соцсети

Автор фото: соцсети

Автор материала: GALA mag

«Заячий стон»: «К нам пришла женщина с шестимесячным младенцем и он смеялся»

Театр, который не боится быть абсурдным, рассказал нам об истории их названия, планах покорить кино и о новом спектакле.

«Заячий стон» – это уникальный театральный квартет, который смело нарушает границы обыденности. За десять лет существования они не только сформировали уникальный стиль, но и привнесли в российскую театральную сцену новый подход, сочетая комедийные элементы с глубокими философскими размышлениями. В эксклюзивном интервью для GALA участники квартета Кирилл Петров, Максим Амельченко, Алексей Поляков и Виталий Боровик рассказали о своем пути, который начался абсолютно случайно, об участии в клипе Филиппа Киркорова и о том, что с ними происходит сейчас.

- Расскажите подробнее о позиционировании вашего проекта: объясните это тем, кто не знаком с термином «театральный стендап»?

Кирилл Петров: Нам кажется, что мы сами придумали театральный стендап. Может быть, это прозвучит слишком громко, но изначально все мы четверо – выходцы из большого московского театра «Ленком». В какой-то момент мы решили отделиться и создать свой театр. Сначала это было скорее шуткой, и у нас не было никаких глобальных планов: мы снимали короткие видео и выкладывали их в интернет, когда еще и соцсетей-то таких не было. Со временем мы выпустили один спектакль, второй, третий – и вдруг осознали, что у нас действительно есть театр. Идея театрального стендапа родилась из желания отличаться от традиционного драматического театра. Это не совсем традиционные пьесы: это, наверное, размышления о себе и своей жизни, рассказы от первого лица. Мы не играем конкретных персонажей, а через скетчи рассказываем о нашей жизни, о нашем отношении к ней и к театру. Поскольку это наши собственные мысли и истории, мы называем это не классическим театром, а театральным стендапом.

- А как вы все познакомились? Как вообще пришла идея создать собственный независимый театр?

Максим Амельченко: Во-первых, мы все работали в одном театре – «Ленком» Марка Захарова. Так сложилось, что Марк Анатольевич распределил нас всех четверых в один спектакль, где у нас были совсем небольшие роли. Мы играли четырех убийц, которые в конце убивают главного героя. И вот с начала спектакля до нашего выхода у нас было около трех часов, и мы не знали, чем заняться. Начали снимать странные, как нам казалось, видео. После первого выложенного ролика мы получили четыре лайка и поняли – это наше! Это может «порвать» людей! Мы начали снимать эти видео на каждом спектакле. Постановку часто показывали, потому что это была премьера, и наши ролики выходили чаще, а зрителям это нравилось. Постепенно к нам стали присматриваться друзья-звезды, мы начали снимать коллаборации, и в итоге всё это переросло в то, что сейчас у нас есть – четыре спектакля, независимый театральный проект.

- На кого или на что вы ориентировались, создавая концепцию театра?

Максим Амельченко: Мы ориентировались исключительно на себя. Мы хотели делать в театре то, что нравится нам. Мы не играли главные роли в «Ленкоме», нам доставались в основном маленькие. И в какой-то момент мы поняли, что так можно просидеть всю жизнь. Поэтому решили делать что-то значимое для себя самих, так и появилась наша идея.

Автор фото: соцсети

- Название «Заячий стон» звучит необычно. Как оно появилось?

Кирилл Петров: Название возникло совершенно случайно. Однажды, почти десять лет назад, мы сняли наш первый короткий видеоролик. Уже расходясь после съемок, решили, что нужно как-то назваться, пусть даже условно. И кто-то из нас, уже выходя в коридор, крикнул: «Да пусть будет «Заячий стон»!» Так и закрепилось это название, совершенно случайно. Мы даже придумали ему философию: словосочетание «заячий стон» вызывает у людей улыбку, и как комедийный театр мы рады, когда у зрителей оно ассоциируется с юмором.

- Вас когда-нибудь сравнивали, например, с «Квартетом И»? Как вы к этому относитесь?

Максим Амельченко: Да, конечно, нас сравнивали с ними. Мы, правда, моложе, но, во-первых, их тоже четверо, и у них тоже есть свой театр. Они популярнее, ведь они уже освоили кино, сняли не одну свою картину. А мы только проникаем в это пространство, только начинаем «наводить шороху». У нас с ними разное видение театра, подход. Но они для нас как старшие товарищи, на которых мы ориентируемся и учимся, в том числе благодаря дружбе с ними.

