Кинопоиск

Автор фото: Кинопоиск

Автор материала: Дарья Малиновская

Из достоинств у «Онегина» Сарика Андреасяна только украденное название

Объясняем, что не так с новой экранизацией классики (все).

«На самом деле — скучнейшее банальное рядовое кино. Скучно. Банально. Просто. Предсказуемо! Обычное кино без каких-либо восхищений. Хорошо, что я вино в зал заказал. Как-то высидел эти три часа!» — нет, это Сарик Андреасян не про своего «Онегина», а про обладателя семи «Оскаров» «Оппенгеймера».

Поэтому, если вы видите, что к созданию какой-либо картины причастен Сарик Андреасян, — это черная метка. Не тратьте на поход в кино деньги, не поддерживайте этот грех рублем, в конце концов, поберегите нервы. Подпускать этого человека к кинематографу нельзя, но каким-то непостижимым образом он с ним все еще связан и продолжает делать то, что даже нельзя назвать фильмами. В этот раз Андреасян замахнулся на целого Пушкина, но по статье 244 УК РФ его почему-то никто не судит.

В российском прокате показали историю утомленного светом Евгения Онегина и мечтательной Татьяны Лариной, срежиссированной Андреасяном — автором таких шедевров, как «Защитники», «Тот еще Карлосон!», «ЛОпуХИ», «Женщины против мужчин», «Беременный» и «Служебный роман. Наше время» (средний рейтинг данных картин на «Кинопоиске» 2,5).

Сюжет точь в точь повторяет первоисточник — роман Александра Сергеевича Пушкина. Мы оказываемся в первой половине XIX века в городе Петербурге, где молодой дворянин Евгений Онегин (Виктор Добронравов) проводит свое время, лениво развлекаясь с женами своих друзей и артистками балета, все больше погружаясь в уныние. Однажды он получает письмо от своего пожилого дядюшки, который просит его приехать в родовое поместье. Когда карета Евгения прибывает в деревню, он оказывается прямо на похоронах своего родственника. Измученный столичной суетой герой решает вступить в свое наследство и отдохнуть от городской жизни. Но в его мир врываются помещица Скотинина (Ольга Тумайкина) со своими четырьмя дочерьми, бывший офицер Зарецкий (Алексей Гришин) и поэт Владимир Ленский (Денис Прытков), который только что вернулся из Германии. Именно Ленский знакомит Онегина с Прасковьей Лариной, в младшую дочь которой сам Ленский влюблен с детских лет. Но внимание Онегина привлекает старшая дочь — Татьяна, строгая и внешне неприступная, предпочитающая светским беседам чтение романов Сэмюэла Ричардсона в уединенной беседке. Так уж совпало, что ее играет жена Андреасяна — Лиза Моряк.

Владимир ухаживает за Ольгой, и их отношения движутся к свадьбе. Ну а Татьяна влюбляется в Онегина. После знаменитого письма («Я вас люблю, чего же боле...») следует не менее знаменитое объяснение, разрушившее надежды девушки на брак: Онегин не склонен к созданию семьи.

Еще на этапе анонсов «Онегин» вызвал бурную дискуссию в интернете, причем сразу в несколько ожесточенных волн критики. Часть публики возмутилась, что великий роман будет переносить на экран один из самых спорных режиссеров России.

Да, «Онегин» не полный провал вроде «Защитников». Но зрителям предлагается не переработка классического произведения через призму реальности или авторского видения режиссера, а историческая мелодрама, которая только и делает, что пытается копировать стиль «Гордости и предубеждения» и других успешных работ. Фильм кажется скучным и ненужным, это просто хрестоматийный пересказ событий романа неталантливыми актерами, при этом еще растянутый на два с половиной часа. «Онегин» — банальный пересказ истории, в которой нет живых людей. А чтобы растянуть действие для полного метража и собрать с людей денежки (для сравнения, фильм длится чуть меньше второй «Дюны»), Андреасян прибегает ко всевозможным филерам и демонстрации того, что и так понятно. Он использует паузы, усиливает бессмысленность происходящего крупным планом и созданием несуществующей интриги, в общем — отрабатывает бюджет.

Автор фото: Кинопоиск

Автор идет по самому избитому пути — берет книжку, переводит поэзию в диалоговую прозу и сохраняет все сюжетные линии. Тут и декорации питерских дворцов, и огромное количество костюмов, и перманентные речи ни о чем. Мы с первых же секунд мгновенно сталкиваемся с самой очевидной ошибкой режиссера — кастом. У профессии актера нет возрастных ограничений, однако они есть у персонажей. Играть в 41 год юношу 18–26 лет (а именно такой возраст был у Онегина в начале и конце романа) — довольно рискованное дело.

Добронравову не впервой вживаться в роль Онегина. Он уже на протяжении 10 лет играет его в постановке театра имени Вахтангова. И надо сказать, получает только хвалебные отзывы. Но игра в театре и кино — это абсолютно разные вещи. Зрителю не нужен Евгений со сцены. Они хотят видеть другое. То же касается и женских ролей. Сарик Андреасян игнорирует не только возраст пушкинских персонажей, но и их внешность. К примеру, по роману у Ольги Лариной светлые волосы. Но Таня Сабинова на блондинку явно не смахивает. Невольно мелькает подозрение, что актеры подбирались под 28-летнюю жену режиссера, играющую 17-летнюю Татьяну.

Автор фото: Кинопоиск

Постановщик не ограничился диалогами в прозе и все-таки вставил стихотворные строки. Точнее — вложил их в уста рассказчика, роль которого исполнил Владимир Вдовиченков. Вдовиченков также играл с Добронравовым в театральной постановке «Онегина», и тоже в роли героя-рассказчика. Поскольку актерам театра порой бывает необходимо время, чтобы переодеться, или же на сцене необходимо сменить декорации, а чтобы зритель в это время «не скучал» и не терял связь с происходящим на сцене, ввод такого персонажа вполне обосновывается. Но в кино такой принцип не действует. Нельзя вводить в подобное сюжетное повествование персонажа, которого видит только зритель и которого как будто не замечают остальные персонажи. В это повествование просто невозможно поверить, погрузиться в него. Просто представьте: Владимир Вдовиченков вылезает из кустов и начинает читать стихи, в то время как рядом седлает коня Евгений Онегин.

Сарик добавляет в фильм спецэффекты — в сны героев. Но делает он это довольно посредственно. В одной из сцен персонаж Добронравова падает в гроб, и действия происходят будто на фоне хромакея. После грандиозного успеха экранизации «Мастера и Маргариты» Михаила Локшина это выглядит как курсовая работа ученика режиссерского факультета, за которую поставили неуд.

Будет несправедливо игнорировать тот факт, что декорации действительно выглядят роскошно. Поэтому сразу понять, что не так, сложно. Но потом доходит: все кадры выглядят стерильно. Сцены в помещениях снимали в музее: заметно, что на этих стульях никогда не сидели, свечи никогда не зажигали, одежду никогда не носили и даже еду со столов никто и никогда не должен есть.

Как и в оригинале, главным героям не суждено стать счастливыми. Таня решит выйти замуж за другого, в то время как Онегин наконец поймет, что любит ее. Возможно, фильм Андреасяна будет полезен учащимся одиннадцатых классов, готовящимся к экзамену ЕГЭ. Но изучать Пушкина по бездарным фильмам — как будто бы плохая идея.