотрят сериал до конца и поймут, что к чему.
— Ты профессиональный актер, но некоторые твои напарники по площадке не имели актерского образования (хотя бы в силу возраста). Это осложняло процесс съемки?
— Нет, конечно. Кино — это прежде всего запечатление пространства и времени. Актеры, несущие за собой весь опыт театральной игры, подчас могут излишне демонстрировать его в кадре. И в этом смысле они проигрывают шкафу, потому что шкаф – он и есть шкаф и не пытается быть табуретом. Также и актеры без опыта: они могут быть гораздо органичнее, смотреться в кадре выигрышнее, не пытаться кого-то сыграть и быть таким, какой он есть. У него нет задачи прыгнуть выше головы, потому что это кино — тут другой закон существования.
— С кем больше всего понравилось работать на площадке и, возможно, вне проекта, ты с кем-то сейчас общаешься?
— Мы со многими ребятами общаемся и после выхода сериала достаточно близко. Провели много времени с Ваней Янковским, поскольку он старший товарищ, все-таки, наш — гитисовский. В каких-то вещах он стал для меня наставником.
— Каково было работать с Першиным? Какие вводные он давал перед съемкой?
— Я достаточно давно хотел поработать с Андреем Николаевичем. Посмотрев его прошлые проекты, мечтал с ним познакомиться и иметь возможность стать частью его нового проекта. Он безумно чуткий режиссер, режиссер-педагог, который открывает актера с неизвестной стороны. Он открывает какие-то новые резервы — это огромная радость. Работа с ним – это всегда смех, поиск, импровизация. Он — мастер.
— Как ты думаешь, почему сериал «Слово пацана» так срезонировал в обществе?
— «Слово пацана» срезонировал с тем воздухом, который есть в обществе. Все им дышат. Это очень важный разговор — о наболевшем, насущном, о сегодняшнем дне.
— В сериале много драк, причем весьма реалистичных: когда персонаж со всей силы бьет в лицо. Как снимались эти сцены? Есть какой-то актерский секрет?
— Секрета никакого нет. Обычные постановочные драки — часть профессии. Приходят каскадеры, репетируют с актерами, никто не пострадал при съемках (смеется). Методы творческой кухни!
— Какая сцена оказалась для тебя самой эмоциональной?
— Как для актера — момент из пятой серии в сцене на песках, когда мы встречаемся с Желтым, который бьет пацанов наповал. Как зрителю мне понравился конец этого же эпизода, когда Адидас забирает Айгуль со словами «Поехали домой, сестренка» — меня просто размотало.
— Тебе стало поступать больше предложений после фурора «Слово пацана»?
— Конечно, на многих, кто принял участие в проекте, этот сериал отразился положительно, мы продолжаем работать, но уже в других проектах. Мне стали поступать предложения, но я не могу сказать какие.
— Сериал планируют продлевать на второй сезон? Как ты считаешь, это нужно? Есть ли вообще такие разговоры?
— Если честно, я не знаю, таких разговоров пока что не было.
— У тебя на память осталось что-то из одежды или реквизита?
— Нет, это же все казенное! Отработал и домой поехал.
— Ты бы показал «Слово пацана» своим детям?
— Конечно, когда они у меня будут — покажу.
— Наверняка после этого резонанса повысилась твоя популярность не только как актера, но и как харизматичного парня. Фанаты пишут тебе в директ?
— Пишут, и довольно часто. Действительно, большой и неожиданный резонанс. В этом тоже должна быть моя зона ответственности. Раз аудитория приходит — значит, ей нужно что-то предложить. Посмотрим, возможно, придумаю что-то.
— У тебя есть девушка? Слышала, что вы состоите в отношениях с Дашей Верещагиной (российская актриса. — «ВК»).
— Нет, у меня нет девушки. Даша Верещагина — мой лучший друг и моя однокурсница. Все, что касается «романтики», — это наши общие приколы, способы шутить.
Автор фото: Маша Добрыгина
— Чем ты занимаешься в свободное время, если оно, конечно, есть?
— Конечно, оно у меня есть, а зачем же работать, если у тебя нет свободного времени? Захочу — чай попью, захочу — в футбол поиграю, захочу — за границу съезжу. Я доверяю моменту и себе, обязательно придумываю себе занятия.
— Давай закончим наше интервью небольшим блицем: «Бригада» или «Слово пацана»?
— «Слово пацана».
— Андрей или Маратик?
— Маратик.
— Кощей или Желтый?
— Сложно, но все-таки Желтый.
— «Пыяла» или «Розовый вечер»?
— Хм, «Розовый вечер».
— Чему учит «Слово пацана»?
— Задумываться о том, как ты живёшь.
Популярное
Игорь Чехов о резком похудении и победителе проекта «Звезды в джунглях»
В эксклюзивном интервью для GALA комик приоткрывает небольшой секретик.
Бюджетные подарки на Новый год
В нашей подборке идеи презентов в рамках ₽500, ₽1500 и ₽5000.
Сериал «Первый номер»: глянец, который мы не заслужили
На KION начался показ новой картины о буднях печатного журнала. Что с ней не так?
Wake Up Champ: как танец раскрывает личность
В интервью для GALA организатор казанского хип-хоп фестиваля Виктория Подогова рассуждает о предназначении танца и танцевальном комьюнити.