Дарья Ленда: «Любимая роль у меня впереди»
Татарстанская актриса в эксклюзивном интервью для GALA об актерском обучении в Челнах и старте своей карьеры.
На телеканале ТВ-3 стартовал детективный сериал «Блонды» - история про спецотдел, работающий под прикрытием брачного агентства. Одну из главных ролей в нем исполнила татарстанская актриса Дарья Ленда. Мы поговорили с ней о кино, театре и о том, чем её героиня из «Блондов» похожа на Саманту из «Секса в большом городе».
- Вы рассказывали, что начинали свой путь в театр ещё в детстве, со студий «Коктейль» и «Подмастерья». Что больше всего запомнилось из тех времён?
- Первое знакомство с актерской профессией у меня случилось в 12 лет, тогда я еще почти ничего не знала о театре, зато занималась баскетболом. Я пришла в студию случайно, по рекомендации друзей. «Подмастерья» - одна из сильнейших студий в Челнах и даже в Татарстане. Там педагоги старались раскрыть нашу индивидуальность и свободу на сцене, помочь нам понять, что мы можем. Мне очень повезло, что я попала в такой сильный набор, и я была восхищена всеми ребятами-студийцами: невероятно талантливыми, смелыми. Мне очень захотелось связать себя с этой профессией, чтобы как-то оказаться ближе к ним. Плюс высокая требовательность от педагогов и неподдельная вера в меня.
- После школы вы точно знали, что будете поступать в СПбГАТИ, но с первого раза не получилось. Как вы смогли преодолеть первую неудачную попытку? И что пришлось сделать, чтобы попасть в вуз мечты?
- В 2011 году я действительно провалила экзамен в СПбГАТИ, слетев с третьего тура. Для меня это было трагедией, как и для многих не поступивших в театральный вуз. Но я не сдалась, потому что мечтала учиться именно в СПбГАТИ. Я год отучилась в Санкт-Петербургском институте культуры, набралась опыта, много читала, подобрала себе более сильный репертуар для поступления, стала чуть лучше понимать и разбирать прозу, стихи, и поступила.
- Что вам запомнилось из институтских времён? Вы тепло отзываетесь об однокурсниках и педагогах оттуда, но есть ли какой-то определённый человек, который оказал на вас самое сильное влияние?
- Наш курс был совершенно замечательный, особенный. Во-первых, мы очень много занимались Первой студией МХТ, прославленной именами и событиями начала ХХ века, это была очень сложная работа, но интересная. Из этих этюдов родился наш первый дипломный спектакль по пьесе Гейерманса «Гибель «Надежды». Роль Книртье, которую я играла в этом спектакле, до сих пор меня не отпускает и очень многому меня научила. В следующем спектакле мастерской «Месяц в деревне» по пьесе И.С. Тургенева я играла роль Натальи Петровны. Невероятно сложный текст, непростая психология моей героини, тургеневские юмор и «любовные кружева» - все это мне долго не давалось, и только ближе к последним из сыгранных мной спектаклей я осмелела и стала получать удовольствие. Самое сильное влияние оказали на меня мои педагоги: С.Д. Черкасский, В.В. Любский, В.Н. Галендеев, Н.С. Лапина, И.А. Марков, Л.Р. Мочалина, список может быть очень длинным, боюсь кого-нибудь забыть, и мне сложно кого-то из них выделить. Я очень многим обязана каждому, и я благодарна судьбе, что я училась именно у них, именно на этом курсе.
- Сразу после института вы поступили в МДТ. Почему именно этот театр? Не было мыслей уйти в другое место?
- На первом курсе академии мы всем курсом ходили на легендарный спектакль МДТ «Братья и сестры», это традиция нашей мастерской. Постановка произвела на меня очень сильное впечатление: тогда я уже серьезно задумалась о поступлении именно в театр Европы. Моим педагогом по сценической речи был Валерий Николаевич Галендеев, профессор, заслуженный деятель искусств России и ближайший помощник Льва Абрамовича Додина. В этом году его не стало, и для всех нас эта очень большая потеря. Это был невероятно обаятельный человек, энциклопедически образованный, у которого можно было бесконечно учиться. Валерий Николаевич помогал мне в каждой моей роли, когда было очень-очень трудно, ничего не получалось, когда многие не верили в меня, а он верил, поддерживал, и это придавало мне сил. Я очень многим обязана именно Валерию Николаевичу, он был иногда жесток, но справедлив: он учил нас не просто технике речи, а СМЫСЛАМ в речи. Он учил нас актерскому мастерству. На последнем курсе В.Н. Галендеев поставил речевой спектакль «Двойное непостоянство» по пьесе Мариво, в котором мы были ничем не прикрыты - ни декорациями, ни музыкой, ни светом. Каждый выходил на площадку, смотрел в глаза зрителю и пробовал дотянуться в актёрском существовании до той планки, которую нам ставил Валерий Николаевич. После окончания института наш курс наравне с выпускниками других мастерских и других театральных вузов показывался в МДТ. И на мое огромное счастье меня пригласили в театр моей мечты. Этот театр был и остаётся моим домом: самым значимым, самым желанным, и поэтому мысли уйти в другой театр не было никогда.