Автор фото: соцсети

- Как в вашем коллективе распределены роли?

Кирилл Петров: Мы все прежде всего актеры, но так как это частный театр, приходится брать на себя дополнительные обязанности. Лёша – наш основной автор: он пишет тексты, сценарии, шутки, одним словом, отвечает за весь творческий контент. Я сам больше технически подкован, поэтому занимаюсь монтажом видео и всей технической организацией. Максим – очень музыкальный человек, он отлично поёт, играет на гитаре и занимается всей музыкальной частью, включая работу в звукозаписывающей студии. А Виталик у нас обладает продюсерскими способностями, поэтому отвечает за продюсирование, договоры, бухгалтерию и другие организационные вопросы.

- Вы больше друзья или больше партнеры?

Максим Амельченко: Конечно мы друзья. Но когда у нас получается провести время отдельно друг от друга, мы с удовольствием этим пользуемся. Мы проводим вместе больше времени, чем с любимыми и родными. И если у нас вдруг выходной, никто не пишет: «Эй, ребята, пошли куда-нибудь!» Мы просто закрываем чат и отдыхаем отдельно. А вот на гастролях мы действительно чувствуем нашу дружбу и товарищество.

- Вы часто играете с темой абсурда. Какие самые абсурдные ситуации происходили в вашей жизни?

Виталий Боровик: На самом деле в нашей жизни часто происходят абсурдные события, которые, если бы были выдуманы для кино, никто бы не поверил. Эти ситуации на грани чуда, парадоксальные и нелепые, но они происходят. Так же и создание нашего коллектива – это абсурдно и чудесно одновременно. Мы не особо дружили, не обсуждали общие темы театра, но как-то случайно все сошлось, и вот уже десять лет мы вместе. Это стечение обстоятельств, и для меня оно удивительно и непостижимо, поэтому в нашем театре активно используется форма абсурда как способ выражения.

Алексей Поляков: Например, однажды мы закончили играть спектакль, собрали свои вещи – чемоданы, реквизит, доску, – всё приготовили. Выпили, как водится, сели в машину и уехали. Через какое-то время развернулись, проезжаем мимо театра и вдруг видим: стоят вещи, один в один как наши. Мы тогда осознали, что просто забыли всё снаружи у театра! Подобных ситуаций у нас много, ведь в команде четыре парня, и все мы довольно неорганизованные, хотя при этом пытаемся управлять своим собственным театром.

- Вы играете спектакли о театре, о смысле жизни, о счастье. Какая тема следующая?

Кирилл Петров: В январе мы выпускаем новый спектакль под рабочим названием «Маршрут перестроен». Это обновленная версия нашего прежнего спектакля «Маршрут построен», который мы играли еще в «Ленкоме». Сейчас мы переработали текст и готовим премьеру на новой сцене.

- В чем, по вашему мнению, заключается истинное предназначение театра?

Кирилл Петров: Театр помогает людям отвлечься от реальности, уйти от повседневных забот и переживаний. Конечно, в этом плане театр – это и развлечение, но такое, которое позволяет подумать, испытать живые эмоции. Каждый спектакль уникален, и в отличие от кино, в театре зритель видит живую игру актеров. Поэтому люди приходят в театр – за уникальными, неповторимыми ощущениями.

Максим Амельченко: Я думаю, что для каждого человека предназначение театра своё. Кто-то приходит в театр и получает что-то, что может перевернуть его жизнь. А кто-то уходит, так и не получив ничего. Но основная миссия театра, как мне кажется, – заставить человека задуматься. Чтобы после просмотра он несколько дней вспоминал увиденное и, возможно, даже поменял что-то в себе к лучшему.

Алексей Поляков: Театр должен поддерживать напряжение в сознании зрителя. Он должен быть процессом, который постоянно развивает. Искусство в целом, и театр в частности должны вызывать эмоции и заставлять зрителя размышлять, провоцировать на чувства, чтобы «каша варилась в голове».

Автор фото: соцсети

- Какая была самая неожиданная реакция зрителей на ваши спектакли?

Алексей Поляков: Однажды к нам пришла женщина с шестимесячным младенцем, и этот младенец смеялся. Это была самая неожиданная реакция.

