Почему все резко стали слушать «Кухни» от группы «Бонд с кнопкой»
Разбираем на атомы причины бешеной популярности представителей доброго российского инди.
Песней «Кухни» пропитан весь интернет. Её слышно из каждого уголка любого городка - от мини-кофеен и старых хрущевок до машин, разъезжающих по улицам. Но почему мы её слушаем?
Наивный фолк или хороший инди?
Залетевший трек парадоксальным образом (или нет?) родом из Башкортостана. Мы знаем, что республика щедра на таланты, но не настолько же! Ладно, это все шутки. Что с участниками?
«Бонд с кнопкой» - музыкальный проект Ильи Золотухина, основанный в 2017 году. Эта группа - результат коллективного творчества (сам Золотухин часто говорит, что именно при «сотворчестве» можно создать что-то гениальное и вечное).


У клавишницы Софьи Беляевой, кстати, есть свой проект «я Софа» (с которым я настоятельно рекомендую ознакомиться). Еще в группе играют Дамир Мухамеджанов, Наталья Цуканова (на бэк-вокале), Екатерина Нечаева и Никита Тяботин.
Жанр - инди с элементами фолка. В одном из интервью сам Золотухин охарактеризовал последний альбом «Бонда с кнопкой» (и все, что группа творит в последние годы) как «славянское язычество». В музыке много инди-рока и фольклорных элементов. «Офольклорить» музыку помогают повторяющиеся мелодии, похожие на песнопения какого-нибудь древнерусского хора, а также народные инструменты (укулеле, балалайки и по списку).
Эта музыка грустная, трогательная и яркая. В ней много ударных, многоголосные голосовые партии и «народные тексты». Украшением трека, безусловно, можно считать голос фронтмена - глубокий, расщепленный и яркий. Лично мне он напомнил тембрально участника немецкой рок-группы AnnenMayKantereit (которые когда-то были известны своей перепевкой стинговского Roxanne).
До «Кухонь» группа пользовалась популярностью, но в узких кругах. И стиль их в 2018-2020 больше соответствовал духу того времени: это были не разнообразные аранжировки, звучащие фирмово, а скорее песни в соло под гитару.
Золотухин изначально ходил на московские квартирники (в Москву он переехал после окончания учебы в Нефтекамске) и искал там единомышленников. К музыке, по его же словам, он не относился всерьез вплоть до 22 лет.
Группа несколько раз меняла состав, и сейчас сформировалась так, как мы её описали выше. Релизы «Гротеск», «Истома» и «Путешествие» (на котором как раз и оказались «Кухни») - то, что стоит послушать, если вы хотите проникнуться творчеством ребят.

«Кухни» - гимн лета
В успехе песни три составляющих: алгоритмическая удача, поддержка от звезд российской музыкальной сцены и попадание в тренды.
С первыми двумя все понятно - менеджер помог с выверенной промо-стратегией, а рэпер Баста поднял охваты «Бонду с кнопкой» упоминанием в одном из выпусков шоу «Зацени мне трек».
Последний же пункт вызывает вопросы. Как грустная акустическая гитара и строчки в духе «хранилище надежд для потомков» западает в сердца миллионам? Обычно такое пылится в маленьких любительских плейлистах в глубинках «Яндекс Музыки».
Секрет прост: и содержание, и форма отражают дух современности. Внутри баллады об ушедшей эпохе, пронизанной светлой печалью, кроется ностальгический дух. Мы знаем, о чем поет автор, и накладываем на текст личные ассоциации. Образ кухни в хрущевке - один из элементов коллективной памяти. Мы росли в разных городах и квартирах, но все как будто были в одном и том же пространстве - со старым железным чайником, скатертью-клеенкой и кружевными шторами.
Эту поэтичность обрамляет музыкальная составляющая: и инди-рок в стиле millenial core, и фольклорные мотивы, полюбившиеся в последние годы самой группе. В середине песни меломаны-зануды могут даже расслышать отголоски Coldplay с их хитом Clocks, который выстрелил еще в далеком 2003 году. Их, как и «Бонд с кнопкой», любят за гимновость, ощущение праздника и (если более глубоко) - катарсиса.
После «Кухонь» на душе не скребут кошки, как от депрессивного постпанка или экспериментальной электроники. Формула песни проста и понята маленькому ребенку и взрослому человеку: живи да радуйся.
Почему такая музыка начинает пользоваться популярностью?
В кругу музыкантов активно в последние месяцы развивается тема «новой доброй волны» российской инди-сцены. Первым начал продвигать эту идею автор канала «Рембодлер»: он посвятил пост тому, как меняется отечественная индустрия и применил термин «новых добрых». Это красивая камерная музыка, которая показывает не горести и печали реальности, а всю ее красоту и мимолетность.
«Бонд с кнопкой», судя по мнению некоторых музыкальных экспертов, как раз относится к этой категории. Поклонники группы рассказывают, что на живых концертах Золотухин делит зал на три части и поет вместе с ним хором. На ранних этапах развития группы он даже общался вживую практически с каждым, кто посещал его выступления.
Каждая песня «Бонда с кнопкой» наполнена целой палитрой чувств: от щемящей в груди тоски до беспричинных веселья и задора. В добрых и нежных песнях стало нуждаться гораздо больше людей. Они ищут во мраке свет. За примерами далеко ходить не надо: тысячи людей скупают билеты на «Сироткина», Рушана успешно колесит по стране, «Свидание» не первый год расширяет свою аудиторию. Все это отдаленно напоминает «золотую эпоху» российского инди, когда у любого человека с хорошим вкусом в плейлисте присутствовала пара-тройка песен от группы Motorama, Tesla Boy или Pompeya.
Стремление услышать «светлый минор» закономерно не только по причине того, с какой скоростью меняется мир и как сильно на нас обваливается ежесекундно информационный поток: мода внутри музыкальной индустрии циркулирует. И если в начале 00-х на пике популярности был r’n’b или грузящий голову дабстеп, а буквально пять лет назад - рэп всех сортов и мастей, то сегодняшним днем правит инди-сцена.
Плюс, повторюсь: «Бонд с кнопками» вкрапляет в музыку элементы фолка: а их интеграция в мелодии - общемировая тенденция. «Мельницу», «Канцлера Ги» и другие группы, которые обрели популярность благодаря народным мотивам и народным ладам, сменило новое поколение - The Settlers, Zventa Sventana и другие. Внешне они не похожи. Даже в содержании можно найти миллион различий. Но общие лейтмотивы и стилистические приемы очевидно прослеживаются.
Добрую музыку нужно сохранить
Такую музыку нужно оберегать. Над ней можно смеяться и говорить, что это очередная проплаченная история про провинциальных ребят, которые «выбрались в люди». Можно приписывать эту музыку к millenial core с их звенящими тамбуринами, хлопками в ладоши и припевами в стиле One Republic. Такая музыка может не заставлять рассуждать массы о чем-то возвышенном, глубоком и бесконечном (как это делают артхаусные артисты).