Автор фото: личный архив Дарьи Ленды
- Давайте про работу в кино. Вашим дебютным проектом считается фильм Виктора Татарского «Чужая жизнь», но своей первой настоящей ролью вы называете работу в сериале «Русские горки» Алеко Цабадзе. Почему? Как вы вообще пришли к кино?
- После окончания академии меня утвердили на первую мою главную роль в полнометражный фильм «Чужая жизнь» (режиссер Татарский). Опыта в кино у меня еще не было, и я училась на съёмочной площадке: слушала режиссера, смотрела, как работают другие артисты. Многие понимали, что я впервые оказалась в кадре, помогали мне и поддерживали. У меня остались двойственные впечатления от этой работы... С одной стороны, съемки проходили в Карелии, практически на острове. Там потрясающая природа, всем советую приехать и посмотреть ее. С другой стороны, «Чужая жизнь» была моим первым серьезным киноопытом, я ответственно к нему подошла, но испытывала большой стресс. Это действительно был триллер: в этом жанре я существовала не только в кадре, но и за ним. Я очень волновалась, остро на все реагировала, внутри меня был такой бешеный ритм, что хватило бы на несколько психологических триллеров. Возможно, мне это помогло, но сегодня я уже более критично отношусь к своей работе в этом фильме. Моя героиня кажется мне несколько монотонной… сейчас я бы, наверное, представила ее разнообразнее. С другой стороны, у нас был сговор с режиссером, и, на мой взгляд, режиссеру всегда нужно доверять. Только так может получиться что-то хорошее. По крайней мере, сейчас я думаю так. С «Русскими горками» (режиссер Алеко Цабадзе) было иначе. Помню, как меня внезапно пригласили в Москву на пробы (на тот момент почти весь кастинг на этот сериал был сформирован, только не могли найти подходящую актрису на роль Киры), и вот я еду ночным поездом и взахлеб читаю сценарий, не могу оторваться, хотя знаю, что мне необходимо выспаться. Но сюжет был настолько интересный, что я так и не уснула. Для меня стало огромным счастьем, что меня утвердили в этот проект. Съемки сериала длились целый год, за это время моя героиня успела «повзрослеть» с 18 до 40 лет. Именно на этом проекте я обрела подругу Марию Лисовую (мы и в кадре играли подруг и в итоге не смогли расстаться и дружим уже на протяжении семи лет). Она живет в Москве, я в Санкт-Петербурге, но мы постоянно созваниваемся, встречаемся, приглашаем друг друга на премьеры, спектакли и другие важные события нашей жизни.
- Как вы ощущаете себя на съёмочной площадке? Чем отличается Дарья в театре от Дарьи в кино?
- Я очень люблю подготовку, сам съемочный процесс, встречу и знакомство с режиссером, партнерами, съёмочной группой. Здорово, когда случается больше репетиций, читок. Я получаю колоссальное удовольствие от киноработы. И в театре, и в кино я стараюсь сделать максимально честно и хорошо.
Автор фото: личный архив Дарьи Ленды
- Какая из ролей вашего театрального репертуара вам ближе или важнее всего? Есть мечта попробовать себя в какой-то роли, в которой ещё не доводилось быть?
- Я не стала бы выделять какую-то из своих ролей, мне нравится выходить на сцену в любой постановке. Я уже говорила о спектакле «Братья и сестры», он идет 6 часов. Сейчас я играю (хотя мы в театре говорим не «играю», а «пробую») одну из главных ролей в этом спектакле — Лизку. Мы погружаемся в мир Федора Абрамова, в его невероятный космос. Но есть и другие роли, которые я очень люблю: роль Реганы в трагедии Шекспира «Король Лир», роль Далии в спектакле «Трактир «Вечность» по пьесе Мохамеда Касими, роль Гуль в спектакле «Где нет зимы» по повести Дины Сабитовой. Любую историю, пьесу интересно пробовать, если у нее есть тема, есть глубина, а у тебя есть возможность поделиться своим опытом, своей болью, болью близких или чужих людей. И мне бы не хотелось также называть какого-то конкретного персонажа, говоря о своей «роли-мечте». Важнее, чтобы у моей героини была сложность характера, чтобы за текстом возникала интересная индивидуальность, глубокая личность, человеческая тема. Интересно пробовать героиню, не только находящуюся в конфликте с кем-то, но и в конфликте с самой с собой. В общем, хочется, чтобы за текстом был живой, сложный, ошибающийся, многогранный, неоднозначный (а потому и интересный!) человек.
- Есть ли у вас любимая театральная постановка? Может, в МДТ или в каком-то другом российском театре.