- Если бы ваша аудитория могла взять один главный урок из ваших постановок, что бы это было?

Алексей Поляков: Мне кажется, главный урок – если хочешь что-то сделать, нужно действовать. Не стоит бояться, потому что пока ты будешь бояться, можно и не успеть ничего сделать. Время уходит, а драгоценные секунды летят безвозвратно.

Виталий Боровик: Очень просто. Мы не любим морализировать напрямую, это всегда превращается в нудятину, поэтому скрываем смысл под языком комедии. Но по сути хотим сказать: как бы ни было сложно, нужно двигаться к тому, чего ты по-настоящему хочешь, несмотря ни на что. Как бы страшно или тяжело не было, не опускайте руки.

Кирилл Петров: У нас есть спектакль «Комедия смысла жизни», где мы пытаемся рассуждать о смысле жизни. Несмотря на сложность темы, в итоге все сводится к простой идее: находиться «здесь и сейчас», ценить момент. В конце спектакля мы говорим зрителям: «Сегодня мы с вами забыли о проблемах и просто наслаждались этим временем вместе». Думаю, в этом и заключается главный смысл нашего творчества.

Автор фото: соцсети

Автор фото: соцсети

- Вы участвовали в клипе Филиппа Киркорова на хит «Стеснение пропало». Комфортно себя чувствуете в этом «шоубизе» или ближе театральная тусовка?

Виталий Боровик: Вы знаете, мы не ставили себе чёткой цели попасть в шоу-бизнес. Мы просто движемся вперёд, и на этом пути случаются неожиданные вещи. Например, история с Филиппом Бедросовичем: мы просто сделали танец под его песню, не планируя ничего больше. Но в итоге он сам нам написал, сказал, что у него проходит конкурс, и мы оказались в числе победителей. Дальше предложил встретиться, сняться в танцевальном клипе, а потом и в полном музыкальном клипе на его песню. Всё это произошло совершенно спонтанно. Сказать, что мы специально стремимся в шоу-бизнес, – это, наверное, не совсем так. Мы универсальны в том смысле, что работаем на стыке театра и соцсетей, создавая нечто вроде цифрового театра. Социальные сети помогают нам расширить аудиторию и медийность театра, и здесь мы можем экспериментировать в шоу-бизнесе. Мы знакомы со многими артистами, дружим, например, с Александром Реввой: он приходил к нам на день рождения, участвовал в наших капустниках, мы снимались у него в клипе «Ты нам симпатична». Недавно мы записали собственную песню – просто чтобы попробовать что-то новое. Соцсети для нас – это пространство свободы, где возможно всё, и мы с удовольствием пробуем себя в разных направлениях, если случаются интересные обстоятельства.

- Вы придумывали визуальные каламбуры для клипа?

Виталий Боровик: Да, это полностью наш текст, наша идея. Дальше мы работали в соавторстве с «Худяков Продакшн», с людьми, которые помогали нам технически реализовать нашу концепцию. Мы целый месяц сидели и думали, как воплотить все это в жизнь. Написали текст, когда Филипп Бедросович предложил сотрудничество. Мы написали его бескомпромиссно и свободно, выражая то, что нам действительно хотелось сказать. Сначала нам казалось, что это может быть несерьезно, что ничего не выйдет – просто забавное занятие. Мы подумали: «Ну, если хотите, то окей». Но через неделю он молчал, а потом сказал: «Делаем, идите к директору, он даст вам все условия».

- У каждого из вас за плечами разные театральные школы, но сейчас многие идут в актерство без образования: как вы к этому относитесь?

Кирилл Петров: Нормально. Есть немало людей, которые по призванию талантливы в своем деле, и это касается не только актерской профессии. Например, есть потрясающие сварщики или пекари, не имеющие специального образования, но прекрасно справляющиеся с работой. То же самое и в актёрстве – встречаются очень талантливые артисты, которые дают зрителям что-то особенное даже без профессиональной подготовки. В истории есть примеры таких людей. Например, Марк Захаров – у него было актерское образование, но не было режиссерского, хотя он стал великим режиссером и вошёл в историю русской режиссуры. Конечно, образование помогает: оно даёт опыт, навыки, различные приёмы, которые можно использовать на сцене. Но если у вас получается делать своё дело без диплома – это тоже прекрасно.

