Кинопоиск

Автор фото: Кинопоиск

Автор материала: Дарья Малиновская

Громкая премьера «Тихого места»: удачный приквел для большого экрана

Спойлер — за кота переживаешь больше, чем за героев.

В российский прокат вышел фильм «Тихое место: День первый» — приквел к основной дилогии о том, как началось вторжение слепых, но чутких на слух пришельцев. Шесть лет назад режиссер Джон Красински дебютировал с научно-фантастической картиной «Тихое место», перевернув шаблонный нарратив фильмов ужасов, показав, как на самом деле должен выглядеть саспенс. Режиссером и сценаристом на этот раз выступил Майкл Сарноски (снявший «Свинью» с Николасом Кейджем в главной роли), а продюсером — Майкл Бэй. Рассказываем, как хоррор с элементами драмы превратился в драму с элементами хоррора, но от этого не стал хуже.

Автор фото: Кинопоиск

На этот раз в центре истории — страдающая от смертельной болезни девушка Сэм (Лупита Нионго), которая доживает последние отведенные дни в хосписе. Ее единственное желание — вновь попробовать вкус пиццы из ресторана, напротив которого в джаз-клубе когда-то играл на рояле ее покойный отец. В день поездки обитателей хосписа в Нью-Йорк, в числе которых находится и Сэм вместе со спутником — котом по кличке Фродо, начинается вторжение пришельцев. Люди, ставшие первыми жертвами монстров, попадают в новую реальность, где молчание — ключ к выживанию.

Если это ваше первое «Тихое место», вы, вероятно, будете очарованы им и захотите посмотреть два других. А вот если вы уже смотрели предыдущие части, то удивитесь, зачем авторы планируют выход триквела, если им и так уже мало есть что сказать нового. Есть мнение, что франшизам не обязательна новизна, чтобы быть хорошими, но продолжение дилогии подвергает данное утверждение испытанию. Картина следует тем же канонам и не хочет быть лучше или новее. По сути, создатели просто сняли тот же фильм, но с другими персонажами.

Автор фото: Кинопоиск

«Тихое место» 2024 года как будто и не задумывалось как очередной хоррор. Для героев пришельцы и постапокалипсис — лишь незначительные препятствия на пути к обретению покоя (и пиццы). Налицо новый виток эволюции жанра. Авторами явно ставится цель демонстрировать не пустые скримеры, литры крови или тонны трупов на потеху публики, а сложные психологические драмы людей, оказавшихся в страшной ситуации. Но работает ли такая схема?

Казалось бы, зачем снимать приквел, если уже во второй части «Тихого места» зритель познакомился с первым днем апокалипсиса через флешбэки главных героев. Приквел ждали, чтобы узнать, как власти отреагировали на чрезвычайное положение и как новоприбывшим удалось так быстро одолеть вооруженные силы. По факту же в новой части ничего нового зритель о загадочном вторжении монстров-библиотекарей, уничтожающих всех, кто шумит, не узнает. Не узнает он и каким образом пришельцы так быстро сумели ликвидировать всю армию. Не обошлось и без клише и шаблонов предшественников картины. Все те же громкие нелепые ситуации на пустом месте. Сюжетные ходы авторы повторяют из раза в раз: кто-то издает случайный звук, сопровождаемый украдчивым взглядом, пока герои ждут, услышат ли его монстры (спойлер: они услышат). Но перейдем и к плюсам.

Автор фото: Кинопоиск

Удачным, но все же немного манипулятивным нововведением стало включение в сюжет кота-компаньона. Да, многие сцены с питомцем героини, сопровождавшим ее везде, выглядят неестественно: он не рычит или шипит при виде монстров, не мечется в ужасе с вырвавшимися на свободу инстинктами и даже умудряется выжить, находясь значительное количество времени под водой, при этом не издав ни звука (фантастика покруче фильмов Ридли Скотта). Тем не менее просто невозможно не переживать за судьбу Фродо, и ты попадаешь в расставленный авторами «пушистый» капкан.

Это были самые быстрые полтора часа, даже несмотря на то, что новое «Тихое место» — максимально вялотекущий триллер. Отчасти на это повлияли удачные операторские решения и идеальное музыкальное сопровождение. Постановка первых минут вторжения, в которых чувствуется рука старичка Бэя, — еще один момент, заслуживающий внимания, которого ему почти не уделили.

Автор фото: Кинопоиск

«Тихое место» никогда не было нарративно-шаблонным хоррором про противостояние отчаявшихся людей и кровожадных пришельцев. В первую очередь вся франшиза строится вокруг человеческих эмоций и ролей маленьких людей во всеобщей разрухе. В новой части режиссер смог приумножить данную фабулу. Здесь делается упор на преображение личности и мировоззрения главных героев. Так, Эрик (Джозеф Куинн), студент из Великобритании, которого судьба (кот) сводит с умирающей Сэм, за день превращается в супергероя, способного в одиночку достать лекарства для новой подруги и спаси ее кота от пришельцев. Его линия откровенно глупа, но как же она человечна.

В отличие от напряженной оглушительной тишины первых фильмов здесь царит пронзительная простота. За сюжетом о походе за пиццей наблюдать увлекательно, и хоть авторы и манипулируют эмоциями зрителей, делают они это аккуратно. Да и за маской фильма-катастрофы скрываются глубокие посылы, за которые Сарноски можно простить чрезмерное заигрывание с драмой. Некоторые кадры намертво врезаются в память, а большие глаза Нионго, смотрящие прямо в душу под песню Bringing Her Home, будут преследовать еще долго после титров.