- На данный момент, повторюсь, это «Братья и сестры», а также «Дядя Ваня» и «Вишневый сад» в постановке Льва Додина. Но если говорить не о МДТ, то мне очень понравился спектакль в постановке моего мужа Виталия Любского «Заповедник» по повести Довлатова. Этот спектакль произвел на меня сильное впечатление совсем не потому, что его поставил мой муж, а потому что он действительно очень хороший. Также мне нравятся спектакли Юрия Бутусова, Римаса Туминаса, Яны Туминой, Андрея Могучего. Очень сложно выделить или выбрать что-то конкретное, тем более что сегодня меня может волновать одно, а завтра я буду смотреть на это иначе. Поэтому предпочитаю не выделять любимое и не любимое.
Автор фото: личный архив Дарьи Ленды
- У вас есть какие-то ритуалы перед началом съёмок? Как вы справляетесь со стрессом?
- У меня нет такого ритуала. Пробы грима и костюма, разговор с режиссером и партнером – вот главный ритуал перед началом съёмок. Душ и сон - лучшее лекарство после трудного съемочного дня.
- Как вы считаете, какие качества должны быть у современной актрисы, чтобы найти себя в кино?
- Харизматичность, целеустремленность, смелость, талант, умение быстро переключаться и фиксировать, умение работать со своим эмоциональным и психологическим состоянием, способность признавать свои ошибки и постоянно развиваться, способность слышать и учиться и, конечно же, любовь к своей работе.
- Как вы обычно готовитесь к новой роли?
- Ох, это очень долгий процесс. Во-первых, я всегда завожу новую, отдельную тетрадь. Переписываю свой текст от руки (в кино иногда печатаю и приклеиваю в тетрадь), оставляя место для пометок (это обязательно, потому что в процессе всегда открывается что-то новое). Читаю пьесу или сценарий несколько раз. Выписываю все сцены так, как они идут в сценарии (в кино сцены часто снимаются вразнобой. И чтобы не забыть, какое было эмоциональное состояние персонажа в отснятом, скажем, неделю назад моменте, тетрадка служит отличной подсказкой). Плюс в ней же пометки в связи с разными эпизодами: предложения и вопросы режиссеру, идеи относительно планируемых сцен и прочее. Выписываю всю информацию из сценария или пьесы о моём персонаже (как выглядит, сколько лет, указания на характер героини и так далее). Пытаюсь понять, чего хочет моя героиня. Сочиняю, додумываю биографию персонажа, о которой не говорится в пьесе. Если это театральная роль, то дополнительно читаю книги, смотрю фильмы, картины, слушаю музыку, что ещё больше помогает погрузиться в мир пьесы и в мир моей героини. А в кино бывает необходимо овладеть дополнительными навыками (езде на мотоцикле, стрельбой, выучить текст на иностранном языке) или похудеть, а иногда специально пополнеть для роли. Вот, это если вкратце.
Автор фото: личный архив Дарьи Ленды
- Какую из своих работ в кино вы назвали бы самой любимой на сегодняшний день?
- Я по-своему люблю свою каждую роль, и уверена, что самая любимая роль у меня впереди.
- Мы узнали, что совсем скоро на ТВ-3 состоится премьера сериала «Блонды», в котором вы сыграли одну из главных ролей. Расскажите немного о своей героине?
- Моя героиня напоминает Саманту из «Секса в большом городе». Она тоже очень яркая и дерзкая, любит мужчин, приключения и постоянно попадает в курьезные ситуации.
- Насколько мы знаем, «Блонды» — это секретный спецотдел под видом брачного агентства. Чем вас привлек проект? Сразу согласились на съемки? Чем сериал может зацепить зрителя?
- Этот проект привлек в первую очередь своим жанром, ярким и смешным характером героини. Эта роль позволяет «похулиганить», получить удовольствие от острых, забавных и одновременно драматических ситуаций, в которые «вляпывается» моя героиня. Сериал «Блонды» может зацепить зрителя своими интересными и живыми героями, за приключениями которых захочется наблюдать, возможно, юмором, а где-то и драматическими моментами. Сложно оценивать свою работу, пусть лучше зритель оценивает наши старания.
Популярное
Игорь Чехов о резком похудении и победителе проекта «Звезды в джунглях»
В эксклюзивном интервью для GALA комик приоткрывает небольшой секретик.
«Небриллиантовая рука»: новогодняя премьера, под которую не стыдно резать салаты
Аларм: это не ремейк и не пародия на советскую классику, а неожиданно удачный концентрат из мемов.
В чем встречать 2025 год и чего от него ждать — разговор с астрологом
Разбираем с астрологом, что готовит год Зелёной Деревянной Змеи.
Съешьте это немедленно: инсайды о новогоднем столе от диетолога
Рассказываем, как не переедать в каникулы, как вернуться в ресурсное состояние правильного питания и, главное, сколько могут храниться новогодние салаты.