Но я думаю, что такая музыка должна быть. Дам немного вводных, чтобы мое мнение сразу назвали предвзятым: мое юношество пало на период подъема инди-сцены. В школе я до дыр слушала демки из групп во «ВКонтакте». Моей любовью были Том Йорк и Крис Мартин. Мне нравился музыкальный клип длиною в 30 минут от The Lumineers. Свое будущее я представляла где-то на сорокатысячном фестивале - со сверкающими в темноте зажигалками и развевающимися на ветру флагами.
Позже я погрузилась в остальные направления - трип-хоп, техно, хаус, альтернатива, поп и далее по списку. И мне казалось, что такая «добрая» музыка в столь быстро меняющемся мире просто перестанет иметь право на существование.
Но я, к счастью, оказалась неправа: она востребована не только среди искушенных слушателей и зануд, но и среди обычной публики. Она вернулась, наконец, к аутентичности и к желанию поддерживать артистов с интересным звучанием из маленьких городов. Она устала от пестрых перьев, звенящих цепей на платьях, обуви в стразах и фонограммы. Она безумно соскучилась по простой живой музыке (которой пророчат забвение фанаты нейронных сетей).
И она дает надежду. Возможно, это прозвучит тривиально и совсем не революционно, но хочется вспомнить слова Пушкина: «…и чувства добрые я лирой пробуждал». Эти строки - не про рафинированные аккорды и смазливые рифмы. Они не про то, что на все трудности нужно закрыть глаза и побежать радостно бегать босиком по зеленой лужайке. И не о банальном «мы за все хорошее против всего плохого».
Они о многогранности чувств и о том, с какими ощущениями слушатель выходит из зала. Музыку не обязательно раскрашивать детской пестрой гуашью, лепить из нее примитивные фигурки или душить «Маленькой феей», чтобы после нее оставалось добрые и светлые мысли. И через боль, и через преодоление страхов, и через мрачные образы веками деятели искусства передают главную во всем этом вещь - надежду. И в «Кухнях» она тоже есть.
Популярное
Тралалело Тралала и Крокодило Бомбардиро: почему зумеры тащатся от нейромемов
Разбираемся, над чем сейчас смеётся молодежь и почему в топе абсурдный юмор.
The Office GALA x THT party в Bazzar: как это было
Отгремела наша предновогодняя-деньрожденственская вечеринка. Рассказываем, как мы её готовили и провели.
Гид по летнему казанскому Open Space Market 2025: часть 1
Что покупать на OSM? Подборка брендов, на которые точно нужно обратить внимание.
Встречают по витрине: как фешен-гиганты летом завлекают покупателей в Париже
Эксклюзивные фото прилавков крупнейших брендов из мировой столицы моды.