- Задумывались ли вы о переносе своего успеха на киноэкраны?

Алексей Поляков: Да, прямо сейчас мы этим занимаемся. Мы подали документы в министерство культуры, чтобы нам выделили бюджет на наш кинофильм. Пока не буду говорить, как он называется – мало ли, ведь он ещё не утверждён. Но мы движемся в этом направлении. Сюжет будет о четырёх актёрах, которые служат в театре, переживая разные перипетии. Это будет история про нас, хотя и выдуманных персонажей, но, безусловно, о нас.

Виталий Боровик: Конечно, это одна из наших глобальных целей. Но наш путь – это путь проб и ошибок. В театре мы уже понимаем, как работать с разными форматами, а в кино всё усложняется. Это как пересесть с велосипеда на самолет – больше деталей, больше нюансов. Мы сталкивались с кинокомпаниями и платформами, которые предлагают подстраиваться под определенные форматы, но так мы потеряем свою уникальность. Нам нужно гораздо больше усилий, чтобы достичь того уровня кино, которое мы действительно хотим создать.

- Вы активно снимаете юмористические ролики для соцсетей. За этим стоит отдельная команда или вы делаете всё сами?

Виталий Боровик: Изначально мы всё делали сами, но сейчас у нас уже есть команда. Сценарии пишем мы, монтаж частично делаем сами, частично отдаем специалистам. СММ сейчас ведёт отдельный человек, так как времени не хватает. Но основной креативный импульс исходит от нас.

- Вам больше нравится общение с аудиторией через цифровой формат или на сцене?

Виталий Боровик: Прежде всего мы про театр. Живое общение со зрителем в зале – это наша профессиональная радость и цель. Соцсети для нас – это способ презентовать и рассказать, чем мы занимаемся, чтобы в конечном итоге зритель пришел в зал. Сегодня привлечь зрителя сложно, когда всё доступно «одним пальцем», но соцсети и театр сейчас работают у нас в связке. Мы знаем, что, придя к нам, зритель с вероятностью 95% уйдет довольным, и многие возвращаются.

- Как вы проводите своё свободное время?

Алексей Поляков: Свободного времени у нас мало, поэтому я провожу его с семьей. Я обожаю кино и стараюсь смотреть все, что выходит. Если у меня есть свободные три часа, я обязательно посмотрю какой-нибудь фильм или сериал, чтобы развиваться и получать новые впечатления.

Максим Амельченко: Свободное время люблю проводить как и все – съездить куда-нибудь. Например, отправиться в другой город, во Владимир, Ростов, или просто взять машину и поехать искать новые места, получать новые впечатления. Чем они ярче, тем лучше.

- Какая основная миссия вашего проекта?

Алексей Поляков: Это интересный вопрос! Мне кажется, наша основная миссия – зажигать огонь в сердцах людей. Нам очень важно, чтобы зритель после спектакля не просто ушел домой, а почувствовал, что готов действовать, что что-то изменилось в нём. Вот это ощущение, когда он выходит и решается позвонить кому-то, выразить свои чувства или сделать важный шаг – вот это и есть наша главная цель.

Кирилл Петров: Не хочется бросаться громкими словами. Но у нас есть задача, чтобы люди в зале отвлеклись от своих проблем, улыбнулись и получили удовольствие. На данный момент это и есть наша миссия.

Максим Амельченко: Мы работаем через юмор. Стараемся завладеть вниманием зрителя с помощью юмора, а через него передаем более глубокие и важные мысли. Сегодня зрителя сложно увлечь, но если мы его подключили через смех, он уже наш. Он готов слушать и понимать, и в этот момент мы можем донести что-то серьёзное, не просто оставить его с легким смехом, а заставить немного задуматься, посмотреть на себя и окружающий мир.

Виталий Боровик: У нас нет четко сформулированной миссии, мы движемся по обстоятельствам. Раньше я думал, что делаю театр ради зрителя. Но со временем понял, что каждый человек воспринимает происходящее по-своему и каждый приходит по своей причине. Сейчас для меня важно быть искренним. Если то, что я делаю на сцене, имеет смысл и живёт во мне, зритель это ощутит на эмоциональном уровне. Театр для меня – это магия и тайна, и именно поэтому мне хочется этим заниматься. Это время соединения со зрителем своего рода общая, скрытая тайна.

Автор фото: соцсети